На днях в Санкт-Петербурге в галерее Anna Nova прошла очень смелая и необычная для России выставка «Мотылек и летучая мышь летят на свет». Персональный проект Ильи Федотова-Федорова в галерее Anna Nova был посвящен трансгендерному переходу и состоял из не самых популярных у нас медиумов — перформанса и видео-арта. Арт-консультант Александр Бланарь встретился с Анной Бариновой, основательницей галереи Anna Nova и конкурса проектов молодых художников Nova Art, чтобы обсудить, насколько это смелый поступок — показывать голые тела в галерее в России, продается ли видео-арт в принципе, помогают ли художнику коллаборации с Max Mara, а также за что фотографа Валерия Кацубу полюбили в Китае.
Да, это довольно смелый, провокативный, экспериментальный проект, поскольку он затрагивает необычные, закрытые, табуированные темы для России. Это темы тела и телесности, темы толерантности, агрессии. Для нас это был большой эксперимент. Забавная история, что на пресс-показе выставки «Мотылек и летучая мышь летят на свет» первый вопрос от журналистов к Илье был: «Не боится ли он, что его посадят в тюрьму точно так же, как Юлию Цветкову?»
Главное защитное стратегическое условие этого проекта — мы не говорим на табуированные темы напрямую. Илья пытается их осмыслить каким-то метафорическим путем, поэтому проект получился очень поэтичным, очень тонким. Мы не говорим в лоб, что вы должны любить кого-то. Наверное, проект вообще не говорит о том, что вы должны меняться или быть кем-то — он о том, что вы хотя бы должны перестать унижать, обзывать, сажать в тюрьму, а в каких-то регионах России вообще убивать людей, которые чем-то не похожи на вас.
С коммерческой точки зрения это уже второй экспериментальный проект в нашей галерее. До Ильи мы делали выставочный проект VTOL (Дмитрий Морозов) — технологическое искусство, которое пока что российские коллекционеры покупают с большой опаской. Это скорее фондовое, музейное искусство, не коллекционное. У Ильи мы также показываем экспериментальные медиа — это тотальная инсталляция с живыми людьми и трехканальное видео. Видео-арт не самое покупаемое искусство, тем более трехканальное. Однако мы решили этот вопрос — на третьем этаже показываем его работы в более традиционных медиа — холст, керамика. И часть этих работ уже продана.
До Ильи мы выставляли трехканальные видеоинсталляции Джонатана Монагана в 2020 году, видеоработы Егора Крафта в 2018-м. По большей части у нас покупают видео европейские коллекционеры и клиенты. В России люди пока плохо покупают видео-арт, они не понимают, как вообще можно купить цифровое искусство, ведь долгое время коллекционерам закладывали, что, покупая какой-то объект искусства, ты покупаешь прежде всего вещь, право его единоличного правообладания. Хотя с приходом NFT все меняется. Может быть, и российский покупатель повернется в сторону цифрового искусства. Мне кажется, что в ближайшее время спрос на него будет расти.
У нас много клиентов из Москвы. Сейчас ситуация значительно меняется, у нас появляются клиенты из регионов, например из Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Казани. Это хороший знак, что рынок будет развиваться и его моноцентричность на столице со временем будет редуцироваться.
Юлдус много работает и четко ставит перед собой цели и задачи. Она довольно конкретно понимает, куда идет и какие шаги ей необходимо сделать. В этом плане она боец и настоящий лидер. Юлдус как художник очень тонко чувствует дух времени. В своих фото и видеоработах она работает со стереотипами образами-клише, иронически переосмысляя их на современный лад, при этом не задевая чувства других. Наверное, самая главная отличительная особенность Юлдус как художницы — это умение элегантным образом соединять искусство и моду, практически балансируя на этой границе. Безусловно, компонентой ее успеха и медийной узнаваемости является грамотная работа над своим личным брендом: это и TED talks, где она была первым спикером от России, и участие в создании постановок для королевской оперы в Лондоне и Мариинского театра в Петербурге. Сейчас этот медийный всплеск подкреплен выходом ее дебютного полнометражного фильма «Дочь рыбака», который прогремел не только в музеях (например, в Третьяковской галерее), фестивалях (Берлинский и Шанхайский международные фестивали), но и был показан в обычных кинотеатрах по всей Росиии.
Музейное шоу — это одна из стадий развития художника. Выставка в галерее, музейное шоу в России, музейное шоу за границей. В этом году произошла одна наша победа — выставка фотохудожника Валерия Кацубы в Шанхайском центре фотографии SCOP, мы выступили соорганизатором этой выставки. Для нас это был первый опыт, когда мы стали соорганизаторами выставки нашего художника за рубежом.
В 2019 году мы привезли его работы на ярмарку Photofairs Shanghai, где его и заметил директор SCOP. Китайской публике очень полюбились работы Валерия, возможно, из-за того, что он поддерживает классическую традицию в российском искусстве, которая зародилась в советское время и переняла эти традиции классицизма. И китайская публика полюбила его мускулистых атлетов, которые стоят в пространстве экспозиции музеев мира с собранием античной коллекции, она полюбила его гимнастов и спортсменов, которые элегантным образом превращаются в коллективное тело, выстраиваясь в некие узоры и орнаменты, она полюбила его балерин. Китайцы обожают русский балет.
И уже в июне галерея Anna Nova и Шанхайский центр фотографии (SCoP) при поддержке фонда Сары Виниц открыли выставочный проект «Валерий Кацуба: русский романтический реализм». На выставке представлены 38 работ фотохудожника и включают в себя произведения из 10 крупных серий, созданных на протяжении более чем 20 лет.
Наша задача как галереи — это продвижение художника. В него входит много стадий, одна из них — это помощь художнику в подаче грантов на различные конкурсы. Это могут быть гранты музеев, зарубежных резиденций, премии в области современного искусства. Каждый год мы стабильно подаем проекты наших художников на премию «Инновация», Кандинского, Курехина. И каждый год стабильно хотя бы один из наших художников ее выигрывает.
Коллаборации — это отдельная история о том, как сотрудничество с каким-то брендом или другим художником влияет на его узнаваемость. Одно дело, если ты художник, который просто показывается в музее, а другое — показываешься в музее, и тебя знает половина страны.
В 2021 году Итальянский модный дом Max Mara отпраздновал юбилей. В честь 70-летия бренда создал капсульную коллекцию футболок «7 for 70». 7 художников, 7 специальных выпусков футболок знаменуют 70 лет Max Mara. И одним из проектов стали поэтичные снимки, посвященные классическому балету, сделанные для московской выставки 2011 года Coats! Валерием Кацубой со звездами Большого театра.
Думаем открыть филиал галереи в Бельгии или во Франции. Но это пока долгий тернистый путь. Сейчас мы сосредоточены на новом сезоне, который начинается с ярмарки Cosmoscow. Там мы показываем проект Анны Андржиевской и Маяны Насыбулловой, тотальную инсталляцию, которая создана специально для ярмарки, внутри которой будут проходить перформансы художниц. Вся экспозиция и объекты для продажи будут выстроены вокруг этой инсталляции. С обеими мы начали работать в этом году, и стенд на Cosmoscow — это наше первое заявление. Дальше мы планируем их персональные выставки в галерее.
В этом сезоне мы покажем выставки Хаима Сокола, Ирины Дрозд и Ольги Тобрелутс, а также проект куратора Анны Заведий с Устиной Яковлевой и Сильвией Яве. Мы также устроим небольшой обмен выставками с галереей Pop/off/art: покажем у них Влада Кулькова, а они в нашем пространстве — Ольгу и Олега Татаринцевых. Также нас ждет очень интересная история с Марией Агуреевой — показываем ее выставку в Красноярске. Возможно, после это превратится в большие гастроли по России.
Другие истории
Подборка Buro 24/7