8 главных событий Дягилевского фестиваля

Правоверные меломаны, вам сюда

С 14 по 24 июня в Перми начнется Дягилевский фестиваль — одно из центральных событий в области академической музыки в России, на которое съезжаются гости со всей страны и из-за границы. Для правоверных меломанов Дягилевский фестиваль с его интенсивной и эклектичной программой — что-то вроде схождения благодатного огня. В этом году в десять фестивальных дней уместились 32 события: дистанция между спектаклем Робера Лепажа и концертом пианиста Алексея Любимова — меньше суток, между Малером и Мередит Монк — 1 200 метров неторопливым шагом. При такой плотности придется чем-то жертвовать, поэтому на Buro 24/7 — восемь важных фестивальных событий.

Драматическая оратория «Жанна на костре»

В этом году у фестиваля есть отчетливый и бесспорный хедлайнер — «Жанна д'Арк» композитора Артюра Онеггера в постановке Ромео Кастеллуччи. Открыть программу мрачным, давящим и метафизически тяжелым спектаклем — смелое решение. Сомнений в том, что постановка окажется именно такой, почти нет: достаточно посмотреть кусочек видео из Лионской оперы (первый раз «Жанну» — совместный проект нескольких европейских театров — показали именно во Франции).

Одна из особенностей «Жанны» — в том, что это не чистокровный оперный спектакль. За ярлыком «драматическая оратория» прячется парадокс. Главные персонажи — Жанна и брат Доминик — здесь совсем не поют, а певцов замещают две великие актерские души: замкнутая и легко погружающаяся в метафизический мрак Одри Боннер и Дени Лаван, любимец кинорежиссера Леоса Каракса. Вокальная часть полностью отдана на откуп хору MusicAeterna, который совсем недавно получил премию Opera Awards. Иначе говоря, неудивительно, что все билеты разлетелись в считаные минуты, но дежурство у театра и возможности выкупить у кого-то лишний билетик в интернете еще никто не отменял.

Перформанс «Cellular Songs»

Не секрет, что программа Дягилевского фестиваля иногда отсвечивает личные интересы Теодора Курентзиса. Нам повезло, что он ценит Мередит Монк — композитора, певицу и знаковую фигуру для современной академической музыки. Монк известна чуть меньше, чем ее современники и коллеги Филипп Гласс или Стив Райх, хотя и регулярно попадает во всевозможные списки и рейтинги самых важных композиторов XX века. Главная находка Монк — эксперименты с расширением вокальных техник, которые она довела практически до калейдоскопного разнообразия: оно варьируется от «детского» голоса в «Education of the Girlchild» до фольклорного пения в «Dolmen Music». В Пермь Мередит Монк везет свое новое сочинение «Cellular Songs», и, хотя организаторы поэтично перевели его как «Ажурные песни», в названии скорее скрыты принцип органицизма и желание разглядеть в музыке подобие клеточной структуры.

Перформанс «Камилла»

Для тех, кто решился бы обвинить Дягилевский фестиваль в необдуманном импорте, всегда найдется противовес: важной особенностью фестиваля становятся собственные, выращенные с нуля проекты российских художников. В этом году на фестивале ждут мировую премьеру «Камиллы» — перформанса по биографии скульптора Камиллы Клодель, возлюбленной и ученицы Огюста Родена. За хореографию в технике «буто» отвечает Анна Гарафеева, за музыку — современный композитор Алексей Ретинский, а над сценографией работала Ксения Перетрухина, автор мистического мира «Cantos».

В «Камилле» довольно отчетливо вырисовывается феминистский компонент, с которым в этом году связаны сразу несколько событий (кроме спектакля Кастеллуччи и концерта Мередит Монк). Например, отдельный блок образовательной программы называется «Women in Art» — в нем смогут участвовать девушки, обучающиеся «неженским» специальностям (вроде оперно-симфонического дирижирования или игры на кларнете).

«Иглы и опиум» Робера Лепажа

Второе громкое имя наряду с Кастеллуччи, вписанное в программу этого года, — Робер Лепаж. В Пермь его компания Ex Machina привозит «Иглы и опиум» — спектакль 1991 года, который режиссер отредактировал в 2013 году. Сам по себе этот факт можно воспринимать как ценность, поскольку Лепаж как бы дает знать, что в привычке всматриваться и редактировать собственные спектакли нет ничего зазорного. В этой постановке Лепаж синтезировал три разные биографии — драматурга Жана Кокто, трубача Майлза Дэвиса и неизвестного актера-эмигранта Робера. А еще акробатику, видеопроекции и постоянно видоизменяющийся куб, в котором, собственно, и происходит все действие.

Вокальный цикл «Лунный Пьеро»

После балетной музыки Стравинского, которым завершился прошлогодний фестиваль, Теодор Курентзис обращается к главному сопернику и антиподу Стравинского — Арнольду Шенбергу. Единственное сочинение в этом концерте — вокальный цикл «Лунный Пьеро». Если очень хочется разобраться с базовым вокабуляром современной академической музыки и по каким-то уважительным причинам секреты атональной музыки и техники «Sprechgesang» остаются для вас неизведанными, это хорошая возможность познакомиться со всем вышеперечисленным вживую.

Ночной перформанс «Sleep concert. Путешествие в себя»

Ночные концерты — традиционный пункт в программе Дягилевского фестиваля. Прежде они проходили в гимназическом зале или на колокольне церкви, превращенной в краеведческий музей и населенной деревянными богами. В этот раз в пику прошлогодним мистическим бдениям в музее формат немного демократизировали. Гостей восьмичасового перформанса «Sleep concert», по задумке художника Николая Скачкова, снабдят спальными местами и угостят в финале завтраком в гостинице «Урал». Тем, кому не хотелось бы снижать градус духовности, нельзя пропустить другое ночное событие — сольный концерт пианиста Алексея Любимова в Пермской художественной галерее с получасовой программой из сочинений Алвина Куррана.

Концерт ансамбля старинной музыки Graindelavoix

На Дягилевский фестиваль принято возвращаться — не только гостям, но и музыкантам. Бельгийский ансамбль Graindelavoix приезжает в Пермь уже во второй раз, чтобы поделиться результатами своих вокально-антропологических изысканий. Каждый их проект — это выжимка из очередной этнографической экспедиции. В прошлый раз Graindelavoix исполняли мадригалы ренессансного композитора Чиприано де Роре, а в этом году все чуть менее предсказуемо. Последний проект ансамбля строится на старинных кипрских песнопениях и сочинениях фламандца Жана Анеля, который в XV веке эмигрировал на Кипр. Интересно это не только из-за диковинного репертуара, но и потому, что можно увидеть, как реставраторы старинной светской музыки в поисках аутентичного звучания находят подсказки в музыке южноевропейских деревень.

Два события с музыкой Густава Малера

Непреходящий компонент Дягилевского фестиваля последних лет — это музыка Густава Малера. С Перми начался новый этап одержимости Малером со всеми вытекающими последствиями: забитыми до отказа залами, зарубежными гастролями и записью дисков. В этот раз с Малером связаны два события. Первое — спектакль «Nicht Schlafen» бельгийского хореографа Алена Плателя, в котором малеровские партитуры пересекаются с этнической африканской музыкой и записями посапывающих во сне животных. Второе — это заключительный концерт фестивального оркестра, который исполнит Четвертую симфонию Малера и вокальный цикл «Волшебный рог мальчика». С этой же программой оркестр отправится на гастроли в Москву.

Полную программу фестиваля можно посмотреть здесь.

Полина Дорожкова

18.04.18, 18:36

  • Фото: graindelavoix.org, diaghilevfest.ru