Наталия Опалева
генеральный директор музея AZ, коллекционер
«На выставке "Параллельные вселенные" представлены лучшие работы из моей коллекции. О каждой из них можно рассказать историю, ведь за 50–60 лет их бытования накопилось немало фактов: как работа была создана, кем и как приобретена, в какую коллекцию попала, на каких выставках и в каких странах побывала и как, в конце концов, попала в мое собрание… При отборе произведений для выставки было решено основным ядром экспозиции сделать абстракцию, ведь именно абстракция как стилистический прием занимала главное место на ранней стадии формирования так называемого неофициального искусства. Через абстракцию прошли многие художники-шестидесятники; тех, кто посвятил ей всю свою жизнь и творчество, гораздо меньше».
Петр Беленок родился в 1938 году в селе Корогод, недалеко от Чернобыля, где сейчас находится зона. Художник, будто предчувствуя скорую катастрофу, изображал людей на фоне то ли снежного вихря, то ли песчаной бури, то ли ядерного взрыва. Беленок называл направление, которое сам же и придумал, «паническим реализмом». В работе «Неровности» человек, увязший в белой субстанции, пытается выбраться из нее, но ему некуда идти — вокруг замерший мир после апокалипсиса.
По признанию Брускина, его интересует время, в котором нет ни прошлого, ни настоящего, а есть лишь одна точка — «паралич времени». Одной из таких работ художника, в которой замирает время, стала «Герма. Космос» — скульптура, выполненная из армированного гипса и металла. Она отсылает к древнегреческим гермам — колоннам, увенчанным человеческой головой. Но у гермы Брускина голова человека снабжена антеннами, локаторами и оптическими приборами, что, по мнению художника, показывает связь прошлого и будущего.
«Искусство я отношу к товару, который человеку жизненно необходим. Оно протянет тебе руки, когда ты захочешь броситься вниз», — говорил Игорь Вулох, первый художник-авангардист в России, которого в 1996 году выдвинули на соискание государственной премии. Его работы минималистичны и сдержанны. Эта «скупость» отражается и в названиях: «Пейзаж», «Интерьер», «Перспектива». В центре внимания не объект, а цельное восприятие изображения и структура.
Писатель Сергей Довлатов вспоминал: «Эрнст говорил о своей роли в искусстве. В частности, он сказал: "Горизонталь — это жизнь. Вертикаль — это Бог. В точке пересечения — я, Шекспир и Леонардо!.." Все немного обалдели. И только коллекционер Нортон Додж вполголоса заметил: "Похоже, что так оно и есть…"». Имя Эрнста Неизвестного знакомо даже тем, кто ничего не знает о советском искусстве конца ХХ века. Работы художника, сочетающие символизм и экспрессионизм, не признавались советской властью. Увидев картины Неизвестного на выставке в Манеже, Никита Хрущев впал в ярость и назвал подобное искусство «дегенеративным». Позже художник создаст памятник Хрущеву, который установлен на Новодевичьем кладбище.
Эрика Булатова традиционно считают основателем соц-арта. Художник стал известен благодаря работе «Свобода», в которой сочетаются текст и изображение. Небо и слово «свобода», уходящее в даль полотна, — рефлексия художника на тему советской действительности и пропаганды. Ранние работы Булатова заслуживают не меньшего внимания. «Сосна» — одна из таких. Она была написана в 1964 году, когда художник еще не пришел к своему излюбленному приему — тексту в картинах.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7