Коллекционер и меценат, основатель единственной международной ярмарки современного искусства в России Cosmoscow Маргарита Пушкина специально для BURO. выбрала 17 любимых работ, представленных на новой онлайн-платформе ТЕО by Cosmoscow.
Кирилл Лебедев (Кто) — культовая фигура московской граффити-сцены, известен не только как автор разноплановых работ, но и как один из немногих теоретиков и кураторов стрит-арта.
Иван Горшков создает полуабстрактные объекты из дерева, игрушек, ткани, покрытого эмалью металла, которые напоминают монстров, мутировавшую органику и деформированные фигуры людей. Эти же образы в экспрессионистской манере отражены и в его живописи. Он объединяет свои работы в инсталляции c вымышленными сюжетами и персонажами.
Андрей Монастырский (настоящая фамилия Сумнин) родился в поселке Печенга в 1949 году. Его считают одним из родоначальников московского концептуализма. Монастырский стоит в одном ряду с Ильей Кабаковым и другими наиболее значимыми фигурами российского искусства.
Образы, созданные Марго Трушиной, обращаются к тесной взаимосвязи человека с миром природы. Рассматривая обыденные предметы под новым углом, автор размышляет о природе человеческого восприятия. Своим источником вдохновения она называет русский авангард. Метафоры и способы взаимодействия с окружающей средой Марго Трушина исследует с помощью световых инсталляций, скульптуры, фотографии и интервенций.
Тарас Желтышев — предметный дизайнер. Он участвовал в Salone del Mobile.Milano Moscow, выставлялся на ярмарке коллекционного дизайна Collectible в Брюсселе и на Cosmoscow в Москве (на стенде галереи «Эритаж»). Работает с производственной компанией Mrs Ruby.
С середины 1970-х Александр Косолапов — одна из ключевых фигур соц-арта, живописец, график, скульптор. Его работы строятся на иронически-радикальном совмещении узнаваемых символов и стереотипов советской идеологии и глобального масскульта. Играя образами, художник развенчивает как советское политическое мифотворчество, так и капиталистический товарный фетишизм. В 1975-м эмигрировал в США, живет и работает в Нью-Йорке.
В основе методов работы Устины — создание собственного мира морфологий, в котором медузы и существа подводного мира соседствуют с абстрактными пейзажами.
Важными аспектами творчества Устины являются феминность, кропотливый ручной труд и медитативная созерцательность.
Работы Марко Мятамма очень автобиографичны. Художник фокусируется на семейной жизни и обществе, исследуя «слепую» область между тем, что является частным и публичным, с помощью различных средств: фотография, скульптура, анимация, живопись и текст. Несмотря на иногда мрачное содержание, работы не лишены юмора и рассказывают на первый взгляд очень личные и интимные истории, которые на самом деле актуальны для каждого, поскольку затрагивают простые человеческие инстинкты.
Николай Алексеев — российский художник и куратор, один из основателей Воронежского центра современного искусства. Алексеев работает с эстетикой найденных объектов, форм, видео, изображений и историй: собирает коллекции и выстраивает из них выдуманный, «сказочный» нарратив.
Признанный эстонский видеохудожник и перформер, который в последнее время все больше увлечен кинопроизводством. Получив признание в качестве живописца в конце 1980-х годов, перешел к инсталляции и перформансу. Художник получил международное признание прежде всего за свои видеоработы, такие как «Танцующий дом» (1995) и «Отец и сын» (1998). Он широко выставлялся как у себя на родине, так и за рубежом, где участвовал в первой Манифесте (1996), 4-й Берлинской биеннале современного искусства (2006) и дважды представлял Эстонию на Венецианской биеннале, в 1997 и 2003 годах.
Проект «Только правда» Валерия Чтака был номинирован на Государственную премию в области современного искусства «Инновация» как «Новая генерация» в 2011 году. Важная черта работ Чтака помимо монохромной палитры — работа с текстом, которую искусствовед Екатерина Деготь называет «инсталлированием нарратива или поэтической фразы».
Художник и куратор живет в Нижнем Новгороде и работает в жанре инсталляции, скульптуры, графики, живописи и паблик-арта. Работы Филатова тесно связаны с локальным контекстом. Из уцелевших элементов разрушенных домов Артем создает деревянные объекты, используя в росписи традиционную природную символику. С 2017 года художник создает бетонные барельефы и скульптуры, отливая свои будущие работы в собственноручно вырезанных деревянных формах. Бетон в его руках становится вневременным материалом, связывающим прошлое, современность и будущее. Кроме того, Филатов работает с ручной печатью: создает малотиражную графику в традиционных техниках офорта и шелкографии.
Один из самых прогрессивных российских художников, начавших карьеру с граффити. Более 15 лет он рисует на стенах и холстах, создает беспредметные коллажи и ассамбляжи из дерева и других материалов, а также цифровые работы, в которых всегда прослеживается его четкий геометрический стиль и узнаваемая цветовая гамма в теплых тонах.
Живописец, график, скульптор, один из основоположников конструктивизма. Наибольшая популярность пришла к Родченко благодаря снимкам, которые не соответствовали правилам и тем самым опережали свое время. Самыми знаменитыми портретами авторства Родченко стали «Портрет матери» и серия фотографий Владимира Маяковского и Лили Брик. Родченко увлекся спортивной фотографией в 1930-х и именно в этом жанре смог использовать необычные ракурсы, которые впоследствии стали с ним ассоциироваться.
Один из ключевых персонажей московского концептуализма живет и работает в Кельне и Москве. Вадим Захаров — лауреат многих премий, в том числе «Премии Кандинского 2009», лауреат Всероссийского конкурса в области современного визуального искусства «Инновация» (2006). В 2013 году Вадим Захаров представлял Россию на Венецианской биеннале. Интересно, что Захаров собирает собственную коллекцию произведений современных московских художников, а также документальный архив, связанный с их творчеством.
Кирилл — журналист по образованию, но занимается концептуальной фотографией. Чаще всего он вдохновляется фильмами, особенно отмечает творчество Шванкмайера, Параджанова, Германа. Когда его спрашивают, как возникают его работы, он отвечает, что во время съемок он часто не осознает, что перед ним происходит.
Ребус начинал с граффити в родных Набережных Челнах. В его работах часто фигурируют научные явления и факты, которые проецируются элементами непроизвольного мистицизма. Жизнь во вселенной Underground Aquarellka, созданной Ребусом, полна комических ситуаций в перемешку с недосказанностью и страхом. Основное внимание в работах художника направлено на биологию поведения человека и эволюцию его бытовой нормы.