Как фестиваль «Context. Диана Вишнева» изменил наше мнение о современном танце

О проекте, совершившем революцию в стране великого русского балета

В этом году фестиваль современной хореографии «Context. Диана Вишнева» празднует свой первый юбилей — пять лет. В стране, где интерес к современному танцу и любовь к классическому балету нельзя сравнивать, — это приличный срок. О секрете успеха проекта Дианы Вишневой Buro 24/7 рассказала куратор образовательной программы фестиваля и основатель проекта о современной хореографии No Fixed Points Вита Хлопова.

Современный танец в России — это всегда очень тонкая и больная тема. Мы с давних лет гордимся тем, что у нас «балет впереди планеты всей», поэтому на развитие какого-то другого вида танца ни времени, ни желания ни у кого не было. Зачем поддерживать что-то новое, если старое хорошо работает и продается? Поэтому современный танец в России — это удел по-настоящему влюбленных фанатиков, для которых творчество и поиски нового порой важнее, чем признание и статус.

Говорят, что современного танца в России нет. Конечно, он есть. Даже, что любопытно, не в Москве центр его притяжения, а где-то за Уралом. Есть много имен, которые вызывают уважение за границей, есть много российских танцовщиков, которые делают прекрасную карьеру в труппах современного танца за границей. Единственная проблема заключается в том, что на этот современный танец до сих пор ничтожно мало обращают внимания. Ну существует же он как-то, пусть так и дальше будет, что там его развивать.

Поэтому для продвижения современного танца в России нужен был непререкаемый авторитет в этой области — тот, кто задает тренды в хореографии не только в нашей стране, но и по всему миру. Поэтому то, что Диана Вишнева решила сфокусироваться на современной хореографии, стало большой удачей. Ее слушают, на нее покупают билеты, и если Диана говорит, что это хорошо и качественно, значит, свободных мест в зале не будет.

К сожалению, другого пути для того, чтобы московский и питерский зритель обратил внимание на современную хореографию, нет. Существует множество фестивалей современного танца: многие из них известны знатокам, некоторые — профессионалам-практикам, и только «Context. Диана Вишнева» заманивает в залы людей, которые бесконечно далеки от мира contemporary dance.

Конечно, многие скажут, что Вишневой легче уговорить приехать Матса Эка или попросить поставить новую работу для фестиваля неуловимого Охада Наарина (да еще и исполнить это в паре с директором балета Парижской оперы Орели Дюпон), чем директору любого другого фестиваля современного танца. Конечно, легче, но нам-то от этого только лучше. Она потратила годы работы, чтобы сделать себе это имя и теперь легко зазывать к себе на фестиваль лучших из лучших.

С другой стороны, ей, конечно, было бы легче привозить каждый год такие труппы, на которые обязательно все купят билеты. Даже и без рекламы. Ну, к примеру, NDT или знаменитую труппу из Вупперталя, которой руководила раньше Пина Бауш. Но Вишнева не хочет нам потакать, ее задача — развивать и обучать нас. Поэтому мы из года в года знакомимся (а я вас уверяю, четверть имен в программе не каждый балетный критик знает) с тем, что происходит в Аргентине, Голландии, Америке или Израиле.

Помнится, что в первый год фестиваля большой процент публики был крайне удивлен и даже возмущен, узнав, что Диана Вишнева не будет исполнять что-то балетное на пуантах и в пачке. Вместо этого она в одном черном купальнике танцевала Килиана и Бигонцетти. «Как же так, где же балет?», — недоумевал после спектакля зритель. На второй год процент недовольных стал меньше. Теперь уже все ждут, чем же она удивит в этом году. «B/olero», которое она станцевала вместе с Орели Дюпон прошлой осенью, конечно, не приняли бы так в самом начале, потому что просто ждали принцессу Аврору — не меньше. Так что коллаборация с Дюпон и Наарином была невероятным риском. Пан или пропал. Но Диана не из пугливых.

Каждый год фестиваль обрастает новыми проектами и идеями. Более того, несмотря на свой звездный статус и недосягаемость, Диана и ее команда открыты ко всему новому. Пару лет назад, когда привозили труппу Марты Грэм, я поняла, что знаю про нее столько, что жутко хочется прочесть лекцию для зрителей фестиваля, чтобы они тоже загорелись любовью к этой великой американке. И я просто предложила эту идею. Так же, как и создать лабораторию по танцевальной критике. Ответ был получен сразу — и завертелось. Конечно, можно было бы пригласить более именитых и опытных критиков, на занятия которых сыпались бы заявки сотнями, но что заставляет полюбить «Context» сразу и навсегда, так это именно доверие к твоим мыслям и идеям. Поэтому в программе вы видите рядом с именами великих мастеров XX века названия молодых и талантливых трупп, о которых мало кто знает. 

Чтобы понимать современный танец, надо «насматривать» глаз. Нельзя пропускать ни хорошее, ни плохое, ни талантливое, ни сделанное на коленке, ни аскетичное, ни напичканное спецэффектами. Когда сетчатка вашего глаза зафиксирует пару десятков постановок, вы начнете разбираться в современной хореографии. Хочется надеяться, что пройдет лет пять — и у нас и специалистов по современному танцу будет достаточно, и публика будет понимать, что классно и качественно, а что приехало в большую страну на «чес».

Когда пару лет назад пошли слухи, что вроде бы «Context» привозит труппу Марты Грэм, поверить в это было совершенно невозможно. Во-первых, за 90 лет существования труппы она так ни разу и не доехала до СССР (по вполне понятным причинам, если вы смотрели любой спектакль Марты Грэм). Во-вторых, эта труппа имеет такой насыщенный план на пару лет вперед, поэтому было сложно осознать, что они не испугались страны великого классического балета, где Марту Грэм не то что не почитают, но, кроме горстки критиков/историков и практиков, никто и не знает. За одно это фестиваль уже вошел в историю.



Сейчас предельно ясно, что амбиции фестиваля необъятны: в прошлом году второе закрытие состоялось в родном для Дианы Вишневой театре — Мариинском. Следовательно, «Context» расширяется и территориально. Что же касается контента, то тут совершенно наполеоновские планы. И главное, цель всего этого не только в охвате мировой хореографии, но и в нашем с вами образовании. Больше лекций, больше приглашенных специалистов, больше возможностей получше узнать мир современной хореографии. И если на один из первых фестивалей читать лекцию об американском танце приглашали бывшую танцовщицу труппы Триши Браун и главного редактора Dance Magazine, то представьте, что нас ждет дальше.

С прошлого года возникли три творческие лаборатории: невероятно талантливый фотограф Марк Олич обучал желающих тонкостям театральной фотографии. Теперь его студенты уже сами получают аккредитации на ведущие спектакли и фестивали России. Знаменитая Елена Крыгина, научившая всех нас правильно красится, делилась своим многолетним опытом сценического макияжа, в котором ей практически нет равных. Мои студенты лаборатории танцевальной критики продолжают активно писать: кто-то трудится в Петербурге, кто-то в Москве, а одна участница, начавшая писать только в нашей лаборатории, попала в лонг-лист премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс». Так что «Context» готовит не только новое поколение зрителей, но и специалистов узкой направленности. Где еще вы можете получить навыки по сценическому макияжу без рассказов о том, что брови надо заклеивать клеем ПВА, а перед макияжем желательно обильно смазать лицо вазелином? Отдельно танцевальной критике практически не учат. По крайней мере, в Москве. Это касается и фотографии: курсов-то много, но снимать природу — это не то же самое, что летающих по сцене Сильфид и лебедей.

Приглашая каждый год зарубежных хореографов, Диана не забывает и о российских. Для этого был организован Конкурс молодых хореографов, где абсолютно любой может попробовать свои силы. Главный приз — не ваза или сертификат, и даже не деньги, а возможность уехать на стажировку за границу к мастеру современного танца. Попасть к Каролин Карлсон или к Охаду Наарину — это несбыточная мечта, но не для призеров «Context». Так, многие лауреаты предыдущих конкурсов уже известны российскому зрителю. Например, победитель первого года Владимир Варнава ставит спектакли в Опере Монте-Карло. Константин Кейхель много ставит не только в родном Петербурге и часто приезжает в Москву. Сама Диана стала на пару вечеров «Петрушкой» на Дягилевском фестивале.


Как принять участие в Конкурсе молодых хореографов

К участию допускаются проекты, созданные специально для фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva. При этом ограничений по составу участников нет: набор открыт и для хореографов с опытом и тех, кто пока не имеет специального образования. География конкурса распространяется на всю Россию и страны СНГ.

Фестиваль дает молодым хореографам шанс показать свои работы на сцене. Участникам, которые прошли в финал, покрывают расходы на дорогу и проживание. А победитель получает грант на стажировку в одной из ведущих зарубежных школ современного танца.

Заявки принимаются до 30 июня на сайте www.contextfest.com


За четыре года фестиваль прошел огромный путь: мы начинали с трехдневного спринта и сейчас вышли на недельный марафон. Успеть увидеть все не было возможным ни тогда, ни сейчас. Спектакли, бесплатные мастер-классы для всех желающих (давно ли вам так удавалось у Прельжокажа потанцевать?), лекции, кинопоказы, паблик-токи, лаборатории — все это лишает нас сна на несколько дней в ноябре, но какая разница, если в итоге мы получаем подзарядку на целый год вперед?

Вита Хлопова

15.06.17, 18:42

  • Фоторедактор: Нина Расюк
  • Фото: Doug Gifford / gettyimages.com