Документ эпохи: кем был Михаил Угаров для российского театра

Основатель «Театра.doc» скончался в возрасте 62 лет

 

 

 

Ночью стало известно, что на 63-м году жизни умер драматург, режиссер, художественный руководитель и основатель «Театра.doc» Михаил Угаров. Причиной смерти стал сердечный приступ. Театральный обозреватель Buro 24/7 Виктор Вилисов вспоминает все самое важное о Михаиле Угарове.

 

 

 

 

Сообщается, что инфаркт миокарда происходит в случае, если приток крови к сердечной мышце заблокирован, ткань испытывает кислородное голодание и часть миокарда умирает. Основной клинический признак сердечного приступа — интенсивная боль за грудиной (так называемая ангинозная боль). Пациент также может жаловаться на чувство дискомфорта в груди, боли в животе, горле, руке, лопатке. Болевой синдром — при его наличии — сохраняется более 15 минут и может длиться до часа. Уточняется, впрочем, что нередко заболевание имеет безболевой характер, что характерно для больных сахарным диабетом. Среди прочего известно, что табакокурение, лишний вес и принадлежность пациента к мужскому биологическому полу являются факторами риска инфаркта. Существуют вполне определенные рекомендации, которые способны помочь справиться с инфарктом миокарда с минимальными последствиями или спасти больному жизнь. При первых болевых симптомах человека следует усадить (желательно в кресло со спинкой), успокоить и освободить от стягивающей тело одежды. Если в зоне доступа находится нитроглицерин или аналоги, следует принять его незамедлительно. Если доступен аспирин, следует принять его в количестве 300 мг — обязательно разжевав. Если после принятых медикаментов боль в сердце и около не проходит в течение трех минут, необходимо вызвать скорую помощь. В случае зафиксированной остановки сердца, характеризующейся потерей сознания и аритмичным дыханием, необходимо немедленно приступить к сердечно-легочной реанимации, эффективность которой в разы повышается наличием портативного дефибриллятора. Сообщается, что это многократно увеличивает шансы больного на выживание.

 

 

 

Если вы когда-нибудь в жизни видели дефибриллятор, то можете найти фотографию Михаила Угарова и сравнить: дефибриллятор — это самое последнее, на что Михаил Угаров похож. И тем не менее именно функцию экстренной реанимации Угаров выполнял для российского театра в конце девяностых и на протяжении всех нулевых. Как это часто бывает, для него самого в нужный момент рядом дефибриллятора не оказалось, и вот мы узнаем, что Михаила Угарова не стало по причине сердечного приступа.

Тут приходит Угаров и говорит, что искусство можно добывать из жизни

Российский театр в конце девяностых находился в унизительном положении — как и многое другое. Кризис героя, темы, режиссуры, материальной обеспеченности — все это подкрепляется комплексом былого величия: «Русский психологический театр — самый авангардный в мире». Демиурги-режиссеры «не лезут в политику», потому что «занимаются чистым искусством» — как сумрачные гении XIX века, запираются в своих кабинетах в наивной уверенности, что могут достать из глубин индивидуального духа что-то, что будет интересно человечеству. Тут приходит Угаров и говорит, что искусство можно добывать из жизни. Что в жизни, вообще-то, интересно, но дело даже не в этом, а в том, что если мы не будем смотреть на «реальную жизнь», то упустим современность. То есть, разумеется, он всего этого не говорит, а просто начинает делать.

В 2000 году он берет на себя сокураторство фестиваля молодой драматургии «Любимовка», в 2002-м совместно с Еленой Греминой открывает «Театр.doc» — институцию, про которую сейчас, вероятно, трудно полностью осознать, насколько она перевернула российский театральный ландшафт.

 

 

 

 

Человек с филологическим образованием, Угаров занимался драматургией, режиссурой (кино- и театральной), писал сценарии, руководил телепередачами, фестивалями и независимым театром, то есть делал непосредственный вклад во все те важнейшие процессы, которые до сих пор едва-едва касаются российского театра: децентрализация, мобильность, отрыв от институционального образования и государственного финансирования, в принципе свободное движение художественной воли. Он никогда особенно не позиционировал себя в качестве педагога (несмотря на образовательную программу в НИУ ВШЭ), однако в сегодняшней траурной театральной фейсбук-ленте чаще других мелькает слово «учитель». Это естественная ситуация для человека такой харизмы и такого визионерского потенциала — ему было, чему учить, потому что он был внимателен к реальности и очень далеко видел.

 

 

Призывами обращать внимание на реальность Михаил Угаров заложил ценностный фундамент

 

 

Сейчас метод документального театра и новой драмы не кажется чем-то необычным, но это оттого, что он с большой скоростью был апроприирован культурой, в числе прочего — вышел за рамки театра и просочился в кино: Хомерики, Сигарев, Германика, Вырыпаев. Именно появление новой драмы, идеологом которой Угаров являлся, стало главным пинком всему российскому театру. Это очень важно понимать: новая драма — несмотря на совершенно разное к ней отношение разных участников театральной индустрии — стала открытием потому, что сформулировала ключевой месседж перемен: театр можно делать иначе. Это положение можно хорошо понять по реплике режиссера Андрея Могучего: «Мне не нравятся тексты "новой драмы", но мне интересны люди, которые ею занимаются, и их энергия». Даже если отставить в сторону конкретные художественные и методические достижения круга людей вокруг новой драмы и «Театра.doc», сама по себе эта энергия преобразований — вот что действительно ценно и вот чем мы действительно Угарову обязаны.

В этом мало хорошего, но «Театр.doc», сооснованный Угаровым, был и остается единственным местом в России, где гарантированно можно увидеть бескомпромиссный политический и гражданский театр. Спектакль о смерти Сергея Магнитского, спектакль о реакции населения России на трагедию в Беслане, спектакли об узниках «Болотного дела» и об обычных гомосексуалах — и громкие кейсы, через которые становилось многое понятно про устройство современной России, и общие пласты реальности — все это в его театре таким специальным образом транслировалось на аудиторию, что это очевидно служило поводом для преобразований — внутри каждого конкретного человека, но также и в открытой гражданской среде.

 

 

В сегодняшней траурной театральной фейсбук-ленте чаще других мелькает слово «учитель»

 

 

Довольно неприятно понимать, что спустя 16 лет существования «Театра.doc» крупные российские театры на своих сценах высказываются о политической и гражданской реальности примерно как тот же Андрей Могучий в своих недавних «Трех толстяках» — на сумрачном языке аллюзий с фигой в кармане. Это, естественно, не значит, что Угаров работал зря, но на борьбу с большой инерцией нужно много времени. Своими призывами обращать внимание на реальность Михаил Угаров заложил ценностный фундамент, на котором так или иначе будет основываться театр ближайшего будущего. Невозможно переоценить или вообще оценить его роль в формировании класса политичной молодежи с большим зарядом гражданственности. Но самое главное достижение Угарова, кажется, в том, что в государстве, которое по принципам своего существования не обращает никакого внимания на отдельного человека, он культивировал театр, полностью основанный на внимании к человеку и к реальности. Сейчас много пишут про то, что «культура потеряла» с его уходом. На самом деле ничего не потеряно — все остается.

 

 

Виктор Вилисов

02.04.18, 19:13

  • Фоторедактор: Нина Расюк
  • Фото: gogolschool.ru