Как личный опыт становится универсальным переживанием
Персональная выставка российского художника Ильи Пиганова станет второй по счету экспозицией в новом пространстве галереи "Победа" в ГУМе. Более известный публике как автор, обычно работающий в группе из нескольких мастеров, Пиганов вот уже в третий раз продемонстрирует умение самостоятельно создавать не менее уникальные и целостные проекты. "Завязкой" в этой увлекательной трилогии стала выставка в Центральном Доме художника "Том I" (1996 г.), которая рассказала историю бурных московских девяностых. Эффектная экспозиция, состоящая более чем из ста ярких, постмодернистских коллажей в духе того времени, моментально сделала автора обсуждаемым. Не менее шумным открытием в 2005 году ознаменовала себя выставка "Том II" в Музее архитектуры. На этот раз экспонатами стала мебель, призванная создать аллюзию на культуру и красоту, куда более осязаемая и утилитарная, чем коллажи. Однако, несмотря на то что "Том III" входит в ряд предыдущих проектов и составляет с ними единое целое, он разительно отличается от своих предшественников.
Илья Пиганов "Без названия". 2012
"Том III" — итоговое рассуждение о прошлом, вызванное смертью отца, проект очень личный и личностный. Именно это отличает его от двух других "томов". Как в известной детской сказке Мальчик-с-пальчик разбрасывает хлебные крошки для того, чтобы найти дорогу домой из леса, так и Пиганов "разбрасывает" воспоминания, материализованные в фотографиях предметов. Его путь — это тоже своеобразная дорога домой. Дорога из темного и пугающего леса-будущего в уютное и родное прошлое. Повесть Пигангова об отце превращается в повесть об Отечестве, высказывание личное — в обобщающее, а рассуждения художника мы невольно проецируем на себя и свое прошлое. И именно то, как впечатления конкретной личности превращаются в универсальное переживание, мы зовем искусством.
Илья Пиганов "Без названия". 2012
Выставка представляет собой "сборную солянку" из фотографий личных вещей отца автора: старые пожелтевшие письма, дневники и даже рубашки. Все те простые, обиходные предметы, которые бы пропали и позабылись, если бы на них не обратили внимание. Невзрачные вещи так бы и канули в небытие, но их постигла совсем иная судьба — стать проводником между мирами прошлого и настоящего, пусть и незначительным, но наследием потомков. Поэтому выставка "Том III.Пигановы", которую "Победа" показывает с 1 февраля до 14 марта, — это не только личный "багаж" Ильи Пиганова, путь художника, но и опыт, воспоминания, во многом понятные и близкие любому из нас.
Илья Пиганов "Без названия". 2012
Илья Пиганов "Без названия". 2012
Илья Пиганов "Без названия". 2012
Илья Пиганов "Без названия". 2012
Илья Пиганов "Без названия". 2012
Текст: Гаяна Демурина
12.01.13, 18:30