Разбираем ретроспективу дизайнера в миланском Музее Триеннале
Рик Оуэнс знает точно, что порой мода сильнее искусства. Очень редко, но это бывает. И лучшее доказательство тому — ретроспектива дизайнера, открытая в миланском Музее Триеннале, на которой собраны модели коллекций разных лет, а также мебель, аксессуары и разнообразная документация — каталоги, приглашения на показы, фотографии. Рик Оуэнс, как сталкер, заходит на территории, на которые другие ходить осознанно боятся, не могут или искренне не понимают зачем. Неслучайно выставка называется «Рик Оуэнс. Недочеловек, античеловек и суперчеловек».
Калифорниец учился на художника и скульптора, но все-таки выбрал моду, потому что она во всех смыслах ближе к телу. Глядя на женские и особенно на мужские коллекции, выпущенные под всеми брендами Рика Оуэнса, включая Rickowenslilies, DRKSHDW (линия денима) и HUNRICKOWENS (изделия из меха), мы считываем не только уникальный стиль, но особый взгляд на человеческую природу. Оуэнс как никто другой умеет завораживать и гипнотизировать с помощью кожаных штанов, дикарских рубищ, инфернальных хомутов, ритуальных власяниц. А баланс между «месседжем» наряда и его оригинальным устройством — силуэтом, кроем, сочетанием материалов и гулом цитат — обладает достоверностью настоящего произведения искусства.
Карьера Рика Оэунса в индустрии моды длится вот уже 23 года, поэтому ему есть, что показать. Все отобранное самим дизайнером и куратором отдела моды
Музея Триеннале Элеонорой Фьиорани говорит нам о том, что грани творчества дизайнера — разные, сюжеты — изобретательные, а тема — одна. Он не работает
в команде, ему трудно что-то вербализировать, он патологически не способен
что-то обсуждать и приходить к консенсусу. «Я могу быть только полным диктатором», — говорит дизайнер.
Жизнь дизайнера моды структурируют четыре показа в год, поэтому основная тема сценографии выставки — подиум. Посетители Триеннале сначала двигаются по черному коридору и должны пройти сквозь ослепляющие столбы света, за которыми их ждет неизвестность — именно такой эффект переживают модели, выходящие в зал к публике. В самой экспозиции на металлических тросах висит гигантская скульптура — бесформенная вытянутая фигура, состав которой напоминает колдовское зелье: измельченный бетон, высушенные лилии, песок, привезенный из Венеции, и волосы самого Рика Оуэнса (как известно, дизайнер в течение 30 лет собирает собственные волосы для творческих нужд, да и вообще все его тело — многолетний художественный проект). Оуэнс пьет стероиды, качает бицепсы, укрепляет зубы, волосы красит в ядовито-черный цвет. Абстрактная черная масса, парящая в пространстве выставки, — настоящий символ, она, как смертельная доза черноты и архаического зла, делает неуместным всякий разговор о свете, элегантности и доброте.
В экспозицию вошли и интерьерные предметы, обтянутые верблюжьей шкурой формы с какой-то темной геометрией. Мебелью Оуэнс начал заниматься с 2005 года. Как правило, он сам рисует эскизы моделей, сам выбирает материалы, оперируя мрамором, фанерой, историческим деревом и алебастром. Жена Оуэнса Мишель Лами, не жалея сил, ищет по пригородам Парижа мастерские, где все это будет изготовлено. Она же следит, чтобы качество предметов было безупречным. Невероятно продотворным было и сотрудничество Рика Оуэнса с Carpenters Workshop Gallery, в результате которого появились ширмы, диваны, роскошная алебастровая кровать, табуреты с оленьими рогами, очень длинные скамьи и многое другое. Среди источников своего стиля он называет мебель Эйлин Грей, предметы периода ар-деко и скульптуру Константина Бранкузи. Кстати, в этом году вышла книга, посвященная мебели дизайнера.
Но главной его темой остается мода. «Одежда, которую я делаю, — моя автобиография. В моим моделях — и элегантность, к которой я стремлюсь, и потери, которые я переживаю на этом пути... В них — подростковый идеализм и жестокая, неизбежная борьба».
Выставка Rick Owens Subhuman Inhuman Superhuman открыта до 25 марта 2017 года.