Дружба с Хельмутом Ньютоном, работа с французскими президентами и звание самого печатаемого фотографа 1980 года
До 10 февраля в «Росфото» можно побывать на первой петербургской персональной выставке фотографа Владимира Сычёва «От советской эпохи до великих кутюрье», над которой команда центра работала вместе с юридической компанией «ТМДефенс». Рассказываем, что вам необходимо знать об этом авторе и почему обязательно стоит увидеть его работы.
Фотографией Сычёв начал заниматься в 1960-е годы, а в 1972-м он перебрался из родной Казани (где учился на радиофакультете авиационного института) в Москву и некоторое время работал в Профсоюзе художников-графиков, выполнял заказы для небольших изданий, оформлял книги и обложки пластинок, снимал уличную жизнь столицы и делал портреты друзей, среди которых было много представителей неофициального искусства, таких как Илья Кабаков, Леонид Соков и Илья Глазунов. Кроме того, Владимир устраивал квартирные выставки (например, для художника и скульптора Михаила Шемякина) и даже был задержан на пятнадцать суток за организацию знаменитой «Бульдозерной выставки» в 1974 году. В 1980-м он эмигрировал во Францию и смог вывезти свои фотоархивы. Эти снимки, запечатлевшие повседневную жизнь в СССР, сначала опубликовали в журнале Paris Match, а затем — в немецком Stern, итальянском Oggi, американских Life и Time. Благодаря этому Сычеву удалось стать самым печатаемым фотографом того года. Кстати, изданную тем же Paris Match книгу «Les russes vus par Vladimir Sichov» всё ещё можно найти, к примеру, на Amazon.
«В те далекие времена (70-е годы) желание уехать означало лишь одно — нужно было организовать приглашение из Израиля и после его получения по почте подать заявление в ОВИР на воссоединение с семьей, проживающей в этом государстве. Другого пути не было. Из-за того, что после шестидневной войны 1967-го года не стало дипломатических отношений между СССР и Израилем, самолёт перестал летать в Тель-Авив, а эмигранты отправлялись в Вену. И вот в это время, когда 90% приехавших из СССР поехали не в Израиль, а начали просить американскую визу, находясь в Австрии, для русских появилась возможность подумать об отъезде. Я уезжал не по политическим мотивам, а из-за своего любопытства, и уезжал я не в Париж. Я подал на выезд в 1975 году и 4 года был в отказе. Мне дали разрешение в октябре 1979 года. В Париж я заехал случайно, думая, что приехал на месяц, но прожил там 32 года» .
Успех работ Сычёва у международных изданий привёл к тому, что он заключил контракт с французской версией Vogue и стал первым за 50 лет существования журнала фотографом, кто смог этого добиться. Сычёв делал репортажи с показов известных модельеров и снимал для них рекламу. Среди его работ — портреты Карла Лагерфельда, Ива Сен-Лорана, Сони Рикель, Кензо Такады, Жан-Поля Готье. Ему позировали не только все эти легендарные дизайнеры, но и, например, танцовщик Михаил Барышников, художник Кит Харинг и фотограф Хельмут Ньютон, с которым Сычёв подружился и часто встречался.
«Во французском Vogue мне довелось познакомиться с лучшими фотографами моды — Хельмутом Ньютоном, Ги Бурдэном, Хорстом. А встреча с великими в своей профессии всегда заставляет думать».
С 1980 по 2010 год Сычев работал фотографом крупного французского агентства Sipa Press, сотрудничавшего с американским новостным агентством Associated Press и итальянской газетой La Presse. Работа в Sipa Press дала ему возможность стать свидетелем многих важных исторических событий. Так, он снимал падение Берлинской стены и свержение румынского президента Чаушеску, Олимпийские игры и Кубки мира по футболу, побывал в поездках с несколькими президентами Франции — Валери Жискар Д'Эстеном, Франсуа Миттерраном, Жаком Шираком и Николя Саркози.
«Самым важным событием для меня было открытие Берлинской стены 9 ноября 1989 года — отчасти и потому, что я туда приехал утром 8 ноября, а вечером на следующий день с пресс-конференции Шабовского пошёл сам по этой стене вместе с тысячами людей. Были и другие события — после отречения Горбачёва в декабре 1991-го я провёл с ним три дня в феврале 1992-го. Потом было возвращение Солженицина, с которым я летел на одном самолёте из Аляски до Владивостока, а потом ехал на поезде до Байкала с остановками в разных городах. В сентябре 1993-го я приехал в Москву на концерт Майкла Джексона, а через две недели у Останкино получил пулю от защитников демократии, которые на следующее утро расстреляли из танков в прямом эфире свой избранный парламент. Событий было много».
Снимки Владимира Сычёва можно было увидеть на выставках «Летопись неофициального искусства» и «Повседневная советская жизнь 1970-х» в Третьяковской галерее в 2009-м, а двумя десятилетиями ранее он принимал участие в фотофестивале в Арле с экспозицией «Восток-Запад». Также в 1981-м его вместе с лучшими мировыми фотографами пригласили для создания книги «A day in the life of Australia», а в 1986-м — «A day in the life of America». В тот же период он выпустил книги «Iceland Crucible: A Modern Artistic Renaissance» о 100 творческих личностях этой страны и «Тэзэ — источник» об экуменическом сообществе монахов. 14 работ Сычева находятся в коллекции Центра Помпиду.
Другие истории
Подборка Buro 24/7