Лекция Дмитрия Гутова — о будущем современного искусства в России

«Делайте все для развлечения любимого человека — и все будет нормально»

5 октября в рамках серии лекций DOCA-talk перед фестивалем Days of Contemporary Art 2018 состоялась лекция художника и историка искусств Дмитрия Гутова. Он затронул проклятые вопросы современного искусства — может ли им заниматься кто угодно, как побороть страх, как создать шедевр и наступила ли уже эпоха постпостмодернизма. Мы публикуем основные тезисы лекции.  

Должно ли искусство быть остросоциальным? 

В некоторых моих произведениях прослеживаются очень жесткие политические высказывания, но я уверен, что самое острое из них должно быть тихим. Например, А. С. Пушкин писал: «Я помню чудное мгновенье...» Это невероятно сильная фраза, требующая тотального обновления мира... Как сказал мой любимый философ Лифшиц: «Самая глубокая критика — это критика неверного отношения сознания к миру».

О светлом будущем современного искусства в России

Сейчас в Европе и в мире нет ни одного крупного города, где в центре не стоял бы огромный музей современного искусства. Более того, их еще куча строится. Литературы — мегатонны. В Москве тоже начинается этот процесс. Вы увидите, через несколько лет здесь откроются несколько гигантских музеев. То, что мы сейчас имеем, — это даже не кошкины слезки, это вообще ничто. Вот, появился «Гараж», появится музей Михельсона, расширяется Третьяковская галерея, Пушкинский музей. Мало никому не покажется.

Московская биеннале или сельский клуб — какое значение имеет место проведения выставки?

Художнику абсолютно без разницы, где выставляться: сельский клуб в Мытищах или масштабная выставка. Все равно. Важна сама работа, которая остается неизменна вне зависимости от контекста.

An artist in his studio, 2010. Metal, welding

Как создать шедевр

В 1992 году меня пригласили принять участие в Стамбульской биеннале. Координаторы обратились ко мне с просьбой сделать для выставки шедевр. Хуже нельзя представить. Когда тебе говорят: «Сделай халтуру», то никаких проблем. Долго мучился и понял, что у шедевра есть две характеристики: многотрудный и невидимый. Решил создать инсталляцию «Пыль». Прикрепил огромное количество лесок к потолку, а на них разместил пыль. Работа потребовала очень много труда.

Правда ли, что создать произведение современного искусства может каждый человек?

«Может сделать каждый» — классическое отношение к современному искусству, начиная со времен создания работы «Черный квадрат». Все думают, что они могут так же. Если вы посмотрите тексты Казимира Малевича (а их написано на 10 томов), то увидите, что за тем самым квадратом стоит теория, которую имеет смысл знать каждому.

Как классическое искусство повлияло на современное? 

По образованию я являюсь историком искусства, поэтому все мои работы — это поток цитат из авангарда, классики. Перефразируя Ленина, можно сказать, что постмодернистским художником можно стать только тогда, когда обогатишь память знанием всех богатств, созданных искусством. Мои работы — пересказ других произведений.

Sales Office, 2014. Concrete, metal, welding

Началась ли эпоха, следующая за постмодернизмом?

Классический постмодернизм, в основе которого идея о том, что обновление мира закончилось и мы можем жить лишь в эпохе вторичных цитат, возник в 70-х годах. Когда я в 80-е начинал работать, его концепция уже казалась мне устаревшей. Было желание уйти от постмодернизма. Но это не так просто. Эпоха давно закончилась. Однако абсолютного выхода из нее нет. Кто сможет порвать с постмодернизмом — будет молодец.

Как преодолеть страх?

Включите пофигизм. Это же просто искусство! За нами стоят миллиарды световых лет, есть бесконечный мир, надо осознать свое скромное место в этой вселенной, в истории искусства и работать в свое удовольствие. Вообще, делайте все для развлечения любимого человека — и все будет нормально.

Что читать начинающему художнику и искусствоведу?

Глубокая и содержательная критика: сборник статей «Модернизм: анализ и критика основных направлений». Из апологетики — Екатерина Андреева «Все и ничто». На меня когда-то повлияла книга «Кризис безобразия» (М. Лифшиц, Л. Рейнгардт). Если вы находите двух-трех серьезных авторов и начинаете за ними следить, то вы там кое-что найдете. Кому интересно, у меня есть несколько работ на эту тему, которые я могу нескромно порекомендовать: «Статуя в поэтической мифологии Осмоловского» и «Три спора». Все это есть в Сети, и там есть ссылки на конкретную литературу, которой мы пользуемся.

Buro 24/7

11.10.17, 19:03

  • Фоторедактор: Нина Расюк
  • Фото: gutov.ru