Вряд ли я запомнил такой момент, но зато хорошо помню маску из детства в стиле древних майя или ацтеков, которую сделал отец из темного дерева, покрытого матовым лаком. Она была большая и страшная: крючковатый нос зооморфного человека, золотые серьги в больших ушах. Да, она производила сильное впечатление. Помню знаменитое изображение оленя из скифского золота в учебнике истории. Казалось, олень гармоничен, и его изображение точно совпадает с природным, но положение скованных и одновременно бегущих ног, а также фрактальное повторение рогов вдоль всей спины поражало воображение. Мастер явно вышел за рамки реального изображения, создал нечто большее. По сути, это современное искусство той далекой эпохи — как и для меня во время моего детства.
Одно отличие очень существенно. Коллекционер современного искусства сильно рискует, так как никто, включая музейщиков, не может гарантировать, что купленные им произведения являются шедеврами, а поддерживаемые им авторы войдут в историю. Поэтому он должен быть прогнозистом-визионером, обладающим талантом распознать в непонятной новизне будущую классику. Легче собирать искусство, которое уже ранжировано, рассортировано, взвешено и расписано в толстых искусствоведческих книгах как великое и историческое. Но современное искусство — это всегда область неизвестного. В этом его слабость и одновременно сила.
В первую очередь насмотренность. Череда выставок, разговоров с коллекционерами, галеристами, кураторами, художниками об искусстве, прочитанные книги, неудачные и удачные приобретения — весь этот постоянный поток информации и меняет меня из года в год.
Безусловно, какие-то фигуры оказывают повышенное влияние. Мой друг и товарищ Денис Химиляйне, чьи ошибки и удачи собирательства воспринимаются мной довольно эмпатично. Куратор Виктор Мизиано, пара небольших фраз которого заставила обратить внимание на коллекционирование видеоарта, инсталляций и прочих неконвенциональных медиа. Куратор Алексей Масляев, чей взгляд на искусство и выставочный процесс перевернул мое представление о важности фигуры куратора. Творчество арт-группы «Север-7», часто специально отбирающей в качестве материалов для будущих произведений откровенный мусор, тряпье, хлам. Это здорово прочищает сознание, обычно ориентированное у большинства начинающих коллекционеров на мещанские, красивые интерьерные работы из хороших, дорогих материалов. Питерские галеристы, чей выбор художников многократно ускорил процесс моего самообразования.
Из легендарных исторических личностей наибольшее влияние оказал Сергей Щукин. Его стремление собирать самое передовое искусство, которое еще не только не было понято, но и презрительно отвергалось современниками, вызывает мощную мотивацию не снижать планку коллекционирования радикального искусства. Кроме того, Щукину не было чуждо обычное человеческое чувство сомнения в правильности пути. Поэтому появляется еще большее уважение, когда он все-таки преодолевал мировоззренческие и эстетические барьеры и выбирал работы авангардных художников.
Проведение выставки в другой стране — это турборежим развития для художника. Одновременно стресс, но и мощный опыт. Кроме того, художник быстрее включается в общение с равными или более сильными творцами. Его могут заметить и предложить новые интересные проекты. Выставка в даты одноименной ярмарки — для художника лучший способ мобилизоваться и получить обратную связь от профессионалов. А творчество Matiush First более чем достойно быть представленным на ярмарке глобального уровня.
Российскому художнику сегодня, чтобы быстро расти, нельзя вариться в собственном соку. Он должен общаться с другими творческими людьми и, так же как коллекционер, посещать в течение года массу выставок, ярмарок и биеннале. Ни один город, если это не Нью-Йорк или Лондон, не даст такого обильного количества высококачественных произведений искусства. Значит, ему нужно выезжать в другие города и страны и набираться опыта вне зависимости от своего уровня мастерства. Это болезнь ума — считать себя достигшим всего и знающим все. Неспособность удивляться и постоянно самообразовываться означает конец карьеры.
Чем интенсивнее обмен опытом и информацией между разными художниками, кураторами и галеристами, тем быстрее растут стороны этого негласного контакта. Отшельническое поведение может пойти на пользу одному-двум самобытным гениям, но большому российскому комьюнити будет приговором.
Это первый бал для всех Золушек. Даже для профессионалов это праздник искусства. Очень волнительно! Это показ лучших работ, которые созданы за год в стране. Да, на ярмарке будет много коммерческого искусства, но для профессионального коллекционера там точно найдется некоторое количество шедевров. Кроме того, Cosmoscow — площадка для общения, для выявления новичков, самый быстрый способ погрузиться в современное искусство. Ярмарка является одним из основополагающих столпов для всего национального совриска. С учетом слабой вовлеченности музеев в развитие актуального искусства ярмарка становится наиболее продвинутой национальной площадкой в этой области.
В сентябре в рамках Cosmoscow будет представлен специальный стенд нашего фонда — от него ожидаю тонкой интеллектуальной работы с нежным поэтическим визуалом Ильи Гришаева. В прошлом году, наоборот, был жесткий хоррор арт-группы «Цветы Джонджоли». Сейчас на контрасте будет медитативное красивое искусство.
Конкуренция всегда идет на пользу. Хотя Cosmoscow и blazar хорошо себя зарекомендовали, но даже им может потребоваться новый спарринг-партнер, чтобы быть в тонусе. К сожалению, на российском рынке быстро не набрать достаточное количество галерей и художников, чтобы заполнить ими еще одну-две качественные ярмарки. Но если какой-то иностранный бренд захочет прийти в Россию с уже готовым пулом сильных галерей, то это даст мощный импульс развитию рынка. Только пока в условиях санкций это всего лишь фантазия.
Какие-то единичные выставки российских художников идут сейчас в европейских и американских галереях. Но это капля в море по сравнению с контентом из других стран, который параллельно экспонируется на тех же площадках. Наше искусство находится на периферии интересов мировых галеристов. После введения санкций наши художники стали окончательно прокаженными. С ними не хотят сотрудничать.
Но зато интерес внутри страны вырос к советскому неофициальному искусству, цены растут, и не было также сильных провалов в покупках молодых авторов в галереях. Любой интерес к локальному искусству со стороны международных коллекционеров основывается на силе внутреннего рынка. Если мы не будем покупать произведения наших художников, то они будут еще менее интересны зарубежным собирателям и музеям.
Есть несколько идей, но, скорее всего, идеей является и само экспонирование работ. Не будет традиционной развески хитов горизонтально-гнездовым способом. Нужно, с одной стороны, показать срез текущего современного искусства страны, но, с другой стороны, продемонстрировать именно свои предпочтения и личный субъективный взгляд на совриск и коллекционирование без игр в толерантность и объективность.
Людей всегда пугает сложное искусство. Все в повседневной рутине привыкли жить представлениями о прекрасном в стиле эпохи Александра III. Для многих даже импрессионисты — некие мошенники. Обычный человек потребляет беллетристику, ток-шоу, ленту Instagram (запрещен в РФ. — Прим. ред.), суши и пасту, турецкие отели all inclusive, вещи в стиле old fashion и интерьер с лепниной и золотыми рамами картин. Чтобы выйти за пределы подобных эстетических барьеров, надо поработать головой, почитать историю искусств, посетить множество выставок. Для мозга это сложно, лучше он сэкономит энергию и объявит актуальное искусство неудачным затянувшимся розыгрышем, мировым мошенничеством, пиаром, происками масонов.
В петербургском ресторане Recolte сейчас представлена вторая экспозиция картин из моей коллекции. И могу сказать, что подбор и экспонирование работ в уже созданном красивом дизайнерском пространстве — то еще дело. Я не смогу проговорить четко принципы. Наверное, они связаны с цветом, контрастом, формой, балансом и прочими «бла-бла-бла» критериями, но лучше прийти и просто посмотреть! Мало кто из общественных пространств работает с искусством — да еще так удачно.
Однако замечу: в целом «потребление» современного искусства для интерьеров постепенно увеличивается, в том числе в сегменте сложного интеллектуального искусства. Клубы коллекционеров активно пропагандируют покупать не сумки Birkin, а совриск.
Скульптуры Петра Дьякова в галерее Anna Nova и объекты Василия Кононова-Гредина в галерее pop/off/art. Первый делает нестандартные скульптуры, компилируя разные материалы: старую одежду, пластикрит, дерево, мебель, металл, найденные вещи, мусор. В итоге выходит дерзкое, остроумное и не салонное искусство. Второй в новом проекте, наследуя традиции Дюшана и Нам Джун Пайка, создает внешне красивые объекты, перетянутые цветными упаковочными лентами. Сами предметы искусства представляют набор разноплановых вещей, из которых владелец по принципу конструктора может сделать новый объект или разобрать старый. Художник задается вопросом: когда объект становится искусством? В момент его изготовления автором или в момент сборки-разборки новым владельцем? Или сама мысль о возможном конструировании нового предмета искусства является искусством?
Я лучше обращу внимание на художников middle age career. Потому что они не бросили свою профессию в трудные времена, не испытывают до сих пор ажиотажный спрос со стороны коллекционеров и не интересны погрязшим в консерватизме многим музеям, но доказали своим многолетним творчеством, что они талантливы, а их самые лучшие проекты — не случайная удача. Именно эта прослойка требует самой активной поддержки. В числе таких: Илья Гришаев, Александра Гарт, Иван Чемакин, Саша Цикаришвили, Грехт, Matiush First, Петр Дьяков, Вадим Михайлов, Саша Гронский, Егор Федоричев.