Смотрим работу Германа Нитча, автора шокирующих перформансов с использованием крови, и читаем дневник 13-летней Евы Хейман, погибшей в Освенциме
В Еврейском музее и центре толерантности идет выставка «Анна Франк. Дневники холокоста». Проект основан на материалах дневников шести девушек, находившихся в гетто и зонах оккупации, — Анны Франк, Элен Берр, Евы Хейман, Мэри Берг, Элизабет Кауфманн и Рутки Ласкер. Работы современных художников, для которых тема холокоста стала центральной в творчестве, интерпретируют исторические и эмоциональные образы из дневников.
Buro публикует работу Германа Нитча Schüttbild вместе с отрывками из дневника Евы Хейман, а куратор Моника Норс рассказывает о творчестве художника и связи его работы с темой выставки.
Дорогой дневник, со мной произошло нечто странное. Боюсь тебе признаться в этом. Мне кажется, я влюблена. Запишу здесь его имя: Писта Вадас.
Не знаю точно, что такое «политика», но все
о ней говорят; не понимаю ее, не знаю, кто ей занимается, но они плохо это делают. Я просто буду фоторепортером и все. Обещаю тебе одно, дорогой дневник: никогда не буду фотографировать правых, потому что ненавижу их всей душой!
Дорогой дневник, до сего момента не хотела об этом писать, чтобы поскорее забыть об этом, но с тех пор, как пришли немцы, я постоянно думаю о Марте. Она была всего лишь девочкой, но немцы все равно убили ее. Я не хочу, чтобы они убили и меня! Я хочу быть фоторепортером и в 24 выйти замуж за англичанина-арийца, а может, даже и за Писту Вадаса.
Господи, Ты ведь, правда, по недосмотру позволил им убить Марту? Теперь Ты поможешь нам?
Весь день варила кофе для дяди Белы, а бабушка пьет только коньяк. Никто ничего не говорит. Мне еще никогда не было так страшно, дорогой дневник!
Как ты знаешь, в окно смотреть нельзя, потому что могут убить даже за это. Но нам разрешается слушать, поэтому мы с Марикой слушали, как продавец мороженого звенит в колокольчик на другой стороне улицы.
Дорогой дневник, вот и настал конец. Гетто начали делить на блоки, и вскоре нас всех увезут отсюда.
Здесь так тихо, что можно услышать, как жужжит муха. Никто не плачет.
Моника Норс, куратор выставки:
Что нужно знать о художнике Германе Нитче
и как он работал с темой памяти о Второй мировой войне
Герман Нитч — представитель венского акционизма, идеолог шокирующих перформансов с использованием крови и туш животных. В 1960-х Нитч занимался имитацией жертвоприношений — так он пытался противостоять логике товарного производства и потребления, подчинившей послевоенное искусство и уничтожающей память о событиях Второй мировой войны.
В то время и вплоть до 1980-х годов добровольное сотрудничество с нацистами, которое имело место в годы войны, оставалось в Австрии запретной темой. Нитч же в своем искусстве выступает против политической пассивности соотечественников. Желая спасти нацию от коллективной потери памяти, художник обратился к самым провокационным средствам. Его «Театр оргий и мистерий» — перформанс искалеченного тела, вызывающий в памяти тела жертв войны, застреленные, отравленные газом, раздавленные военной техникой, разорванные снарядами.
Безусловно, в этом был и личный мотив: на фронте погиб отец Нитча.
Кто такая Ева Хейман и почему для экспозиции был выбран именно ее дневник
Ева Хейман родилась 13 февраля 1931 года в городе Надьварад в Северной Трансильвании (на тот момент — территория Венгрии). Родители Евы развелись, ее воспитывали бабушка и дедушка, которые держали аптеку. Страницы ее дневника полны переживаний из-за разрыва родителей и расстрела Марты, ее лучшей подруги. Хейман очень боялась смерти, одиночества и забвения: она много пишет о подругах, любимой гувернантке Маришке и возлюбленном Писте Вадасе. Именно гувернантка спрятала и сохранила дневник Евы: сама девочка погибла в газовой камере в Освенциме в 1944 году.
Всего для выставки было выбрано шесть дневников девочек с разной судьбой и опытом переживания холокоста. Дневник Евы отличается детской наивностью, она задается вопросами, на которые у ребенка, пусть даже оказавшегося в столь ужасных обстоятельствах, нет ответа. Почему бабушка после основания гетто в их городе начала пить коньяк? Стоит ли подраться с мальчиком, в которого ты влюблена, из-за того, что он не отвечает взаимностью? Как понять политику и происходящее? До самой последней записи в своем дневнике Ева верила, что сможет стать настоящим фоторепортером, когда вырастет.
Как выстраивается связь между работой художника и дневниками
Евы Хейман
Помимо того, что мы выбирали художников, которые рефлексировали на тему памяти и холокоста, хочу добавить следующее. В первый раз мы видим работу Нитча — точнее, кусок кроваво-красного полотна — через окно в стене, еще из комнаты Элен Берр. В своем дневнике Ева писала, что боится смотреть в окна, «потому что можно ненароком и пулю схватить». Но она слушала звуки улиц и писала о том, как на арийской стороне проезжает фургончик с мороженым. На выставке, помимо прочего, мы использовали именно этот звук: мелодию из фургончика с мороженым. Таким образом, посетитель на выставке, подходя к комнате Евы Хейман, не только слышит то, что слышала она, но и видит через «окно» кровавую картину, такую же, какую Ева так сильно боялась увидеть.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7