Запустился арт-проект The Shell, или «Ракушка», — онлайн-платформа с трансляцией добрых посланий со всего мира. BURO. попросило ее создательницу рассказать, как цепь событий, включающая встречу с Мариной Абрамович и несостоявшуюся поездку на фестиваль Burning Man, привели к созданию «Ракушки», которая, возможно, станет звуковым слепком этого непростого года.
Продюсер, руководитель маркетинга «Яндекс.Go», лидер арт-группы Resonance Collective, художник перформанс-арта
Все прошедшие десять месяцев ограничений и закрытых границ меня не покидало не только чувство неопределенности, но и ощущение глобальной потери привычного космполитизма –– в смысле какого-то вселенского единения, открытости, свободомыслия. Придумывая «Ракушку», мне хотелось воссоздать это «состояние без границ» — физических и ментальных. Хотелось, чтобы люди со всего мира могли объединиться в своих мечтах, успокоить тревогу и вместе призвать все хорошее.
Импульсом к ее созданию стала моя поездка в Индию в начале года, точнее — встреча там с Мариной Абрамович. Ее я совершенно неожиданно увидела на практике йога-нидры в аюрведическом центре в Керале. Нидра –– это техника глубокой релаксации, которая обычно начинается с формулирования «санкальпы» –– намерения. Оно должно быть позитивным и полезным не только для того, кто его формулирует. На тот момент я как раз была в творческом поиске: я работаю в корпорации, в ритме высоких ожиданий и амбиций, и реализация художественных проектов иного темпа для меня что-то вроде перезагрузки и дополненной реальности. Я искала вдохновляющую идею, проект, который мог бы как-то терапевтически влиять на состояние и настроение людей, — с этим намерением я и встретила в йога-зале Марину.
Моя личная связь с ее творчеством имеет предысторию –– я училась на художника перформанса, делала реперформинги ее работ, погружалась в ее метод. А вот наше знакомство было мимолетным, хотя, определенно, побудило рождение идеи The Shell –– терапии через замедление. Метод Марины предполагает разные практики, направленные на повышение внимания и осознанности: например, slow motion walk, когда ты очень медленно проходишь большое расстояние в течение нескольких часов. Или когда часами перебираешь рис или чечевицу, или долго созерцаешь природу. Так мне пришла идея с образом ракушки –– остановкой внутреннего времени через звук, шум, через cлушание раковины и тишины потока.
Буквально спустя пару дней после знаковой встречи мне написала моя подруга Маша Некрасова и предложила поучаствовать в воркшопе по созданию инсталляции для фестиваля Burning Man. Маша развивает образовательные программы в Европейской культурной академии в Амстердаме и организовывала воркшоп с Эндрю Джонстоном –– художником, идеологом и архитектором BM на протяжении последних 18 лет. Там я придумала концепт инсталляции –– гигантской пятиметровой ракушки, внутрь которой можно зайти, погрузиться в поток добрых посланий и записать свое собственное. Меня невероятно возбуждала идея создания огромной раковины в пустыне. Но BM, как и все события 2020-го, отменился, и я переосмыслила идею в формате цифрового арт-проекта –– онлайн-пространства, где каждый может записать свое послание доброй воли и стать частью единого звукового потока.
Мне хотелось как-то компенсировать потерю пустыни в Неваде, которая должна была обеспечить мощный диалог проекта с природой, и первой в голову пришла плоская идея — сопроводить звуковой поток эмбиентным шумом океана или ветром пустыни. К счастью, я этого не сделала благодаря знакомству с саунд-художниками Егором Ананко и Андреем Даниловым, которые также стали участниками «Ракушки»: они придумали концепцию музыкальной среды. В процессе создания Егор привел в качестве референса deep listening –– практику глубокого слушания группы американских композиторов позднего авангарда, среди которых была Полин Оливерос. Основной использованный нами принцип –– масштабирование потока звука в состояние микродвижения. Послания перемешиваются с голосами, замедленными алгоритмами в сотни раз. Звук и время едины, поэтому, изменяя физические условия аудиопотока, мы вызываем отклик слушателя на физиологическом уровне. Замедление времени звука успокаивает восприятие.
Вокруг музыкальной среды начали выстраиваться и визуальные образы –– наш арт-директор Маша Бриш и художник Володя Шипилов отталкивались от образов спирали и кокона –– символов бесконечного потока и защиты. Хотелось создать узнаваемую форму, но использовать более живые и свободные паттерны.
Буквальное воплощение ракушки в скульптуре тоже случилось –– первая офлайновая ракушка появилась на выставке Европейской культурной академии на биеннале в Венеции в Giardino della Marinaressa. Там транслируется аудиопоток, звучащий и меняющийся на сайте. Надеюсь, что Burning Man рано или поздно состоится, и мы сможем воплотить ту самую инсталляцию гигантской раковины.
По первым отзывам о «Ракушке» я вижу, что звук, образы и смыслы резонируют и откликаются в людях. Одна девушка, музыкант, записала в качестве послания фортепианный отрывок, вдохновившись медитацией на сайте. Она прислала мне личное сообщение в инстаграм, поделившись, что счастлива, что ее музыка может прозвучать в Венеции прямо сейчас. Такая искренность для меня — главная отдача. После нескольких месяцев отстраненности, думаю, мы заслуживаем настоящего, открытого, а может быть, и наивного диалога. Мне вообще близка в искусстве «новая искренность» в широком смысле — как состояние сознания, сменившее постмодернизм с его цинизмом и иронией. Искренность — основной мотивы «Ракушки», которой каждый может поверить свои личные переживания.
Вообще будет ужасно интересно собрать как можно больше посланий и проанализировать, о чем люди говорят, о чем мечтают, какие самые повторяющиеся слова и эмоции. Это может стать своеобразным слепком времени, документацией настроений и мыслей людей в конце странного 2020-го.
17.12.20, 14:08
Другие истории
Подборка Buro 24/7