Лето — пора пикников и поездок за город. Однако и про выставки в московских музеях и галереях забывать не стоит. Подтверждаем слова внушительным списком проектов, которые уже идут или откроются в ближайшее время
Иван Новиков «Льенсо»
Где: галерея Pop/off/art
Когда: до 26 июня
Иван Новиков, выпускник Суриковки и института «База», известен своими экспериментами с живописью и использованием растений в инсталляциях. На этот раз его большой проект посвящен «льенсо», что по-вьетнамски означает «советский». Так называли «тропы Хо Ши Мина», транспортные артерии в джунглях Лаоса и Камбоджи, созданные красными партизанами. Многослойная история, рассказанная художником, — о войне, о колониальных империях и тех, кто им противостоит, о непроходимых лесах как факторе, одновременно противостоящем и помогающем человеку. В общем, обо всем, что сейчас модно обсуждать и показывать на выставках.
«19/92. Сначала»
Где: Московский музей современного искусства (площадка на Гоголевском бульваре)
Когда: до 4 сентября
Школе современного искусства «Свободные мастерские», которая работает с 2000 года на базе Московского музея современного искусства, исполняется 25 лет. В честь этого события решено продемонстрировать достижения и историю школы: как она начиналась, какие художники ее окончили и кто в ней учится сейчас. Более тридцати авторов, учившихся в «Свободных мастерских» или участвовавших в ее выставочных проектах, покажут свои работы. Экспозиция посвящена одной из вдохновительниц и создательниц школы — искусствоведу, профессору МГУ Вере Дажиной, скончавшейся два года назад.
«Дом впечатлений. Классика и современность медиаискусства»
Где: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, усадьба Голицыных
Когда: до 30 сентября
Эта выставка открылась в конце мая в усадьбе князей Голицыных, где еще совсем недавно располагался Институт философии РАН. Теперь опустевшие залы готовятся к ремонту, чтобы принять произведения из фондов Пушкинского музея, — планируется, что тут будут размещаться картины импрессионистов и постимпрессионистов. В этом смысле название нынешней, переходной для места выставки «Дом впечатлений» похоже на шутку. Впрочем, сам по себе проект никак с импрессионизмом не связан. Тут действительно сплошные видео- и медиаинсталляции — от классиков, таких как Брюс Науман, Шанталь Акерман, Ирина Нахова, Билл Виола и Мона Хатум, до российских художников нового поколения: Татьяны Ахметгалиевой, Елены Коптяевой, Ивана Лунгина, Дины Караман и других. Смотреть выставку нужно обязательно — как небольшое, но полезное пособие по истории искусства (в данном случае видео- и медиаарта) и, кроме того, чтобы открыть для себя новые имена среди отечественных художников.
«Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения»
Где: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Когда: до 4 сентября
За то, чтобы лучше показать творчество художника, боролись сразу три организации. Первым юбилейную выставку открыл Русский музей, вторым стал заменивший белорусское государство «Белгазпромбанк», который собрал сильную ретроспективу в Минске, а потом отправил ее в турне по Прибалтике, а последнее открытие осталось за Пушкинским музеем. Конкуренция между Москвой и Санкт-Петербургом была ожидаемой. В прошлом году между тем же Русским музеем и Третьяковской галереей разразилось соревнование вокруг Валентина Серова (и тоже в связи с юбилеем), которое с огромным перевесом выиграла Третьяковка, и не только благодаря пресловутой очереди. На этот раз подключилась Белоруссия, поскольку Бакст родился в Гродно. Русский музей уже проиграл, его раскритиковали за недостаточно раскрытую тему, тогда как выставку в Минске (сейчас она уже в Вильнюсе) признали одной из интереснейших. Теперь в схватку вступил Пушкинский, работники которого также постарались показать разнообразный талант Бакста: экспозиция представляет около двухсот пятидесяти произведений живописи, оригинальной и печатной графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей.
Фестиваль «100 лет Дада»
Где: Государственный центр современного искусства
Когда: 9—19 июня
ГЦСИ недавно присоединили к РОСИЗО, и, хотя новое начальство обещает быть внимательным, этот десятидневный фестиваль может стать одним из последних событий, сделанных по-старому — командой ГЦСИ без вмешательства людей, мало знакомых с современным искусством, вроде руководства РОСИЗО. Марафон из лекций, перформансов, концертов и, конечно, выставки проходит под лозунгом «Вакханалии абсурда и буйству сумасшествия исполняется 100 лет!». На выставке покажут не только тех, кто участвовал в дадистском движении, но и тех, кто в более позднее время работал — иногда или постоянно — в том же ключе: Марселя Дюшана, Джона Кейджа, Янниса Кунеллиса, Микеланджело Пистолетто, Ганса Рихтера, Алексея Крученых, Илью Кабакова, Андрея Монастырского, Германа Виноградова и других.
Урс Фишер «Маленький топор»
Где: музей «Гараж»
Когда: 10 июня — 21 августа
10—12 июня «Гараж» празднует годовщину пребывания музея в нынешнем здании, и это событие, разумеется, сопровождается новыми открытиями. Помимо выставки «"Гараж": раз/архивирование», посвященной непосредственно ресторану «Времена года», где располагается музей, и истории этого места, стартует первая персональная экспозиция Урса Фишера в России. Живущий в Нью-Йорке художник швейцарского происхождения был приглашен в «Гараж» еще и потому, что в этом году празднуется другая годовщина — 100 лет дадаизму, а Фишер считается неодадаистом, продолжателем эстетики «антиискусства». В Москве он представит более двух десятков сделанных специально для выставки скульптур, которые должны каким-то образом — то ли на контрасте, то ли под впечатлением (так говорит сам музей) — стать реакцией на советский модернизм, столь модную сегодня тему для разговоров образованной публики в Москве. Кроме того, художник покажет проект YES: посетители парка и музея смогут создать глиняные скульптуры (эта уличная экспозиция будет постоянно изменяться), в то время как помощники Фишера угостят их специально приготовленной едой.
«Королевские игры. Западноевропейское оружие и доспехи периода позднего Ренессанса из собрания Исторического музея»
Где: Государственный исторический музей
Когда: 15 июня — 17 октября
Западноевропейское оружейное искусство позднего Возрождения и эпохи маньеризма покажут в Историческом музее. Эти произведения — доспехи и оружие — использовались по прямому назначению, но это не приуменьшает их художественной ценности. Они так же важны, как и кафедральные соборы и шедевры европейской живописи. Многие из представленных на выставке экспонатов давно не показывали публике.
Товарищество «Новые тупые»
Где: Московский музей современного искусства (площадка на Гоголевском бульваре)
Когда: 21 июня — 28 августа
В действительности «одна из наиболее самобытных художественных групп Санкт-Петербурга», как представляет товарищество «Новые тупые» музей, укладывается в общую линию подобных объединений во второй половине ХХ века в Москве и Санкт-Петербурге (Ленинграде), что нисколько не умаляет ее значение, скорее наоборот. Просуществовавшая с середины 1990-х по начало 2000-х группа, с одной стороны, наследовала деятельность своих соседей по питерской художественной сцене, возникших на одно-полтора десятилетия раньше, — новых художников, «Митьков» и некрореалистов, а с другой стороны, их творчество напоминало акции московских концептуалистов из групп «Гнездо» и «Мухомор». Сергей Спирихин, Владимир Козин, Игорь Панин, Вадим Флягин, Инга Нагель, Александр Ляшко и другие участники товарищества устраивали спонтанные акции, не особо заботились о присутствии зрителей и о том, снимает ли кто-нибудь происходящее. Одной из первых их акций стал перформанс «Движение чайного столика к закату»: в конце лета 1996 года товарищи перемещались по Петербургу, их сопровождал круглый стол и пара стульев. Четыре года назад куратор нынешней выставки Петр Белый уже привозил мини-ретроспективу «Новых тупых» в Москву — это была одна из выставок в рамках сезона петербургского искусства «Невидимая граница» в галерее «Культпроект»; теперь же история товарищества будет показана с большим размахом, как они того и заслуживают.
«Михаил Рогинский»
Где: музей АРТ4.ru
Когда: 24 июня — 16 июля
Более 30 произведений известного нонконформиста Михаила Рогинского, написанных в период с 1970-х по 2000-е, будут показаны в музее АРТ4.ru. Рогинский был экспериментатором и довольно радикальным для своего времени художником. Считается, что он сильно повлиял на развитие современного искусства в России, — его связывают с таким явлением, как «русский поп-арт». Один из главных российских художников второй половины ХХ века, он при этом не так уж и часто показывается в России.
«Свежая кровь»
Где: ЦСИ «Винзавод»
Когда: 29 июня — 31 июля
Галерея «Триумф» совместно с ЦСИ «Винзавод» представит групповой проект «Свежая кровь», в рамках которого 14 участников обратятся к культу молодости. Молодые художники, диджеи, кураторы и промоутеры покажут, как выглядит и чем живет сегодняшняя молодежь, сообщают организаторы и тут же поправляются: молодежь живет так же, как и остальные. Выставка «Свежая кровь», будучи одним из спецпроектов Биеннале молодого искусства, собирается с молодостью в некотором роде разделаться.
«Только неофициальный язык»
Где: ЦСИ «Винзавод»
Когда: 29 июня — 31 июля
Еще один совместный проект «Винзавода» и галереи «Триумф» — выставка «Только неофициальный язык», которая превратит Цех Белого в подобие исторического музея с объектами, связанными с исследованием действительности — жизни художников в Москве и ощущений от города. Куратор у экспозиции отсутствует, все решения принимают художники. Они создадут десять инсталляций, в которых можно жить — садиться на стулья или за стол, ложиться в кровать.
«В славном городе Воронеже»
Где: ЦСИ «Винзавод»
Когда: 29 июня — 31 июля
Воронежская художественная сцена стала известной довольно давно, и вот пришло время показать своего рода ретроспективу этого интересного явления в современном российском искусстве. Как говорит сопроводительный текст, «последние пять лет Воронеж, помимо мраморной говядины, экспортирует на российские просторы молодых художников». Это действительно так, хотя начался процесс, конечно, намного раньше. Теперь имена Ивана Горшкова, Ильи Долгова, Николая Алексеева и других на слуху. Многие уже даже не живут в Воронеже. Проект создается Воронежским центром современного искусства — одной из важнейших независимых художественных институций на постсоветском пространстве.
V Московская молодежная биеннале молодого искусства
Основной проект. «Глубоко внутри»
Где: Трехгорная мануфактура
Когда: 1 июля — 14 августа
Стратегический проект. «Гиперсвязи»
Где: Московский музей современного искусства (площадка в Ермолаевском переулке)
Когда: 30 июня — 14 августа
Стратегический проект. «Время обоснованных сомнений»
Где: Государственный центр современного искусства
Когда: 30 июня — 14 августа
Биеннале молодого искусства пройдет в Москве в пятый раз. Впрочем, если учитывать фестиваль «Стой! Кто идет?», из которого биеннале выросла, то она имеет более долгую историю. Эта биеннале по-своему уникальна — нет такого другого смотра, выделявшего бы своих участников по возрастному принципу — только молодых, до 35 лет. Принцип противопоставления «молодых художников» всем остальным вообще сейчас считается в мире достаточно спорным, и к нему относятся как к сегрегационному анахронизму. С другой стороны, биеннале молодого искусства в Москве все время менялась, в этом году, например, у нее есть комиссар, чего раньше не было. Ее структура весьма запутанна: помимо основного проекта, есть, как и на других биеннале, параллельная программа и спецпроекты, но есть также одна категория, характерная только для нее, — стратегические проекты. В этом году их два. Как показывает практика, стратегические проекты могут поспорить с основным проектом за звание главного, поэтому смотреть их также обязательно. Один из них в этом году возглавит португальский куратор Жуан Лайа, другой — итальянки Сильвия Франческини и Валерия Манчинелли. Куратор основного проекта — Надим Самман, который считается подающим надежды.
EXTENSION.IR
Где: галерея «Триумф»
Когда: 30 июня — 24 июля
Это уже третья выставка в рамках программы EXTENSION. В «Триумфе» уже были показаны две другие «национальные» выставки, представлявшие российскому зрителю современных художников из Румынии и Южной Кореи. Нынешняя посвящена поколению 1980-х, что в случае Ирана очень значимое время: все художники родились после исламской революции 1979 года. О жизни этого постреволюционного поколения будет рассказано через историю города Тегерана — это будут и серьезные архитектурные исследования, и психогеографические прогулки по столице. Выставка пройдет в рамках параллельной программы V Московской международной биеннале молодого искусства.
«Тематическая экспозиция. Взаимодействие: взгляд современных художников на коллекцию ММОМА»
Где: Московский музей современного искусства (площадка на Петровке)
Когда: 2 июля — 2 октября
Выставка, которая займет два этажа в главном здании ММОМА, довольно оригинальна. Ранее для создания очередной тематической экспозиции приглашался куратор или несколько кураторов, которые единолично решали, что, как и где выставить, — благо коллекция у музея большая, есть из чего выбрать. На этот раз куратор Елена Яичникова позвала одиннадцать художников и групп, чтобы уже они отобрали нужные работы из музейных фондов. Каждый создаст свою маленькую экспозицию внутри общей, и, кроме того, художники попытаются рассказать о внутренней кухне музея, об «обычно скрытой от посторонних глаз жизни коллекции, связанной с вопросами хранения, транспортировки, пополнения фондов, юридических прав владения, судьбой авторов произведений, наследием классического искусства и шире — существования музея и его назначения». Участники проекта: Агентство сингулярных исследований (Анна Титова и Стас Шурипа), Дмитрий Венков, Глюкля (Наталья Першина-Якиманская), Арсений Жиляев, Ирина Корина, Таус Махачева, «МишМаш», Иван Новиков, Александр Повзнер, Artistsprivatecollections.org (Анастасия Рябова), Сергей Сапожников.
«Единомышленники»
Где: музей «Гараж»
Когда: 7 июля — 9 сентября
Это важная выставка. Во-первых, на ней будут показаны работы известных художников, которых широкой аудитории в России демонстрируют не очень часто: Маурицио Каттелана, Синди Шерман, Роберта Раушенберга, Розмари Трокель и других. Все они взяты из частных собраний. Во-вторых, это инклюзивная выставка. Музей «Гараж» известен своим вниманием к этому вопросу. Здесь, например, сотрудников учат языку глухонемых, разработаны программы для включения людей с инвалидностью. При подготовке выставки была создана рабочая группа из четырех посетителей «Гаража» с разными формами инвалидности. Они вместе с кураторами — одна из них, Мария Сарычева, как раз занимается инклюзивными проектами в музее — отбирали произведения, которые войдут в финальную экспозицию, решали вопросы экспозиционной архитектуры и обсуждали другие важные темы. Собственно, в честь них, в честь той роли, которую они сыграли в ее создании, эта выставка и получила свое название.
«Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения»
Где: Государственная Третьяковская галерея на Крымском Валу
Когда: 29 июля — 20 ноября
Еще одно юбилейное событие этого года пройдет в Третьяковке, где готовят большую выставку Ивана Айвазовского. Это потенциальный «блокбастер», что в музее хорошо понимают, а потому работают на привлечение разной аудитории. Поскольку любители классики придут и так, то основная работа ведется с любителями современного искусства: например, директор ГТГ Зельфира Трегулова упомянула в нескольких интервью между прочим, что Аниш Капур, прогуливавшийся по Третьяковке, задержался у картины Айвазовского, а позже специально узнавал, кто это и что это. Он сказал Трегуловой: «Это же чистая метафизика. Это то, что делаю я». И глава музея решила, по ее словам, использовать эту идею в работе над экспозицией.
«Валерий Чтак. Это моя работа. Я и так могу»
Где: Московский музей современного искусства (площадка в Ермолаевском переулке)
Когда: 29 августа — 16 октября
В конце лета в MMOMA открывается персональная выставка Валерия Чтака —московского художника, известного своими картинами, графикой и инсталляциями, где обязательным элементом выступает текст — слова и фразы на разных языках. Чтак любит абсурд и словесные игры. Его деятельность располагается где-то между концептуалистской эстетикой и шутками из шоу «Монти Пайтон». Он был участником группы «Радек», часто сотрудничает с музыкантами, недавно практически единолично оформил фильм «Тряпичный союз». На выставке обещают много новых работ Чтака, так что пропускать ее не рекомендуется.
«Простое равенство: внутренний модернизм»
Где: галерея-мастерская «ГРАУНД Песчаная»
Когда: 15 июня — 31 июля
Это один из проектов параллельной программы V Московской биеннале молодого искусства. Кураторы говорят, что хотят показать «ностальгию по недавнему прошлому, по советским руинам, успевшим наполовину исчезнуть, сохранив мощнейший лирический потенциал». Тут будут и «коробки» — типовое позднесоветское жилье, которое порождает способ мыслить и чувствовать, который кураторы Анна Петрова и Анастасия Григорян назвали «внутренним модернизмом». К участию они позвали очень разных художников, которые расходятся как в оценках советского социального и эстетического наследия, так и во взглядах на искусство.