Стиль Курехин: что нам досталось от последнего русского авангардиста XX века

Шляпы из синюшных куриц, кейс от семплера с надписью «Капитан» и дикая творческая свобода

 

 

В ММОМА открывается выставка «По следам „Поп-механики“» и стартует одноименный фестиваль. Вдова композитора, музыканта и великого выдумщика Анастасия Курехина рассказывает о том, что наше поколение получило в наследие от композитора и основателя оркестра «Поп-механика».

 

 

Происхождение «Поп-механики»

 

Самые первые прототипы «Поп-механики» появились в 1982 году на Фестивале современной музыки, который основал музыковед и критик Ефим Барбан. Там выступал и Чекасин, и «Аквариум», и многие рок-музыканты. «Поп-механика» начиналась с джазовых выступлений Курехина.

 

Сергей Курехин. Фотографии для фильма «Стрела Амура» группы «Инженеры искусств»

Анастасия Курехина

При этом название возникло позже — в 1984 году, его предложил Ефим Барбан, идею поддержал Алик Кан. Все мучались и не могли придумать имя происходящему в оркестре Курехина, а тогда выходили журналы «Популярная химия», «Популярная физика», и Барбан предложил «Популярную механику».«Поп-механика», которую сейчас определяют терминами «хеппенинг» и «перформанс», заложила основы собственного жанра.

 

Даже сейчас повторить подобный формат мало кому удается. Художественных перформансов много, а вот музыкальных практически нет.

И в традиционных жанрах найти истоки «Поп-механики» тоже сложно. Буффонады или советские капустники — это отрепетированные театральные вещи, а Сергей был против театра, против режиссуры.

 

 

«Поп-механика» в Хельсинки, 1995

 

Суть «Поп-механики» была в сочетании жестко установленной структуры и свободной импровизации. Он, как дирижер, знал, что должен делать каждый участник, но каждый участник делал нечто свое. Да, какие-то музыкальные фрагменты заранее репетировались группами исполнителей , входившими в «Поп-механику», но общий перформанс исполнялся на сцене полностью впервые. Групп было несколько — фолк-группа Виталия Федько, индустриальная группа Сергея Африки и Тимура Новикова, фэшн-группа Кати Филипповой и Сергея Чернова, восемь гитаристов, группа исполнителей на ударных инструментах.

 

«Поп-механика» в Ленинградском Доме Молодежи, около 1988

 

В 1980-е «Поп-механики», которые проходили по два-три раза в год, были значимым явлением для всей художественной общественности Ленинграда и способом проявить себя. Например, Владик Мамышев-Монро первый раз осознал себя как артист и как художник именно с «Поп-механикой». Это дало ему большой импульс. Основу оркестра составлял ленинградский костяк — человек восемь, — а остальных Курехин собирал на месте. В Москве это были местные деятели, в Ливерпуле в 1990-м — английские музыканты, и последняя грандиозная «Поп-механика» в Лондоне, которая должна была пройти в Royal Festival Hall c участием Джорджа Харрисона и других великих артистов, а в итоге состоялся концерт памяти Сергея Курехина.

 

 


 

 

Костюмы Курехина и оркестра

 

Надо понимать, что с «Поп-механикой» не работают никакие театральные конструкции — Сергей был радикальным противником театра, ненавидел всякую фальшь и отрепетированность. У него все должно было быть максимально искренним, живым. Худшим ругательством для Курехина было сказать «...ни одной живой ноты». Его концерты никогда не повторялись, они были задуманы как некое действие, а не как исполнение заранее написанного сценария. Было много дизайнеров, участвовавших в проекте. Сначала Катя Филиппова и Петлюра, и Мамышев-Монро сам как-то одевался, и Федько. Музыканты одевались, как хотели, а художники делали свои дефиле — они были полноценными арт-участниками.

 

 

 

«Поп-механика» в Ленинградском Доме Молодежи, около 1988

Аркадий Кириченко в костюме Сергея Чернова

 

Например, знаменитый белый балахон Сергея Летова придумал он сам. Хотя некоторых музыкантов наряжал Сергей Чернов, если они его об этом просили.

 

Художники не были какими-то нанятыми шоуменами — они играли и выглядели так, как им хотелось.

Самой эффектной идеей Чернова были костюмы с применением дохлой курицы — синюшной такой. Раньше курицу продавали с головой и лапами — вот они накупили этих куриц, разместили их на шляпках. Красивые девушки ходили по сцене с синюшными курицами — для меня это было шоком. Зато они были свежими — никаких посторонних запахов не чувствовались. Не только мертвые животные оказывались на сцене: на одно выступление приезжали циркачи с удавами, которых некоторые участники сильно испугались. Также участниками перформансов становились козы, лошади, коровы, утки, гуси и другие животные.

 

Фотографии Виктора Немтинова

 

Сам Сергей Курехин во все времена был модником с достаточно экстравагантным вкусом и обрадовался, когда появилась возможность возить вещи из-за границы. Мы были у каких-то итальянских модельеров, концертный костюм покупали ему в ателье в Берлине...

 

 


 

 

Кафе «Сайгон», где встретились все

 

Я всегда вспоминаю о «Сайгоне», когда сейчас прохожу мимо отеля Radisson SAS, который находится в этом доме. Недавно мы сидели в кафе при гостинице с моей подругой и пили чай без кофеина, и кто бы мог подумать в 1982-м, когда я сидела на подоконнике и пила маленький двойной кофе, что когда-нибудь я буду сидеть здесь же в буржуазных креслах и пить чай без кофеина!

 

Курехин и Пригов

Тимур Новиков и занавес для «Поп-механики»

 

В «Сайгоне» мы с Сергеем пересекались еще до того, как он стал ухаживать за мной. Он все время приглашал меня на концерты в Клуб современной музыки в ДК Ленсовета. Все встречи, все свидания назначались там; было принято собираться возле него в шесть вечера и дальше разруливать планы на вечер. Место было небольшое с несколькими кофемашинами. Внутри стояло несколько высоких мраморных столов с крючками для сумок, и я как-то повесила свой мешок с дипломом и практически его потеряла — какой-то человек его нашел и отдал, видимо, убедившись, что ничего там ценного нет, кроме моих черновиков.

 

 

 

У каждого была своя знакомая кофеварщица, и все старались подмигнуть ей, чтобы она варила хороший, а не «вторяк».

Алкоголя не подавали, музыка не звучала. Ну и курили возле кафе на углу Невского и Литейного (По одной из версий, название «Сайгон» появилось, потому что в заведении то разрешали, то запрещали курить внутри. В период, когда курение было запрещено, две девушки достали сигареты, к ним подошел милиционер и сказал: «Что вы тут делаете? Безобразие! Какой-то „Сайгон“ устроили». — Прим. BURO.). Периодически, конечно, к кому-то подходили милиционеры... Там тусовалась в основном арт-общественность, но, если какой-то случайный советский гражданин, гуляя по Невскому, заходил в «Сайгон», ему тоже наливали кофе — никто не чувствовал себя лишним.

 

 


 

 

Наследие «Поп-механики»

 

Когда-то было немыслимо представить себе появление военного оркестра на одной сцене с рок-группой. «Поп-механика» устраивала первый конкурс красоты в 1988 году на сцене БЗК «Октябрьский». Можно сказать, что военная эстетика у Газманова, да и многие другие эстрадные и попсовые приемы 1990-х возникли под влиянием Курехина. Конечно, «Поп-механика» повлияла на многих людей, потому что эмоционально воздействовала и продвигала определенную артистическую философию.

 

 

Алексей Вишня в окружении девушек на первом конкурсе красоты в Ленинграде, устроенном «Поп-механикой». Источник

 

Недавно я читала лекцию в одном вузе в Санкт-Петербурге, и молодые юноши и девушки с горящими глазами признавались, что очень нам завидуют — дескать, вы жили в такое романтическое время! Я представляю, что 1980-е для них, наверное, уже как эпоха средневековых рыцарей.

 

Мне регулярно приходят сообщения со словами, что музыка Курехина «...открыла мне новую жизнь и дала новые идеи для творчества». Я чувствую, что пришло время, когда все это стало очень актуальным.

При этом самое известное произведение, которое посвящено ленинградскому андеграунду, — это фильм Серебренникова с огромным количеством перекосов. Когда мы смотрим картины о XVIII веке, то понимаем, что показанное на экране — вымысел. А с героями 1980-х, которые, слава богу, еще живы, стоило хотя бы согласовывать события, чтобы у людей не формировались ложные представления.

 

Сергей Африка Бугаев на конкурсе красоты. Источник

 


 

 

Выставка и фестиваль
«По следам Поп-механики»

 

У Центра Курехина очень большая коллекция вещей — я храню все, в том числе Сережин компьютер Apple Macintosh-2. И в Москву, можно сказать, мы привезли такой походный вариант будущего музея.

 

 

Среди прочего на выставке есть египетские маски с концертов «Поп-механики», ключ Курехина, который он возил с собой, и все рояли настраивал сам. Мы покажем номерной знак машины Фрэнка Заппы, Сережа был у него в гостях, и он подарил его ему. Книжку, посвященную фильму «Спальня Бастера», к которому музыку писал Курехин, разрисованную режиссером Ребеккой Хорн. Мы привезли в Москву работы группы «Новые художники», новых академиков и других участников выступлений «Поп-механики».

 

 

 

Энди Уорхол с пластинкой Сергея Курехина «Ways of Freedom», 1987

 

 

Кроме того, здесь представлены работы Сергея Чернова, который после нравоучения Курехина стал фэшн-дизайнером. В экспозиции его эскизы и костюмы. Также на выставке есть театральный задник, который коллекционеры и художники разорвали на куски, переходившие из собрание в собрание.

 

 

Сергей Чернов. Костюмы для «Поп-механики». 1986 – 1989, рисунки

 

Синтезатор «Утюгон», созданный Котельниковым и Сотниковым, на котором можно поиграть; это такой столик со струнами и звукоснимателями, звуки из которого выводились с помощью тяжелых предметов — утюга, гантелей. Привезли мы и кейс от первого семплера Курехина Prophet 2000 c надписью «Капитан» — так друзья звали Сережу. Этот инструмент у него появился в качестве гонорара за саундтрек к сериалу BBC «Камрады», и привезла его Джоанна Стингрей. 
К сожалению, не удалось ничего найти в архивах дизайнера Кати Филипповой.

 

 

 

Так что если у кого-то в Москве остались какие-либо предметы, связанные с «Поп-механикой», то, пожалуйста, приносите — мы готовы дополнить экспозицию.

Сейчас каждый наш проект — как исследование: люди приходят на выставки, рассказывают, как они бывали на концертах. Пока живы современники, у нас есть возможность глубже изучать это явление. Нам до сих пор не хватает хороших видеозаписей, потому что снимали «Поп-механики» одной-двумя камерами, а на сцене одновременно происходило гораздо больше событий.

 

 


 

 

Выставка и фестиваль «По следам Поп-механики“»
18 июля — 19 августа
Образовательный центр ММОМА
Ермолаевский пер., 17

 

 


 

Филипп Миронов

19.07.19, 18:20