Все устали от интернета: художники из разных стран рефлексируют на эту тему на третьей биеннале «Артмоссфера». Рассказываем про участников из России, которых в этом году больше половины
31 августа на «Винзаводе» открылась третья по счету Биеннале искусства уличной волны «Артмоссфера». Как и всегда, 40 участников из разных стран представляют свои работы в рамках коллективной выставки. Тема основного проекта этого года — Offline как открытое провозглашение усталости от интернета, социальных сетей и цифровых технологий, которые сегодня участвуют почти во всех сферах нашей жизни. Сама экспозиция делится на три раздела: «Офлайн», «Онлайн» и «Постинтернет». В биеннале этого года участвует 21 художник уличной волны из России, рассказываем про каждого из них.
Арт-группа Alt+KU состоит всего из двух человек, Александра Алтенкова и Камили Юсуповой, студентов Высшей школы урбанистики и лаборатории прототипирования городов будущего Shukhov Lab. В своих работах художники изучают изменение искусства, природы и городской среды под воздействием современных технологий. Для биеннале уличного искусства художники создали необычный проект, подключив к творчеству весь город. Alt+KU развесила на улицах города чистые белые холсты, а через некоторое время сняла их с уже появившимися на них граффити, высказываниями горожан и другими следами городского присутствия.
Молодая художница из Москвы Александра Кузнецова в основном занимается графическим дизайном. На «Артмоссфере» Александра решила исследовать городской феномен небольших неиспользуемых пространств, формально принадлежащих кому-то, однако забытых и заброшенных. Такие пространства художница называет «складками», потому что обычно в них образуется импровизированный склад. Непопулярные скверы, заброшенные стройки, захламленные пространства между двумя домами — к сожалению, такие места существуют во всех городах, и особенно в Москве. На биеннале Александра воспроизвела типичную «складку» в выставочном пространстве, чтобы проанализировать этот феномен и желательно как-то с ним разобраться.
Архитектор по образованию, Алексей Luka развил собственный узнаваемый геометрический стрит-арт-почерк. Алексей занимается искусством уже более 15 лет, и за это время художник уже успел поучаствовать в нескольких биеннале стрит-арта, а также в разных международных арт-проектах в России и Европе. Он создает яркие и сложносочиненные муралы, инсталляции, ассамбляжи и скульптуры, которые нужно «разложить», чтобы разгадать. Для биеннале Алексей создал геометричный мурал из разных материалов, который символизирует сочетание разных реальностей современного мира.
Увлеченный буддизмом стрит-арт-художник Анатолий Акуе рисовал граффити, еще будучи подростком, и на его творчество сильно повлияли путешествия по Европе и Азии. Несмотря на достаточно большой опыт в стрит-арте, художник все еще ищет новые художественные средства, чтобы выражать близкие ему идеи буддизма. На биеннале Анатолий Акуе представляет инсталляцию, которая анализирует, как наше поведение зависит от интернета, социальных сетей и других «раздражителей». Художник также попытался сравнить нашу активную цифровую реальность с жизнью буддистских монахов, которые познают себя и окружающий мир в тишине и одиночестве.
Миша Мост начал заниматься искусством на заре развития российского стрит-арта в 90-е годы. Интересуясь живописью и мурализмом, в одиночку Миша создал самый большой мурал в мире площадью 10 800 квадратных метров. На биеннале Мост исследует взаимосвязь между реальными событиями и их документацией в эпоху повсеместного интернета, прямых трансляций и социальных сетей.
Необычный site-specific-проект представляет художница из Санкт-Петербурга Данини. Она решила перенести на одну из стен «Винзавода» знакомый всем карточный пасьянс из встроенных игр компьютерной системы Microsoft. При этом зеленым сукном для раскладки карт выступают строительные леса на здании «Винзавода». Таким образом художница создает некий сбой в зрительском восприятии, подменяя реальную среду компьютерной.
Творчество молодого художника Ивана Найнти сложно сравнить с классическим видом стрит-арта граффити. Художник не рисует баллончиком, но создает необычные коллажи и ассамбляжи из иллюстраций из старых журналов, картона, цветной бумаги, винтажных обоев и многого другого. На биеннале он представит работу «Слишком много. Слишком скучно», выполненную в любимой технике коллажа.
Симферопольский художник Назар ISSUE описывает свое искусство как urban glitch, где технологии буквально «ломают» наше восприятие мира и отвлекают нас от того, что действительно важно. Для биеннале Назар подготовил мультимедийный проект, симулирующий наш ежедневный контакт с экраном. Постепенно оригинальное изображение на экране начинает искажаться, изменять форму и содержание, словно кривое зеркало виртуальной реальности. Назар специально использовал цвета спектра RGB и пиксельные элементы, в которых выполнены самые популярные современные гаджеты, чтобы у зрителей быстрее возникла ассоциация с ежедневным цифровым миром, а затем и рефлексия на тему того, стоит ли хотя бы иногда откладывать подальше любимый смартфон и ноутбук.
Художник Владимир Абих из Екатеринбурга работает на пересечении разных медиа: ему интересно объединять скульптуру и медиаискусство, уличные акции и компьютерные программы и получать неожиданные стрит-арт-произведения. На биеннале Абих анализирует то, какую работу проводит человеческий глаз, вынужденный ежедневно считывать бесконечное количество информации. «Жизнь в таком мире ускоряется до сверхскоростей, на которых сознание не успевает обдумать увиденное, поток перемолотых и упрощенных до уровня мема фрагментов информации заменил большие дискурсы и идеи, количество уступило не только качеству, но содержанию в принципе», — так Владимир Абих отзывается о современном цифровом мире.
Молодая художница Лена Шубенцева решила вовлечь зрителей в офлайн-мир прошлого. Кроме уже очевидного для всех факта, что наш мозг перегружен информацией, Лена показывает, как социальные сети обесценивают воспоминания. Раньше, чтобы сделать фотографию, необходимо было обладать специальной аппаратурой, специально собираться и замирать, чтобы момент остался в памяти. Сегодня хорошая камера доступна всем в комплекте со смартфоном, и сделать снимок чего — несложно. Лена предлагает задуматься и восстановить в памяти только те важные моменты, которые бы вы запечатлели на пленку.
Стрит-арт-художник Александр Гущин — достаточно известный персонаж, как и в российском стрит-арт-кругу, так и в зарубежном. Гущин уже успел поучаствовать в международном фестивале уличного искусства Meeting of styles в Нью-Йорке, уральских «Стенограффии» и индустриальной биеннале, а также красноярской биеннале и «Артмоссфере» 2016 года. На биеннале этого года Гущин сопоставляет сетку-рабицу с глобальной сетью и анализирует, какие ограничения накладывает на нас сегодня и та, и другая сетка.
Дарион — художница из Алма-Аты, которая преимущественно работает с пластиком. Не потому, что это простой в работе материал, но для того, чтобы выразить свое отношение к культуре потребления и беззаботности по отношению к экологии планеты. Для биеннале Дарион создала инсталляцию и фильм об обществе будущего, где переработка пластика — это не что-то героическое и сложносочиненное, но ежедневный ритуал для всех людей.
Петербургский художник Виталий Царенков, занимающийся уличным искусством под псевдонимом Sy, в основном занимается созданием муралов и объемных инсталляций. Его стиль сформировался под влиянием восьмибитных игровых приставок и ранней компьютерной графики и анимации. Кроме того, Sy — поклонник русского авангарда. В проекте ON/OFF для биеннале художник хочет подчеркнуть, что постоянное нахождение в режиме «онлайн» отнимает два ограниченных и невосполнимых человеческих ресурса — время и внимание. Поэтому нужно чаще «отключаться» от сетей и жить настоящим моментом.
Студентка Школы дизайна ВШЭ, молодая художница из Твери Любовь Донкова создает интерактивные инсталляции, располагающие зрителей к размышлению на разные темы. Для биеннале Люба создала проект «Домик», чтобы задуматься о том, что на самом деле значит быть «офлайн» в реальности? Каково это оказаться на обочине жизни без дома, семьи и друзей? «Бездомные находятся будто бы вне зоны видимости — это социальная группа, которую нам комфортнее не замечать. Москва — солнечный город с отмытыми тротуарами, полный интернета и праздника. Мегаполис скалится нам красивыми фасадами и прячет за ними все нелицеприятное, чтобы мы спокойно наслаждались нашим выдуманным и рафинированным миром», — комментирует свой проект художница.
Существующая с 2000-х годов екатеринбургская арт-группа «Злые» известна своими уличными инсталляциями и акциями. В этот раз на биеннале «Артмоссфера» художники расстелили газон. Однако не обычный, а сделанный из металлических сетевых кабелей. «Злые» хотят донести до зрителей, что пора «вылезать из сетей», потому что это ловушка, которая затягивает нас глубже и глубже в офлайн. Искусство арт-группы «Злые», по словам участников, направлено на то, чтобы «создавать иммунитет к информационному бреду, который льется из источников массовой информации».
Стрит-арт-художник из Саратова Евгений Мулук сейчас живет в Санкт-Петербурге, однако создает свои муралы на стенах заброшенных и отдаленных от центра города зданий, в покинутых деревнях и других уединенных местах. Художник не делает эскизы к своим проектам, а творит спонтанно, чтобы дать волю фантазии и импровизации. На биеннале Мулук представляет проект о том, как нам сохранить индивидуальность в эпоху шаблонного мышления, непрерывного потока информации и давления социальных сетей.
Стрит-арт-художник Миша Утеев из Владивостока известен всем под псевдонимом Wert159. В своих работах Миша любит совмещать разные техники и стили, и поэтому часто создает проекты с элементами «каллиграффити»: реальные архитектурные конструкции с уличными знаками вместе с цифровыми инструментами. Для биеннале Миша придумал необычный мультимедийный проект «В разработке / Не в сети», существующий сразу в двух «мирах»: реальном и виртуальном.
Графический дизайнер и художник Женя Желваков решил подойти к теме с другой стороны и объединить не настоящее, а далекое прошлое с ближайшим будущим. На биеннале Женя представляет металлические подносы, расписанные в традиционной русской декоративной технике. Однако вместо лубочной росписи подносы покрыты пиксельной графикой. «Проект демонстрирует поглощение старого, „докомпьютерного“ мира новым, цифровым, и его влияние на культуру на примере народного декоративного творчества. Он демонстрирует тотальное подчинение общественного сознания новому образу жизни и технологиям», — рассказывает Женя.
Известный благодаря безупречной технике 3D-леттеринга в этот раз Данила Шмелев решил отказаться от живописной изобразительности граффити и подчеркнуть философский подтекст темы биеннале. Его достаточно грубая и прямая работа «Зависимость» говорит о том, что цифровые технологии — это ловушка и из нее нужно вырываться как можно быстрее.
Братья-близнецы из Санкт-Петербурга работают в технике граффити, в то же время затрагивая тему архитектуры и окружающего их пространства. На биеннале арт-группа ZTWINS анализирует пространство, которое медленно превращается из реального в виртуальное, и, чтобы понять, где вы находитесь, придется сосредоточиться. Холсты художников, помещенные в индустриальное пространство «Винзавода», выступают в роли виртуальных окон, выпадающих из реальности зрителя.
Арт-группировка «ЗИП» — это четыре художника: Эльдар Ганеев, братья Василий и Степан Субботины и Евгений Римкевич. Когда-то мастерская художников находилась на Краснодарском заводе измерительных приборов, отсюда и появилось название коллектива — аббревиатура «ЗИП». Художники следуют примеру легендарных Кабаковых и работают в жанре тотальной инсталляции, создавая новую реальность внутри произведения искусства. Для биеннале художники создали DIY-мир прошлых лет, когда мальчики и девочки выходили во двор погулять и поиграть в салки. Сейчас все поменялось, и дети все чаще сидят дома, чтобы развлечься с помощью компьютерных игр и социальных сетей.