Главные проекты Венецианской биеннале 2017

Реабилитация заключенных, ода женщинам и детские комплексы

Что нужно знать про Венецианскую биеннале

Биеннале в Венеции — первая по-настоящему глобальная выставка искусства. Старейшая среди биеннале, впервые она состоялась в 1893 году и задумывалась как исключительно локальное событие, но уже через два года, после успешного первого выпуска, на выставку были приглашены иностранные художники. Одна из примечательных черт Венецианской биеннале — существование национальных павильонов, в которых художники из стран-участниц представляют свои арт-проекты, подготовленные специально для выставки. Первой свой собственный павильон открыла Бельгия, вскоре ее примеру последовали Венгрия, Германия, Франция и Великобритания. Одной из первых — в 1914 году — павильон завела и Россия. В построенном архитектором Щусевым здании российские экспозиции проводятся до сих пор.

На Венецианской биеннале, которая считается оплотом западного искусства, впервые прошла выставка африканских художников. Здесь же в разные годы проводились экспозиции Ренуара, Климта и Курбе, выставлялись скандальные работы Джакомо Гроссо и Пикассо. Работы Пикассо были впервые показаны в Венеции в 1905 году — и тут же убраны из экспозиции из-за своего провокационного характера. Пикассо в итоге не выставлялся на главной биеннале вплоть до 1950-х годов.

Павильон России в Венеции, архитектор А. В. Щусев

С 1938 года на биеннале происходит церемония награждения: «Золотых львов» получают лучший художник и лучший проект страны-участницы. Число стран-участниц перманентно растет и сегодня достигло отметки 130. В нынешней биеннале, 57-й по счету, впервые примут участие Антигуа и Барбуда, Кирибати, Нигерия и Казахстан.

С конца ХХ века все большую роль играет фигура директора биеннале: курировать главное событие приглашали Харальда Зеемана, Массимо Джиони, а прошлый — 56-й выпуск — возглавил нигериец Окуи Энвезор, став первым африканским куратором венецианской выставки.

Что означает тема будущей биеннале

«Искусство осуществляет мечты и делает возможными утопии. Искусство — это последний бастион, крепость, которая возвышается над трендами и личными интересами», — заявила в своем первом обращении Кристин Масель, директор 57-й Венецианской биеннале. Масель, которая уже на протяжении 17 лет возглавляет Центр Помпиду в Париже, стала четвертой женщиной-директором Венецианской биеннале за более чем вековую историю выставки и сразу дала понять, что намерена отказаться от политизированных агитпроектов и сосредоточиться на фигуре художника-автора.

Идея сама по себе не революционная, однако после биеннале 2015 года, которая с подачи директора Окуи Энвезора превратилась в коллективное пессимистичное размышление о судьбах мира, она почти что кажется таковой. Предложив достаточно гибкую тему «Viva arte viva» (что можно перевести как «Да здравствует живое искусство!»), Кристин Масель собирается превратить биеннале в «путешествие в девяти главах», названия глав — «Художники и книги», «Время и бесконечность», «Радости и страхи» — также лишены конкретики. В 2015 году попытка Энвезора сосредоточиться на (непростой) международной ситуации привела к изобилию однотипных проектов, так что, как написал позднее критик The Guardian, «дамочки в Louboutin испуганно лавировали между работами о голоде в Африке, чтениями марксистских манускриптов и угрожающе тикавшими часами». Кристин Масель, напротив, предлагает компромиссный вариант, предоставляя художникам свободу действий.

Венецианская Биеннале 2015. Павильон Японии (слева); павильон России (справа). Фото: Awakening / Getty Images

Биеннале откроется в мае и, как обычно, будет состоять из двух основных частей — главной выставки в Арсенале, бывшей судоверфи, и экспозиций в национальных павильонах, расположенных в садах Giardini. Как и в 2015 году, чтобы посетить биеннале, вовсе не обязательно отправляться в Венецию: по выставке можно будет прогуляться и виртуально на сайте Google Arts & Culture.

Чего ждать от 57-й биеннале и за кем следить

Большинство проектов, которые будут представлены в павильонах, уже известны, и, судя по всему, Кристин Масель все-таки не прогадала с кураторской установкой: от биеннале есть чего ожидать. Интригует, например, проект американца Марка Брэдфорда. Художник известен прежде всего как живописец и в своих работах исследует темы расы и расовой дискриминации в США. В Венеции же Брэдфорд представит нетипичный для себя проект на стыке искусства и благотворительной деятельности: на протяжении семи месяцев биеннале художник будет работать с итальянскими заключенными, помогая им адаптироваться к жизни на свободе. Пока неясно, каким образом ход и результаты проекта будут представлены зрителям, а также вопросы вызывает его этическая сторона: насколько все-таки морально устраивать социальные эксперименты в рамках арт-проекта?

Марк Брэдфорд, «Untitled (Corner of Desire and Piety III)», 2008. Фото: artsy.net

Ирландка Джесс Джонс представит свою вариацию на тему ведьмы, любимого архетипа современного феминистского искусства. В центре проекта Джонс будет фильм, который задуман как ода женщинам. Мифические персонажи станут также героями исландского павильона, правда, на сей раз это будут анимированные тролли Угх и Богар, придуманные художником Эгиллем Сэбйорнссоном. Кровожадные персонажи исландского фольклора, как заявил художник, «выйдут из-под контроля», а посетителям павильона придется искать с троллями общий язык. В прошлом году Исландия представила самый, пожалуй, спорный проект, закрытый вскоре после его презентации: тогда художник Кристоф Бюхель открыл мечеть в здании бывшей католической церкви. Анимированные тролли тоже лишь кажутся безобидным проектом, судя по тому, с каким упорством Эгилль Сэбйорнссон напоминает об их людоедских пристрастиях.

Французский павильон превратится в звукозаписывающую студию силами Ксавье Вейлана. Однако, по задумке художника, студия будет выглядеть так, словно ее наполовину разгромил ураган, а половина музыкальных инструментов в ней будут изобретены и созданы самим Вейланом.

Джесс Джонс, «Tremble Tremble», 2017. Фото: Ros Kavanagh

Поклонникам Альберто Джакометти будет интересно побывать в швейцарском павильоне. Сам Джакометти на протяжении многих лет упорно отказывался представлять Швейцарию в Венеции, заявляя, что он гражданин мира, однако швейцарские кураторы все же нашли способ показать его работы в национальном павильоне. Оммаж самому известному швейцарскому художнику будет состоять из двух частей: фильм «Флора» Терезы Хаббард и Александра Бирхлера будет посвящен не слишком удачливой американской художнице Флоре Майо, с которой у Джакометти был роман в Париже в 1920х годах. Художница Кэрол Бове представит скульптурные работы, вдохновленные произведениями Джакометти. Художников уже успели укорить во вторичности их идей, но упреки были яростно отметены.

Альберто Джакометти на 31-й Венецианской биеннале, 1962. Фото: Archivio Cameraphoto Epoche / Getty Images

Интересным обещает быть немецкий проект: Германию представит 39-летняя Анне Имхоф, которая благодаря своему недавнему перформансу в Берлине стала настоящей звездой. Четырехчасовой «Angst II» Имхоф — смесь оперы и театрального представления — был посвящен взрослению, подростковой неуверенности в себе, консьюмеризму и детским комплексам и был настолько блестяще отрежиссирован, что художница мгновенно стала любимицей арт-критиков. Пользователям Instagram перформанс Имхоф тоже не мог не понравиться: он проходил в огромном холле Гамбургского вокзала, затянутом таинственной дымкой, под мерное жужжание снующих дронов, а на роли скучающих подростков Имхоф выбрала невозможно красивых молодых людей. Судя по всему, на Венецианской биеннале художница устроит нечто похожее на триумфальный «Angst II». Пока что в пресс-релизе лишь загадочно заявлено, что в новой работе мы увидим «равнодушных или вытянутых по струне, но неизменно подчиненных общественным нормам» персонажей.

Anne Imhof, «Angst II», performed at Kunsthalle Basel, 2016. Фото: Nadine Fraczkowski

Кто представит российское искусство в Венеции

В российском павильоне на этот раз будут представлены целых три проекта — три связанные между собой инсталляции, объединенные темой Theatrum Orbis (или «Зрелище круга земного»). Из четырех художников, которые будут представлять страну, трое — дуэт Recycle Group и Гриша Брускин — уже на биеннале выставлялись, а вот для 30-летней Саши Пироговой эта Венецианская биеннале — дебютная. Известно, что Recycle представят инсталляцию под названием «Блокированный контент», а проект Брускина «Смена декораций» будет посвящен изменениям в мире.

Саша Пирогова, «Библимлен», 2013

Разумеется, пока инсталляции не установлены, фотографии не развешаны, а павильоны не открыты, судить о новой биеннале нельзя. Однако Кристин Масель, которая заслужила репутацию неустанного инноватора, явно хочет показать нечто отличное от биеннале последних лет. Недавние выпуски критиковали, во-первых, за «беззубость» (главная арт-выставка мира все больше напоминает арт-ярмарку, а работы порой продают и покупают прямо в павильонах), а во-вторых, за однотипность работ. Требуя от художников лишь фантазии и чувства ответственности, новый директор пытается разорвать порочный круг.

Ира Соломатина

21.02.17, 16:10

  • Фото: Архивы пресс-служб; gettyimages.com
  • Фото: Обложка: recycleartgroup.com