Исследуя каждую сферу и отрасль современной жизни, редакция BURO. добралась до балета. С шеф-редактором Ольгой Шевченко поговорили Игорь Цвирко и Кристина Кретова. Премьер и ведущая солистка Большого театра поделились своими мыслями о будущем искусства танца и предположили, какое место в нем достанется им.
ИГОРЬ ЦВИРКО
премьер Большого театра, продюсер ютьюб-канала «Большой Talk»
КРИСТИНА КРЕТОВА
балерина, ведущая солистка Большого театра
КРЕТОВА
Мы стараемся выполнять свою работу и заряжать зрителя положительными эмоциями.
ЦВИРКО
Да, единственное, что помогает сейчас, — это концентрация на работе, на ролях, спектаклях. И, конечно, нам колоссально помогает поддержка зрителя во время спектаклей.
ЦВИРКО
Искусство всегда выживает, несмотря ни на что. Так было и так будет всегда. Это показывает история: даже всемирная пандемия дала новый виток развитию искусства в новых направлениях. Я верю, искусство способно объединять людей.
КРЕТОВА
Я не переживаю по поводу отмены гастролей, надеюсь, это временное ограничение. Так уже было раньше. Искусство выживет, однозначно. Есть такая поговорка: «Русский балет впереди планеты всей». И я этим горжусь.
ЦВИРКО
Да, я имею в виду, например, изобразительное искусство. Картины (или даже картинки) перешли на площадку NFT. Балет же небольшими, но уверенными шагами двигается по направлению к той же оцифровке, но в формате VR. Лично у меня есть несколько идей, которые можно очень интересно воплотить в жизнь. Что для этого нужно? Найти инвесторов (улыбается).
ЦВИРКО
Мы планировали сделать большой гала-концерт звезд балета на Кипре, но на данный момент, конечно, он переносится. Будем ждать изменения ситуации. Мы знаем, русский балет всегда ждут с большим воодушевлением, и, надеюсь, встреча будет приятной. Также в планах провести вечера современных балетов в Москве, но и этот проект пока под вопросом. Хотя он должен был стать моей дипломной работой. Смотрим вперед с оптимизмом.
КРЕТОВА
Не переживаю по поводу отмены гастролей, надеюсь, это временное ограничение. Я хотела показать московской публике спектакль «Монаксия», созданный для меня Дмитрием Масленниковым. И мы обязательно это сделаем. Искусство выживет, однозначно. Есть такая поговорка: «Русский балет впереди планеты всей». И я этим горжусь.
ЦВИРКО
Кстати, символично, этот вечер планировался под названием «In Time». Будем ждать подходящего момента.
КРЕТОВА
Скорее, повезло нам, артистам балета, которые выражают эмоции не словом, а делом. А уж как их интерпретирует зритель — это его внутренний мир.
ЦВИРКО
Как по мне, все в равных условиях. Просто у артистов балета нет возможности выразить словами, за все говорит тело. Но тело порой болит или не хочет, но, когда звучит музыка, открывается занавес, происходит превращение и все — от артистов до зрителя — погружаются в мир иллюзий.
ЦВИРКО
Наш ответ — в вашем вопросе. Искусство действительно работало и работает над духоподъемностью, оно воодушевляющее и жизнеутверждающее.
КРЕТОВА
Балет меняется изо дня в день. Если посмотреть на записи Улановой, Плисецкой, Лепешинской, вы увидите, насколько сильно балет прогрессирует сейчас. К примеру, раньше ноги не поднимали выше 45 градусов, а сейчас ценится большой шаг (высокое поднятие ноги). Мы сохраняем то лучшее, что было в искусстве, но не стоим на месте в его развитии. Поэтому в любом случае изменения будут. Какие? Покажет время.
ЦВИРКО
Классический балет будет жить вечно — «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Жизель». Музыка Чайковского, Прокофьева и Рахманинова будет по-прежнему трогать человеческие сердца. Современный балет будет развиваться постепенно, поступательно. Тем более в России есть много ярких талантов, которые хотят и будут раскрываться.
ЦВИРКО
Например, мой партнер и супруга, Кристина Кретова. Спектакль «Монаксия» был создан специально для нее и под нее Дмитрием Масленниковым, одним из участников, а следом и хореографом проекта шоу «Танцы» на ТНТ. Вот его современный взгляд на классическую артистку балета и его задумки привнесли, мне кажется, определенно что-то новое, свежее. Поэтому, думаю, сегодняшнее положение вещей — это шанс именно для хореографов другого формата. Надеюсь, им мы его и предоставим! А еще я очень люблю творчество Александра Могилева, и, мне кажется, ему есть что сказать зрителю.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7