Чувствуете, что реальность все больше напоминает сюр и мир перевернулся с ног на голову? Те же ощущения разделяют и участники выставки «Всё всегда и сразу», которая до конца месяца идет в новом пространстве HSE Art Gallery на «Винзаводе». Посетили максималистскую экспозицию и в формате гида рассказываем, почему ее стоит непременно увидеть своими глазами.
BURO. выступает информационным партнером выставки «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery.
Проект «Всё всегда и сразу» — это панорама работ студентов и выпускников направлений «Современное искусство», «Мода» и «Предметный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ. Авторы — представители поколения, родившегося и сформировавшегося в новом тысячелетии. Проще говоря, это зумеры, для описания творчества которых самым подходящим словом будет «максимализм». Потому на выставке увидите бескомпромиссные, громкие, нарочитые и чрезмерно театральные произведения, разделенные на три больших блока, созвучных названиям образовательных направлений. Отправляемся смотреть.
За секцию моды отвечал руководитель одноименного направления в Школе дизайна НИУ ВШЭ, журналист и фэшн-эксперт, в разное время работавший главным редактором журналов «ОМ», Harper’s Bazaar, Black Square, Port, а также редакционным директором журналов L’Officiel и Numero Анзор Канкулов. Работы его студентов сложились в некую улицу манекенов — отсылка к знаменитой выставке сюрреалистов, которая проходила в 1938 году в Париже.
Молодые дизайнеры в максималисткой манере отвечают на сюр, происходящий в шатком и нестабильном мире, который нам достался. И это скорее не негативная черта, которую часто вменяют юным людям, а позитивная — способность не принимать за норму то, что ей не является (в то время как старшее поколение обычно к страшным событиям — войнам и катастрофам — адаптируется). Все образы в секции довольно кричащие и гиперболизированные. Отметили работу Дарьи Ряполовой из дипломного проекта «Who chairs». Вещи выполнены из кресел, диванов и прочей мягкой мебели. Отсюда и игра слов в названии — вместо расхожего who cares (с англ. «кого волнует») используется слово chair, что значит «кресло». Еще одна интересная коллекция — «Hee-Нее, На-На» Ильи Мигачева, вдохновленная Людмилой Гурченко. Здесь тоже нейминг не случаен: Никита Михалков называл ее актрисой жанра «хи-хи, ха-ха». В проекте раскрывается образ дивы, которая меняет свои «шарниры», чтобы продолжать блистать на сцене.
К блоку совриска проходим через уголок Дарьи Догаевой, озаглавленный «Внутрь, вглубь и дальше» и посвященный поиску нечеловеческого внутри себя. Художница работает с темой ритуалов, амулетов и потустороннего. Внутри инсталляции зритель оказывается в пространстве, искусственно расширенном с помощью графики. Автор словно картографирует неизвестную местность — стены расписаны вручную графитом (стоит прийти как минимум потому, что к следующей выставке они, увы, будут закрашены). Серия объектов представляет собой найденные в этом сконструированном пространстве артефакты, реликвии путешествия, в котором «я» становится проводником голоса окружающей среды.
Не могли не остановиться и у большой монохромной работы Вадима Ревина «Неразличимо близкое. неразличимо далекое», созданной специально к выставке. В 21 веке работать с текстом довольно сложно — кажется, уже все главное сказано и написано. Но фраза «Всегда легче получить прощение, чем разрешение» на холсте, выставленном прямо на полу, заставила поразмышлять над этими, казалось бы, несопоставимыми понятиями.
Рядом расположилась работа-фаворит редакции — как ни странно, тоже выстроенная вокруг текста. Это подушка, на которой бисером вышита фраза «Сегодня без чудес», из серии Ираиды Разенковой «Думочки» (на Руси у подушек было такое название, потому что на них размышляли о жизни). Кажется, последние пару лет эти слова ни дня не теряли актуальности, но мы отчаянно продолжаем этих чудес ждать.
Плавно переходим к предметному дизайну — рядом с подушками-думочками расположилось зеркало Марии Лебедевой «Марго». В него можно вставлять любые цветы — и живые, и сухоцветы, — которые будто «вырастают» из головы. Такой подход решает проблему обустройства малофункционального пространства. Прообразом работы послужили облики героинь из русского фольклора с пышными прическами и косами.
Проходим мебель — столик, барный стул, кресло и другие функциональные и при этом стильные полноправные предметы интерьера — и взгляд цепляется за фарфоровые объекты. Здесь отличились Ксения Рошва и Василина Коваленко. Первая художница представила серию «Секретный сад ядовитых наслаждений» со всевозможными экзотическими фруктами. Концепция запретного плода как единственного желанного и самого аппетитного, но недосягаемого играет ключевую роль в проекте Ксении. На первый взгляд, есть ощущение, что флора в серии вполне узнаваема, но при более детальном рассмотрении усиливается навязчивое чувство «чужеродности». Фрукты, похожие на земные, отнюдь не являются настоящими, они будто собраны из фантастического сада Босха.
Вторая же художница умилила образом бабушки: ваза «Babushka» (да-да, это действительно ваза, присмотритесь к правой руке фигуры) создана специально для цветов, которые люди покупают у пожилых людей в переходе или на улице. Основной месседж изделия Василины — важно помогать друг другу даже в бытовых мелочах. И это нам очень откликается.
Последнее и важное: все произведения на экспозиции имеют ярлычок с экспликацией. Перейдя по QR-коду, узнаете больше об авторе и самой работе, а некоторые даже сможете купить. «Всё всегда и сразу» — это классная возможность открыть для себя новые имена, о которых, возможно, совсем скоро будут говорить на Blazar, Cosmoscow, «Тупике» и других ярмарках, и начать наконец путь арт-коллекционера.
Другие истории
Подборка Buro 24/7