В Гостином Дворе открылась 8-я ярмарка современного искусства Cosmoscow: вчера — для профессионалов и коллекционеров, сегодня — для всех интересующихся. Предлагаемый галереями ассортимент и активные продажи уже в первые часы работы ярмарки внушают определенный оптимизм относительно будущего современного искусства в России.
Эта неделя выдалась ударной для деятелей современного искусства, его поклонников и всех причастных, которых не то чтобы сильно убыло, несмотря на недавний карантин и беспокойную статистику по коронавирусу. Такой концентрации арт-мероприятий не наблюдалось и в более эпидемиологически чистые времена.
Во вторник, 8 сентября, открылась в Музее Москвы 7-я Московская биеннале молодого искусства (пока — символически, лишь работами четырех художников во дворе, на внешних стенах музея), а вместе с ней в одном из корпусов музея — новая ярмарка молодого искусства blazar, довольно густая по составу и пестрая по предлагаемому ассортименту. Всем понравилось, с каким азартом и профессионализмом подошли организаторы: содержательная онлайн-навигация, возможность выставляться не только галереям, но и образовательным учреждениям и художникам без всяких посредников сделали свое дело — многие довольны продажами и, надо полагать, покупками.
Следом — открытие 2-й Триеннале современного искусства в музее «Гараж», эффектной выставки, снявшей сливки контемпорари-арта по регионам, продолжившейся мощным афтепати в новеньком Simachev Shop & Bar. При таком разогреве к четвергу, когда открывалась ярмарка Cosmoscow, любителям искусства и вернисажей можно было и надломиться, устать, но — отнюдь. Уже с 10 утра по стендам галерей в Гостином дворе водили жалом селебрити-коллекционеры — Андрей Малахов, Ксения Собчак, Иван Ургант, Ольга Слуцкер, Александр Рапопорт, Ян Яновский, а также глава фонда V-A-C Тереза Мавика, издательница The Art Newspaper Инна Баженова.
Перед взорами гостей развернулась довольно увлекательная панорама современного искусства — как российского, так и зарубежного. Несмотря на закрытые границы, в Москву проникли единичные галереи из Парижа, Вены, Берлина, Таллина, Тбилиси, и привезенные ими работы радовали глаз, даже если это макеты боевых ракет в натуральную величину, выкрашенные в цвета российского триколора. Это произведение уже ушедшего из жизни словацкого художника Стано Филко «на вооружении» у венской галереи Emanuel Layr: вся композиция оценена в 65 тыс. евро.
Куда оптимистичнее скульптурные «Волк и Заяц» эстонского рэпера и, как выяснилось, художника Томми Кэша, явно вдохновленные советским мультфильмом (35 тыс. евро). Их привезла таллинская галерея Temnikova & Kasela, постоянная участница Cosmoscow. Именно к их стенду обычно спешит Андрей Малахов, вот и на этот раз не изменил себе — задержался у керамической скульптуры Криса Лемсалу «Нематериальная материальная любовь» — чаши в виде причудливого гибрида из растений, голов животных и частей человеческого тела.
Диковинные существа грузинского художника, живущего в Нью-Йорке, Уты Бекарии населяют стенд тбилисской галереи Window: скульптура в виде четвероногого из блескучей ткани с шипами и рогами, но улыбчивой, приветливой мордочкой ушла в первый же день работы ярмарки (3 тыс. евро), а другое, кроваво-красное существо с плавниками, как у моллюска, еще ждет своего покупателя (8 тыс. евро).
Ксения Собчак охотно позировала у стендов многих галерей (точнее, ее страстно снимали галеристы, видимо, и чтобы завлечь к себе новых покупателей), но сама зачекинилась лишь у нескольких работ, включая эстонского Зайца, замахнувшегося топором, и тондо в голубых тонах американской художницы Донны Хуанки на стенде берлинской Peres Projects, заметив в подписи «А мне понравилось вот это. Не клюкин» (орфография и пунктуация сохранены). Упомянутый автор, точнее серия его скульптурных творений, объединенных в проект «Теория обратного взрыва», стала одним из приметных и обсуждаемых стендов на ярмарке. Особенно впечатляла круглая рельефная скульптура — их у художника несколько, — на которую в темном закутке проецировалась постоянно меняющаяся абстрактная картинка: экспонат, достойный ночного клуба или задника сцены, действительно завораживал, посмотреть на него иногда даже выстраивались очереди дорого одетых людей. Василий Клюкин — сам по себе колоритная фигура, вот что о нем писал журнал GQ: «Бывший совладелец „Совкомбанка“ Василий Клюкин бросил скучную работу, переехал в Монако и к сорока годам стал сразу всем: писателем, философом, архитектором, скульптором и кинематографистом. Русский Леонардо да Винчи, он собирается лететь в космос с Леонардо Ди Каприо». Без сомнения, переливающаяся всеми цветами проекция приближает его к заветной цели. А пока что, 15 сентября, эта «Теория обратного взрыва», видимо, еще в большем масштабе открывается в «Барвиха Luxury Village».
Нынешняя ярмарка производит хорошее впечатление: кажется, на ней не так тесно, как в прежние годы. Стало меньше не только всякого рода маркетинговых проектов, для посетителей предусмотрены, как и в музеях, сеансы, время ее работы в день открытия продлено аж до 23:00, а еще — для привилегированных участников клуба Cosmoscow онлайн-продажи будут доступны и после закрытия ярмарки в Гостином Дворе, до 15 сентября. Как никогда раньше, добрая половина галеристов отчитывается об успехе продаж еще задолго до закрытия ярмарки. Да и общий уровень качества работ довольно высокий: здесь найдется все на любой вкус и кошелек.
Нежнейшая живопись одной из самых признанных российских художниц Ольги Чернышовой — ее наблюдения над природой и социумом в жанре пейзажей и сценок у Москвы-реки, а также крупные планы цветов вроде анютиных глазок (от 4 тыс. евро за работы небольшого формата) на стендах московской галереи Iragui и таллинской Temnikova & Kasela. Яркие, большого формата картины украинской художницы Оксаны Мась на стенде платформы a-s-t-r-a, подписавшей с ней договор о сотрудничестве на ближайшие три года. Многослойная, фактурная живопись на грани фигуратива и абстракции вдохновлена исследованиями нейронных связей в мозге — актуальная тема в эпоху искусственного интеллекта (от 7 тыс. до 25 тыс. евро). Галерея RuArts показывает новые серии работ Дмитрия Аске, уличного художника, чьи работы в узнаваемой стилистике для интерьера теперь нарасхват у коллекционеров (от 3,5 тыс. до 11 тыс. евро).
В ряды экспозиционеров влилось и агетство Lunar Hare, теперь оказывающее и консультационные услуги для художников и брендов, ищущих партнерства. На их стенде LH Сonsultancy — не только подборка графики Евгения Гранильщикова и Александра Гордеева, queer touch фотографии Богдана Широкова, но и милые результаты коллабораций этих художников с российским брендом одежды «Диверсия» — футболки, худи, сумки.
Прежние выпуски Cosmoscow упрекали в излишней светскости и гламуризации современного искусства — похоже, после пандемии коронавируса и карантина очистилась не только природа, но и отношение к искусству: по крайней мере, в этом году ярмарку мало в чем можно упрекнуть.
Другие истории
Подборка Buro 24/7