Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает о доступном способе найти мэтч мечты и возможностей на арт-рынке.
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art
У меня есть любимая игра. Когда хожу по музеям, выбираю, какие картины я бы забрала в коллекцию. В реальности приходится держать себя в руках, особенно на аукционах: там просыпается бешеный азарт, и во время онлайн-торгов муж частенько заглядывает через плечо и намекает, что Анастасия увлеклась. А вот в игре — никаких ограничений. Казалось бы, зачем себя так дразнить? Даже если представить, что картины из лучших собраний станут лотами на аукционе, их цена будет безумной. Я знаю вполне доступный способ пополнить коллекцию актуальным искусством, которое будет ценным само по себе и напомнит о тех работах, которые запали в самое сердце.
Сразу скажу: репродукции известных картин на стенах дома — это очень плохо, моветон и суррогат. Нет, я не буду душно рассказывать, что шедеврам не место на мерче. Наоборот, мне кажется, милые сувениры из музейных лавок помогают сохранить впечатления. Но одно дело — купить маску для сна с принтом, а другое — имитацию, которая никогда не заменит настоящее произведение искусства. Намного круче подобрать картину современного художника, который вложил душу в работу, — вот что точно украсит дом.
Я не только галеристка и коллекционер, но и искусствовед, и мне очень нравится смотреть на работы современных художников в контексте истории. Люблю раскладывать все по полочкам, и у меня есть целый список, по которому можно оценить произведение искусства. Один из пунктов — какой диалог получается у художника с другими эпохами. Дело не в плагиате и не в каком-то сознательном подражании. Художники учатся, развивают насмотренность, и то, что они видят по работам из прошлого, становится частью их ДНК. Поэтому, создавая новое, они «общаются» с коллегами. Иногда это получается бессознательно, иногда уже известные образы вписываются в новые реалии. Это такая тонкая химия, очень естественный ингредиент в настоящем искусстве. Важно нащупать грань: речь не о вторичности, это именно плод уникальной работы художника, который живет сегодня, но чувствует себя частью чего-то большего.
Сейчас покажу, как это работает. Посмотрите на картину Рубена Монахова «Зимние бегуны». Сюжет очень современный — такое городское утро где-то на окраине: завод, дорожки протоптанные, кто-то тренируется в парке или сквере. Но есть детали, по которым очень четко видно, что эта работа вписана в контекст других эпох. Такие графичные линии, фигуры людей, которые добавляют жизни, но не перетягивают на себя внимание, — по атмосфере, по колориту эта работа напоминает об «Охотниках на снегу» Питера Брейгеля — старшего. Не копирует их, не подражает им, но это перешептывание художников, которым время не помеха, очень чувствуется.
Если всматриваться в такие детали, можно найти то, что будет вам близко по духу и доступно по цене. Важно много смотреть, читать о современном искусстве, чтобы пазл собирался. Расскажу еще о нескольких художниках, чтобы на разных примерах стало понятно, на что обращать внимание.
Тем, кому близка задумчивость пейзажей Исаака Левитана, моя совершенно стопроцентная рекомендация: познакомьтесь с работами Анны Деминой. Она, конечно, не ставила перед собой задачу как-то имитировать стиль работы пейзажиста, но, как искусствовед, я вижу параллели и понимаю, что у Деминой получилось новое высказывание, в основе которого — хорошее образование и большая насмотренность.
У Варвары Выборовой очень яркие по колориту работы — пишет интерьеры и с помощью цветовых пятен выстраивает объемные и уютные пространства. Это роднит ее с Анри Матиссом. Да и по темам они близки: Варя обращает внимание на такие повседневные детали, которые мы можем не замечать, но в них есть своя радость и прелесть.
А, например, Алексей Лука создает постконструктивистские композиции из дерева, из фанеры, даже из оконных рам. И в его случае хорошо читается бэкграунд — это, конечно, авангард: и контррельефы Владимира Татлина, и работы Эля Лисицкого.
Художник Сергей Карев тоже работает с пейзажем, и я знаю, что он очень любит Исаака Левитана и Архипа Куинджи, но у него они прорастают совсем иначе. У Карева получаются почти абстракции, в которых, с одной стороны, чувствуются стихии и фактуры, а с другой — это все просто игра воображения. В прошлом году галерея Futuro проводила его выставку «Русский транс», и там из этих картин разных форматов получилось такое сложное пространство, что смотришь — и будто балансируешь на самом краешке реального и только кажущегося.
Другая интересная художница — Динара Хёртнагль. У нее есть много работ, через которые показана атмосфера и романтика города. Они мне очень напоминают Мстислава Добужинского, художника, который мне дорог. На самом деле, даже и не важно, держала ли Хёртнагль в голове работы Добужинского, когда писала свои: я чувствую, что ей удается так уловить настроение города, так показать его образ, как только Мстислав Валерианович мог.
Бывают и более плотные переплетения. Например, у художницы Евгении Буравлевой есть и отголоски Каспара Давида Фридриха и Федора Васильева, потому что она смотрит на разные состояния природы, а людей старается изображать со спины. Но при этом она специально очищает работы от лишнего, чтобы, как она сама говорит, зритель видел в них самого себя, а не автора.
Куда смотреть, если вам нравится более радикальное искусство, например, работы Жан-Мишеля Баскии? Предлагаю обратить внимание на картины художника Олега Ланга 1990-х и нулевых годов. Экспрессивные цвета, сочетание абстракции и фигуративных деталей. Некоторые искусствоведы видят в его картинах и другие связующие ниточки, напоминания о творчестве Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.
А Александр Шишкин-Хокусай, например, открыто и сознательно цитирует фламандцев, но опять же создает оригинальное произведение с использованием других техник. У него получаются объемные инсталляции из фанеры, в которых, пожалуй, чувствуется даже больше жизни, чем на холсте.
Уверена, что личная коллекция вдохновляет и помогает выразить себя. На арт-рынке есть много интересных возможностей: чем больше впитываешь, смотришь и узнаешь, тем больше разных вариантов становится доступно. И один из них — выбирать работы, которые напоминают о важных для вас художниках и показывают, как они продолжают жить в современном искусстве.
21.05.24, 11:56
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7