Миланские мастерские Ansaldo на территории бывшего сталелитейного завода — лаборатория, где рождаются декорации и костюмы к постановкам театра Ла Скала, а также место, где хранится драгоценный реквизит, который использовался в спектаклях прошлого века и который сегодня продолжает пополняться все новыми и новыми предметами. Если раньше производство декораций было разбито на несколько этапов, каждый из которых осуществлялся в разных местах Милана, то в 2001 году все разрозненные мастерские собрались на via Bergognone, по соседству со штаб-квартирой Giorgio Armani S.p.A. Побывав в лаборатории неподалеку от Вероны, где создает свои коллекции дом Freddy — официальный спонсор балета La Scala, Buro 24/7 отправилось туда, где кипит производство сценического оформления миланского театра.
Все помещения завода площадью 20 тысяч квадратных метров задействованы под нужды La Scala и разделены на три павильона: Visconti, Benois и Caramba. Каждый из них посвящен трем великим фигурам в истории театра — режиссеру-неореалисту Лукино Висконти (любовь к Ла Скала он унаследовал от своего отца — герцога Висконти ди Модроне, покровителя миланского театра), русскому художнику и сценографу Николаю Бенуа, сотрудничавшему с Ла Скала на протяжении 35 лет, и театральному художнику-декоратору рубежа XIX-XX веков — Луиджи Сапелли по прозвищу Карамба.
Здесь находятся цеха по производству декораций, хранилище костюмов и многочисленные мастерские. В промышленных цехах декорации вытачивают, красят и собирают, сегодня их все чаще создают из пенопласта — материала очень легкого как по весу, так и по простоте в обработке.
Старинные костюмы к операм "Макбет" и "Борис Годунов", "Аида" и "Травиата" бережно хранятся в витринах, где поддерживается комфортная температура и влажность — роскошные платья и головные уборы начала XX века нуждаются более чем в просто бережном обращении. Всего в корпусе "Карамба" хранится около 60 тысяч костюмов — одежда к одной только "Богеме" занимает с десяток вешалок.
Костюмы к опере Пуччини "Богема"
Костюмы к опере Пуччини "Богема"
Костюмы к опере Пуччини "Богема"
Костюмы к опере Пуччини "Богема"
Костюмерная в корпусе Caramba
Костюмерная в корпусе Caramba
План театра Ла Скала после реконструкции
Лестничные пролеты и стены костюмерной украшают знаменитые постеры-афиши La Scala, черно-белые снимки из жизни театра, а прямо над промышленными цехами выставлены макеты декораций к операм — от старейших, вроде нарисованных к спектаклю "Милосердие Тито" 1818 года до более современных — датированных концом XX века. На входе в Ансальдо — подробный план театра после масштабной реконструкции, которая прошла в Ла Скала с 2001 по 2004 год.
Все это богатое наследие существует благодаря ежедневному труду 150 сотрудников: столяров, кузнецов, сценографов, скульпторов, костюмеров и многих других. Сегодня часть помещений Ансальдо открыта для посещения широкой публики — благодаря специальным воркшопам посетители могут воочию увидеть, что происходит за кулисами театра.
Костюм к постановке "Лоэнгрин" 1928 года
Костюмерная в корпусе Caramba
Костюмерная в корпусе Caramba
Костюм к опере Верди "Аида" 1924 года. Художник по костюмам — Карамба
Костюмы к опере Верди "Аида" 1924 года. Художник по костюмам — Карамба
Головные уборы к опере "Борис Годунов", 1964-1968. Художник по костюмам — Николай Бенуа
Костюм к опере Штрауса "Женщина без тени", 1985-1986
Костюм к опере "Макбет", который носила Мария Каллас, 1952-1953
Костюм к опере "Макбет", который носила Мария Каллас, 1952-1953
Декорации к опере Пуччини "Девушка с Запада" (La Fanciulla del west), 1990-1991
Декорации к опере Россини "Севильский цирюльник" (Il barbiere di Siviglia), 1970-1974
Декорации к опере Моцарта "Милосердие Тито" (La clemenza di Tito), 26 декабря 1818
Декорации к опере Моцарта "Милосердие Тито" (La clemenza di Tito), 26 декабря 1818
Декорации к опере Верди "Аида"
Декорации к опере Моцарта "Луций Сулла" (Lucio Silla), 5 июня 1984
Текст и фото: Дарья Горшкова
08.01.13, 15:00