Студенты БВШД делятся впечатлениями от учебы и рассказывают об особенностях британского образования
Британка открылась в 2003 году. Тогда основатель школы Александр Аврамов привез в Москву программы графического дизайна и иллюстрации британского бакалавриата от университета Хартфордшира. Сегодня британское отделение насчитывает 26 программ по искусству, дизайну и маркетингу, среди которых как бакалавриат (Degree), так и программы более ранних ступеней и курсы (Pre-Degree).
BURO. поговорило с выпускниками нескольких программ Британской высшей школы дизайна об особенностях обучения, свободе и ответственности в творчестве.
INTRODUCTION TO ART AND DESIGN
Творческий старт
Этот курс создан для начинающих — работающих специалистов, студентов и старшеклассников, которые хотят попробовать себя в искусстве и дизайне. Здесь изучают современное искусство, дизайн, моду и текстиль с нуля — то есть охватывают все направления и дают разные навыки через практические задания в течение всего обучения.
Выпускник курса Александр Шермазанов:
Курс Introduction to Art & Design позволяет раскрыть свои возможности, увидеть, насколько многогранно и неоднозначно современное искусство, учит, как из любой безумной идеи сделать полноценный продукт. Если говорить об отличиях от российской системы образования, то это, безусловно, более лояльное отношение к ошибкам и экспериментам со стороны студентов. Преподаватель всегда общается с учеником на равных, открыт для диалога и может стать для студента наставником и другом. Еще одно отличие заключается в том, что курс, как и британская система в целом, учит самостоятельности и развивает в человеке умение эффективно искать информацию и работать с ней так, чтобы развить сильную и глубокую концепцию.
В основе моего финального проекта — интерпретация картины Клода Моне «Скалы в Бель-Иль». Серия фотографий отображает процесс погружения человека в иную среду. Работа состоит из 40 кадров, 38 из которых представляют цикл преображения и взаимодействия личности с внешним миром (число 38 также является отсылкой к творчеству Моне, так как «Скалы в Бель-Иль» входят в серию из 38 работ), а два последних снимка показывают результат этого взаимодействия. Кроме того, проект делится на 4 этапа видоизменения героя, каждый из которых построен на характерных чертах морской стихии, присваиваемых человеком, — цвете, текстуре и самой эстетике природных сил.
Я не могу с точностью ответить, чем именно я буду заниматься в будущем. На данный момент меня очень вдохновляет сфера моды и современного искусства. Возможно, в дальнейшем я бы хотел создавать дизайн одежды, в котором я мог бы свободно экспериментировать с текстилем и текстурами, использовать необычные материалы и сложный крой. Из известных людей, работающих или работавших в индустрии моды, я вдохновляюсь коллекциями Джона Гальяно, Александра Маккуина и Ёдзи Ямамото. Мои кумиры в изобразительном искусстве — Михаил Александрович Врубель, Винсент Ван Гог, Клод Моне и Франк Ауэрбах.
Проработка навыков
Программа для тех, у кого уже есть навыки в искусстве и дизайне, и тех, кто хочет расширить свои знания. На ней учат нестандартно мыслить, работать в еще большем числе форматов и техник, а также отбирать и презентовать работы в рамках творческого портфолио и представлять их на итоговой выставке.
Выпускница программы Инна Арушанова:
Год обучения на курсе был удивительным: нас учили думать, исследовать, анализировать и рефлексировать. Все занятия более чем наполовину состоят из практических заданий, у нас была всего одна лекция в неделю в традиционном понимании этого слова, да и та включала в себя практическую часть. Преподаватели каждый раз предлагали нам попробовать что-то новое, были занятия и вне школы: в музеях, на баскетбольном матче, на репетиции симфонического оркестра, а еще мы ездили в Санкт-Петербург на экскурсию. Вся эта информация оказалась очень полезной для творческого развития и роста.
Кроме того, курс развивает личную ответственность: два дня в неделю отводятся на self-study, когда мы самостоятельно работаем над домашними заданиями, без преподавателей, сами принимаем решения. Роль преподавателей на курсе — направлять, вдохновлять, усиливать и раскрывать творческий потенциал студента, не контролируя и не «исправляя».
Когда я получила отказ от европейского вуза, в отзыве были упомянуты особенности, характерные для структуры курса Британки и следующих ступеней британского бакалавриата: скетчбуки, исследования, анализ работ. Тогда я не понимала, что это значит: я думала, что скетчбук — это блокнот, в котором рисуют. Во время обучения я поняла, что от меня требовалось, и теперь у меня есть четкое понимание того, как все устроено в современном западном творческом образовании.
Когда-то мне в руки попала книга Йоханнеса Иттена «Искусство формы», в предисловии к которой он рассказывал о своем форкурсе в Баухаусе и других школах. В нем он критиковал жесткий «средневековый» стиль преподавания, убивающий в человеке творческую жилку, и описывал свой форкурс как нечто, раскрывающее и усиливающее индивидуальность каждого из своих студентов. В тот момент это произвело на меня огромное впечатление, и у меня появилась мечта: попасть в такое место (она сбылась) и впоследствии стать таким человеком, как Иттен, помогая людям раскрываться, в том числе через творчество.
Моя финальная работа вдохновлена художниками, экспериментирующими с фотобумагой. Я провела собственные эксперименты, чтобы понять, как конкретные химикаты и процессы воздействуют на материал, создавая мутации и иллюстрируя то, как личные и общественные процессы рождают мутации в нас самих. Обращалась к коллаборации Гленна Лачфорда и Дженни Савилль, которая противоречит общепринятым стандартам женской красоты. Работа отражает мои личные переживания по поводу гендерной политики и стереотипизации, внутренний конфликт между желаемым и действительным, порождаемый давлением социума.
Творческий спецназ
Программа для продвинутых студентов, со средним полным или средним профессиональным образованием и прошедшим не менее 1 года художественной подготовки. Куратор Foundation Шон Кай сравнивает учебу на курсе с подготовкой спецназа — задания нестандартны, творческие задачи сложны, а умение мыслить и приходить к идеям важны не меньше навыков. В ходе занятий студенты работают над созданием собственного портфолио, необходимого для поступления на британский бакалавриат, вместе с преподавателями посещают московские и берлинские арт-пространства, выставки и художественные галереи, чтобы потом проводить совместный анализ увиденных работ. Студенты принимают участие в ежегодной выставке, на которой представляют свои итоговые работы по направлениям: промышленный дизайн, графический дизайн, современное искусство, архитектура и дизайн интерьера, иллюстрация и дизайн одежды.
Выпускница курса Наталья Зайцева:
Наше обучение на курсе велось на английском и было поделено на три этапа. На первом мы работали по выданным брифам, общим для всех, и было интересно наблюдать, как разные люди решают одну и ту же задачу. Ко второму этапу мы должны были хотя бы примерно определиться с направлением — 3D, fine art, architecture, fashion, graphic design, чуть позже добавились текстиль и ювелирное дело. Лично мне выбрать было непросто. Мы продолжили работать по брифам, но они были больше заточены под конкретную сферу. Хотя в рамках одного направления можно было использовать широкий спектр материалов и техник, я выбрала 3D & spatial design, включающий и керамику, и металл, и дерево, и ткани, и моделирование, и работу в мастерских. На финальном, третьем этапе должны были сойтись воедино умение управлять временем, силами, освоенными техниками — оркестром инструментов, владеть которыми мы учились весь год. Мы должны были самостоятельно выбрать задачу, составить бриф и план работы. Мне кажется, главным итогом этого года стало умение управлять собственным творческим процессом.
Мой финальный проект «Discovering the common language» родился из идеи Дворца миражей. Меня всегда интересовал свет и то, как он формирует нашу картину мира. Чуть позже я задумалась о том, как бы выглядел мир, если бы света в нем не было. Я начала исследовать то, как два разных человека воспринимают один и тот же опыт — зрительный, аудиальный, тактильный. Возможно ли, что мир будет выглядеть одинаково для разных людей? Возможно ли полностью разделить с кем-то свой взгляд, ощущения и чувства? Моя конструкция состояла из трех частей — музыкального инструмента, собранного из старых ксилофонов, металлофонов и струн. Они получили новую жизнь, а люди — возможность поиграть на чем-то необычном.
Вторая часть проекта — тактильная. Я собрала целую полку фактур, которые могут вызывать различные эмоции и ощущения. Правила просты: два человека стоят друг напротив друга и раскручивают барабан — им выпадает одно и то же слово, ассоциацию с которым они могут поискать на полке на ощупь. Иногда они находят одну и ту же фактуру, и их руки встречаются. Третья часть — рисунок светом. Это цветовой круг Иттена, собранный из оптических стекол. Человек перемещает источники света, отбрасывает цветные тени, смешивает оттенки и создает красочные полотна.