Who is who на blazar 2022: рассказываем о диджитал-художниках, за которыми будущее

Сегодня в Музее Москвы стартовала ярмарка молодого современного искусства blazar, которая продлится до 18 сентября. В этом году, помимо работ независимых авторов и учащихся образовательных учреждений, будут представлены диджитал-художники. Направление курирует студия визуального контента koshta.collective при поддержке Агентства креативных индустрий. А мы вместе с blazar собрали небольшие профайлы на участников новой секции — в алфавитном порядке.



ВОВА ВИЕС (ПЛОХОВ)

Художник изучает постконтекст классических и современных жанров искусства, иронизируя над устоявшимися формами и законами. Он пропускает их через собственный опыт, тесно связанный с граффити, модой, музыкой и видеоиграми.

«Post Nature Morte» — серия работ в жанре нового натюрморта. В ней Вова размышляет об интеграции нефункционального дизайна в натюрморт, используя сюрреалистичные и сатирические приемы.

«Post Nature Morte», 2021, диджитал



АЛЕКСАНДР ГОРДЕЕВ

Саша родом из Казани, где окончил Ветеринарную академию. С 2015-го работает моделью, а с 2020-го выставляется как художник в Москве, Париже и Сеуле. Предпочитает работать с концепт-артом на стыке поэзии, диджитала, скульптуры и перформанса. По словам самого Гордеева, для него крайне важно понять, кем он является, какой жизнью хочет жить (без навязывания обществом «ты должен»). В художественной практике он пытается запечатлеть процесс осознания травм и поиска себя.

В видеоработах для blazar он использовал свой голос без оригинального звучания (художник его стесняется). Ролики обработаны при помощи нейросетей, за кадром звучат стихи, которые Саша сочинил с художником по звуку Леонидом Курашевым.

«Без названия», 2022, видео, звук Леонида Курашева


ИГОРЬ ГОРЕЛИКОВ

Художник из Мурманска, окончивший сначала колледж искусств по классу виолончели, а затем консерваторию имени Глазунова. С 2011 года живет в Москве и занимается визуальным искусством.

Серия Гореликова «Easter» посвящена иконам западного хип-хопа и соединяет совершенно противоположные, но знакомые всем культурные коды. Это картины о Пасхе, какой ее знает Игорь, о детских образах и пении в хоре в подростковом возрасте: «Меня восхищает баланс между объектами старины и западной культуры. Я будто собираю огромный пазл, пытаюсь соединить элементы разных культур и эпох — и сам же исследую эти отношения, смешивая две реальности в захватывающую концепцию».

White priming, 2022, дерево, левкас, золото, хрусталь, хлопок, темпера, маркеры

«Утро в лесу», 2022, анимация, 3D



DALTONIZM

Дмитрию Масейкину (Daltonizm — его рабочий псевдоним) есть чем гордиться: он завоевал множество наград на российских и международных фестивалях (Cannes Lions, Eurobest, Epica, «Белый квадрат»), в 2016-м вошел в десятку самых награждаемых креативщиков России по версии Adpeak, сотрудничал с Google, «Яндексом», Adobe, Монеточкой, Оксимироном, Noize MC. Масейкина всегда волновала ситуация безотцовщины в современном обществе: «У меня каждый второй-третий знакомый рос без отца. Сейчас, по статистике, 40% семей в России живут без отца. Я решил разогнать эту тему визуально, а трек Хаски «Панелька» вдохновил на историю. Деньги за картину будут перечислены в фонд помощи одиноким мамам».

Daltonizm пытается воссоздать момент встречи родителя с ребенком, когда налаживается первый контакт: «Тот самый момент, когда подросток пишет первую эсэмэску биологическому отцу, но не может подобрать правильные слова».

«Папа, привет», 2022, видео



АЛЕКСАНДР ЕГОРОВ

Окончил Московский полиграфический институт и Британскую высшую школу дизайна, прошел курс «Новые художественные стратегии» в Институте Иосифа Бакштейна. Работы Саши есть в постоянной коллекции Музея фотографических искусств Киосато в Японии, а его «Леди в джунглях» вошла в коллекцию дома Dior. В этом году он стал участником программы Collab фонда поддержки современного искусства V-A-C. Егоров объединяет фотографию и цифровые технологии, используя прием деконструкции. Он высказывается об информационной перенасыщенности и проблеме перепотребления, обращается к эстетике несовершенства.

В серии «Today's Garden» художник сделал акцент на регулярность создания образов. Для каждого изображения он использовал один кадр, обыгрывая документальное свойство фотографии. Процесс работы напоминал уход за растениями: «Я последовательно культивирую и стараюсь улучшить образный сад: вношу изменения и искажения в фотографические зарисовки, которые служат основой для цифрового коллажа».

«Today’s Garden», 2022, печать на пленке, лайтбокс


МАКСИМ ЕМЕЛЬЯНОВ

Культуролог по образованию, выпускник медиа-арт-лаборатории «Визуальный эксперимент». Максим стремится к «спонтанности совершенства». Он начинал как фотограф, работая в классических жанрах репортажа, портрета и пейзажа. Узнав о генеративных инструментах, Емельянов начал исследовать их и успешно применять в художественных проектах. Сегодня он использует некоторые виды нейронных сетей, алгоритмы преобразования текста в изображение.

В серию «Cyberpsychosis» художник включил изображения механических цветов в постапокалиптическом мире. Цветы были созданы с помощью алгоритмов машинного обучения.

Серия работ [11111100110] cyberpsychosis 網絡精神病, 2022, digital art, sound design



САША КОЧЕТКОВА

Родилась в Москве, окончила факультет графических искусств МГУП и Школу современного искусства «Свободные мастерские». За плечами Саши — дизайн-студия «Создано», кураторство диджитал- и арт-проектов, выступления с лекциями в австрийском институте FH Joanneum. В центре ее работ — человек в контексте перехода из материальной реальности в цифровую и те метаморфозы, которые происходят с людьми и обществом в результате этого перехода.

Серия Кочетковой «An Avatar» — это размышления об увечье как нарушении целостности оболочки. В материальном мире увечье возникает в результате случайности или насилия, оно необратимо и не только меняет внешний облик, но и доставляет физические и душевные страдания. Такое увечье чаще всего пугает и отталкивает окружающих. Но в цифровой среде случайные ошибки, которые искажают первоначальной вид модели, не являются бедой, ведь аватар не испытывает чувств. Такие цифровые увечья часто имеют прекрасные результаты непредсказуемой красоты.

«An Avatar’s Portrait», 2022, масло, холст



АЛЕКСЕЙ И ОЛЕГ МЕДВЕДЕВЫ

Братья-близнецы из Калининграда по образованию журналисты. Работают с традиционной живописью, скульптурой, инсталляциями, цифровым искусством, видеоартом. Для восприятия их произведений нужно прежде всего понимать, что Медведевы творят в условиях отсутствия стремления к идентичности. Сами они не рассматривают себя как нечто законченное и досказанное. Для них естественно состояние неопределенности, которое они и отражают в творчестве.

«Исповедь мягкой машины», 2021, техника, цифровая анимация



NAPASIO

Художник создает волшебную арт-вселенную со множеством ярких персонажей и удивительных историй — целый Napasio World. Его работы — это не просто истории в картинках, это призма, через которую с помощью чувств и воображения зрители могут исследовать самих себя и мир вокруг.

Работа «Ловцы молний» рассказывает историю профессии-призвания. Она посвящена ловцам молний, которые передают свои тайные знания через поколения. А молнии представлены как очень ценный товар во многих мирах. Для кого и почему — это еще предстоит выяснить.

«Ловцы молний», 2021, диджитал, высококачественная экосольвентная печать.



АРСЕНИЙ ПОПОВ

Арсения Попова интересует гибридность. В своих работах он сочетает сгенерированные нейросетями изображения, имитируя компьютерные игры (которые, в свою очередь, имитируют жизненные процессы) и предлагая рассматривать мир как набор символов и интерфейсов, процессов и правил. По замыслу художника, это порождает новые мифы о сущности человека и общества.

Посетителям blazar Арсений представит дельфинопластированный стрипомех для мехополдэнса. Он уверен, что в будущем все геополитические вопросы будут решатся только таким образом: «Каждый дельфинопластированный стрипомех имеет своего мастера по ноготочкам. Монополию на производство стрипомехов имеет только модный дом #hippiedolphinworld».

«Дельфинопластированный стрипомех», 2022, диджитал-анимация



RAFFLESIA AMORPHOPHALLUS

Художник Даниил Хайрутдинов, работающий под псевдонимом Rafflesia Amorphophallus, использует 3D, генеративные инструменты, нейросети, звук и фотографию. Его интересует вопрос идентификации человека в цифровом пространстве и то, как оно влияет на наше восприятие собственного я.

На blazar он показывает работы из постоянно пополняющейся серии «Metafluitidy Portraits». В ней Даниил отслеживает формирование нового способа человеческого самовосприятия в процессе синтеза физического и цифрового миров.

«Metafluitidy Portraits», 2022, 3D, видео



ЮЛИЯ САЛЬНИКОВА

Специализируется на аватарах, виртуальной одежде, аксессуарах и цифровых мирах для брендов, артистов, журналов. Черпая вдохновение в фэшн-фотографии и кино, а также используя собственный опыт сет-дизайнера, Юля создает 3D-образы как вымышленных, так и реальных персонажей, которые затем внедряет в виртуальное окружение. Также художница работает с фотографиями и AR, интегрируя настоящих моделей в интуитивные диджитал-миры.

Сальникова изучает взаимоотношения физической и цифровой реальностей, используя это как отправную точку для поиска новых историй и форм, выстроенных по отрывочным воспоминаниям и ассоциациям.

«Без названия», 2022, анимация



КСЕНИЯ ТИМОФЕЕВА

Окончила Школу дизайна НИУ ВШЭ и Институт современного искусства Иосифа Бакштейна. Ксения изучает и пересматривает идеи витализма, а именно — теорию об общей энергетической единице, которая присутствует во всем живом, но уже не является той субстанцией, которая всем живым управляет. Главный объект исследования художницы — пища и ее значение для человека. Помимо прямой питательной функции, еда также является средством общения. Известно, что уровень серотонина, получаемого через еду, влияет на диалог, еда отражает экономические процессы, может приносить пользу или вред.

Ксения родилась в Краснодарском крае — это частично отражается в ее творчестве. Например, этот опыт повлиял на появление серии видеоработ «Слияние», и в частности «Винограда».

«Виноград», 2021, видео



FACULTATIVE WORKS X FLOWGARDENZ

Facultative Works — это дуэт художников, которых объединяет интерес к графике, 3D, музыке, интерьерному и предметному дизайну. Flowgardenz, в свою очередь, исследует мир природы через звук, науку, дизайн, видео и перформанс. В своих экспериментах коллектив опирается на универсальный набор художественных инструментов и мифов современной культуры, чтобы показать альтернативное видение искусства, вдохновленного растениями.

Результатом коллаборации двух творческих объединений стал NFT-натюрморт с физическим продолжением в виде скульптур из протоформ растений, грибов и лишайников. Работа была создана в рамках экспериментальных перформансов «Still Life», исследующих звук, свет и ритм через физические возможности человеческого и растительного.

«Still Life», 2022, 3D, компьютерная графика


МАРИЯ ФЕДОРОВА

Окончила МАРХИ, работала архитектором и дизайнером, а в 2018-м получила степень магистра в лондонской школе Central Saint Martins. Принимала участие в исследовательской программе института «Стрелка» The New Normal, посвященной влиянию технологий на современный мир. Маша читает лекции об искусстве и технологиях, выставляется в Европе, Азии, Южной Америке и России. В свои работы включает элементы UI/UX дизайна и архитектуры, исследуя формирование нового типа отношений между людьми и технологиями в процессе их совместной эволюции. Ей интересно наблюдать за тем, как размываются границы между виртуальной реальностью и настоящей жизнью. Художница создает вокруг зрителя особое пространство с различными способами взаимодействия с ним.

На ярмарке она покажет «Хронотоп пандемии» — веб-проект и механическую инсталляцию, в которой цифровая анимация сочетается с традиционной иллюстрацией. В итоге у Маши получилась коллективная сказка, основанная на личных историях о влиянии COVID-19 на повседневность.

«Хронотоп Пандемии», 2020, цифровая анимация



ЕЛЕНА ЧАРОБАЙ

Лена изучала графический и моушн-дизайн в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Сейчас она живет в Лондоне и выставляет работы по всему миру.

Ее работа «Occulta Muscas» посвящена мелким организмам, которые обитают почти на каждой поверхности и в то же время невидимы для людей. Работа Елены выполнена с помощью компьютерной графики и иллюстрирует современную интерпретацию научной визуализации. Созданные формы изображают живые бактерии или споры грибов, хотя их цвета и материалы этих организмов больше напоминают стеклянные скульптуры, которые оживлены анимацией. Однако визуальное решение с теряющимся фокусом возвращает изображение к научной тематике. Образы художницы напоминают работы направления art&science из области «химерного искусства», когда автор произведения пытается создать абсолютно новое живое существо с помощью сочетания генов. Конечно, в отличие от  коллег по art&science Чаробай работает в безопасной среде. Соответственно, зритель видит, как по ту сторону экрана формируется своеобразный бестиарий, не способный никак повлиять на мир реальный. Подобный подход художница переняла у представителей сюрреализма. Для неё было важно, чтобы ее искусство было безопасным, при этом отражала максимальную невозможность с точки зрения биологии.

«Occulta Muscas», 2021, CGI


ПОЛИНА ЧЕРНЫШЕВА

Окончила Строгановку и сейчас обучается в Школе Родченко по направлению «Коммуникационные, интерактивные, цифровые медиа». Полина не привыкла себя ограничивать, а потому с легкостью взаимодействует с различными медиумами: текстом, 3D, графикой, звуком, виртуальной средой, фотографией, литературой, живописью. Ее интересует синтез цифрового и реального, знаков и слов, органического и неорганического.

Полина создает игровые пространства. В основе каждого лежит одно из стихотворений Всеволода Некрасова, классика авангардной поэзии, который работает с небольшим набором понятных слов, не связывает их в предложения, но стремится сделать каждое конкретным. В придуманных Чернышевой мирах почти ничего нет — только слово, которое постепенно обретает осязаемость. Эти пространства холодные и полупустые, воздушные и туманные. Они настраивают на медитативный лад: игроку предлагается просто бродить, мечтать, смотреть, читать, вдумываться в новые смыслы слов, которые открываются шаг за шагом, отдаваться ощущениям, рефлексировать. То есть вести диалог с самим собой.

«Вот как иногда и так* далее *как-то и как-то так, как и надо», 2022, видеоигра


АНДРЕЙ CHINO

Андрей родился в Казани в семье архитекторов. С детства он увлекался рисованием и компьютерной графикой. Эти интересы привели его сначала в дизайн, а затем в современное искусство. Сейчас он размышляет о восприятии человеческой личности в эру интернета и социальных сетей, задавая вопрос о том, кем же на самом деле является человек вне рамок общественных концепций и принятых норм.

Художник разработал теорию найденных лиц. Согласно ей, все без исключения предметы воспринимаются людьми на основе распознавания черт лица, поэтому скрытые в окружающих предметах эмоции очень сильно влияют на нашу жизнь и состояние. В работе «Hot Control» он рассматривает сексуальность в качестве двигателя человеческой жизни, визуализируя ее через лицевые черты, увиденные в женском теле.

«Hot Control», 2022, цифровая живопись, анимация, зацикленное 4K-видео.



ЮРИЙ ШВЕДОВ

Выпускник Московской художественной школы и Института имени Сурикова, сотрудничал с Deep Fried Friends, Amedia и «Мосфильмом», публиковался в Designboom, Beautiful Bizarre, The Guide Artists.

Серия Шведова «Kingdom» состоит из сюжетов, вдохновленных британскими легендами о короле Артуре, его мече Экскалибуре и рыцарях Круглого стола.

«Kubirok, Burial», 2022, 3D-печать



ЕЛИЗАВЕТА ЯНАК

Лиза учится в Школе Родченко. Началом ее творческого пути стал фотопроект «Абсурд», в котором она запечатлела свои повседневность и быт. В 2021 году Янак вошла в топ-100 художников ярмарки цифрового искусства ArtCloud в Сеуле. Художница работает не только с фотографией, но и с видео, инсталляциями, диджитал-коллажами, 3D-моделированием. Она исследует пост-интернет-искусство, создавая анимированные абстрактные образы из личных мобильных фотографий.

В работе «Absurd 4.0» Лиза предлагает альтернативный взгляд на бытовые предметы. Через изображение она меняет смысл и функцию объектов, наделяет их новыми, непривычными свойствами.

«Absurd 4.0», 2022, диджитал

14.09.22, 17:14