От канадской деликатности до румынского гротеска
Чеховский фестиваль был основан в 1992 году и с тех пор проводился сначала раз в четыре, а затем раз в два года. Фестиваль постоянно расширял географию своих интересов и привозил режиссеров из СНГ и Восточной Европы, а затем добрался и до Западной. В разное время Чеховфест фокусировался то на французском театре, то на режиссерах из Канады, не забывая и про «другие полюса»: несколько раз проводились «Японские сезоны» и один раз — «Бразильский сезон». В этом году фестиваль будет работать с 24 мая по 20 июля. В программу вошли постановки сразу нескольких крупнейших европейских режиссеров современного театра, а также российских, работающих с театром разной степени прогрессивности.
«Волшебная флейта» / Барри Коски
Интендант и главный режиссер берлинской Komische Oper, именующий себя «еврейским геем-кенгуру», поставил оперу Моцарта почти как мультфильм. Про эту постановку следует знать, что все ее декорации ограничиваются стеной на авансцене высотой и шириной во весь портал. В этой стене сверху есть специальные двери, через которые выезжают на платформе исполнители, — только и всего. Главным образом стена используется в спектакле как основа для видеопроекции. Созданная специально для этой постановки анимированная графика делает спектакль по-настоящему живым; благодаря ей возникает особенная мультяшная реальность, с которой у живых исполнителей налажена очень прочная связь. На этом стыке виртуального и оперного пространства создается новое нарративное ощущение, которое, конечно, упрощает партитуру. Несмотря на это, в парадигме современного режиссерского оперного театра у Коски получился прекрасный спектакль — даже на фоне того, что он обычно делает. В своей гомосексуальной чувственности он нередко скатывается в ужасную вульгарность, на которую не очень стыдно смотреть разве что в опереттах, в чем можно убедиться на примере его недавней постановки «Жемчуга Клеопатры». В этом же спектакле, изначально задуманном, по словам Коски, «про любовь», он предельно деликатен с эмоциональной выразительностью и работает скорее в эстетике романтизма — конечно, в его безумном современном варианте. Ну, и самое главное — даже по трейлеру видно, что все сделано невероятно красиво.
«4х4: Эфемерная архитектура» / Шон Гандини
Появившаяся в один год с Чеховским фестивалем театральная компания Gandini Juggling занимается жонглированием, только в более широком понимании, чем даже самый изощренный зритель может представить. Они делают особый физический театр на стыке с новым цирком, что достигается разнообразными приемами манипуляции с предметами в воздухе и какой-то особенной спектакулярной архитектурой, не похожей ни на что. Сам основатель компании, Шон Гандини, говорит, что ключевой концепцией их театра был взгляд на жонглирование с хореографической точки зрения — с позиций балета, танца и пластики. Самое главное в их работе — то, что их нельзя уличить даже в минимальной экстравертной позитивности, которая довольно часто встречается в цирке, в том числе и в новом. Это ни в коем случае нельзя назвать шоу, это именно театр, причем театр очень особенный.
«Внутренние пейзажи» / Филипп Жанти
Названием нового спектакля 79-летнего французского режиссера, совершившего революцию в кукольном и визуальном театре, можно, в принципе, описать тип театра, которым он занимается. Внутренние пейзажи — это пейзажи человеческого подсознания и человеческих снов. Как известно, Жанти делает свои спектакли на материале сновидений, которые записывает вместе с женой. В 2015 году Жанти уже привозил на Чеховский фестиваль свою постановку «Не забывай меня», теперь история продолжается. Зрителей ждет все та же магическая система образности на основе нового нарратива, если истории Жанти вообще можно назвать нарративными. К слову, совсем недавно мы писали о творческом методе и креативной биографии Жанти, так что к спектаклю можно полностью подготовиться.
«Лягушка была права» / Джеймс Тьерре
О швейцарце Тьерре первым делом принято сообщать, что он приходится внуком Чарли Чаплину. В своей компании La Compagnie du Hanneton он занимается одновременно демократическим и самобытным типом театра: его работы вполне подходят под категорию нового цирка — драма здесь синтезируется с хореографией и акробатикой, физический театр переливается в инженерный. Составить хоть какое-то впечатление о том, что делает Тьерре, можно по видеозаписям его спектаклей, большинство из которых доступны, хотя и в неприглядном качестве: «Симфония майского жука», «До свидания, зонтик», «Сияющая пропасть».
«887», Робер Лепаж
Этот спектакль — одно из самых главных событий всего Чеховского фестиваля. Он обязателен для посещения еще и потому, что в этом спектакле играет сам Лепаж. Работа в каком-то смысле автобиографическая: Лепаж здесь и ребенок, и взрослый, и все время будто смотрит на себя маленького со стороны. Предельная деликатность, которая в целом свойственна этому режиссеру, тут достигает тончайшего выражения. Этот спектакль — носитель той интонации уставшего и недоумевающего человека, которая сквозь личные работы Лепажа (что в театре, что в кино) проходит широким потоком. Странным образом тон обжигающей интимности (парадоксально сочетающийся с холодной неэмоциональностью самого режиссера) дает зрителю шанс почувствовать эту привычную пронзительную радость по-новому, через призму постдраматического театра. Надо ли говорить, что с точки зрения техничности спектакль сделан великолепно? Макет многоэтажного дома в человеческий рост, открывающиеся окошки, в которых ходят маленькие люди, скрупулезная работа с видео и так далее.
«Тайная сила» / Иво ван Хове
Очень многообещающую работу привезет бельгийский театральный и кинорежиссер Иво ван Хове, который в прошлом году вызвал фурор на Авиньонском фестивале со спектаклем «Проклятые», поставленном по сценарию к фильму Висконти «Гибель богов». В этот раз ван Хове взял за основу роман нидерландского классика Луи Куперуса «Тайная сила» и ужал эпическое произведение до формата двухчасового спектакля. Ван Хове относится к типу режиссеров, которых волнует внутренняя ткань спектакля и напряженный психологизм, хотя он, безусловно, по праву считается представителем современного европейского театра. Чтобы понять, к чему надо быть готовым, можно сначала посмотреть спектакль «Проклятые» в Сети.
«Старик и море» / Анатолий Васильев
Режиссер Анатолий Васильев. Композитор Владимир Мартынов (открестившийся, к слову, от Русского художественного союза, если кто вдруг переживал). Актриса Алла Демидова. Мировая премьера. Что еще следует сказать?
«Дракон», «Юбилей ювелира» / Константин Богомолов
В этом году на Чеховском фестивале, кажется, решили продемонстрировать Богомолова в полном объеме: показывать будут два диаметрально противоположных его спектакля. Хотя это только формально. «Юбилей ювелира» с Табаковым в главной роли — созерцательный и тонкий спектакль-бенефис с поэтическими вставками в форме титров и сделанный «безо всякого авангарду»; «Дракон» с Табаковым — более агрессивный и эстетически выразительный, с фирменными богомоловскими приемами. Несмотря на это, оба в широком смысле построены на одном и том же материале — состоянии человека и состоянии цивилизации.
«Мнимый больной» / Сильвиу Пуркарете
Пуркарете — румынский режиссер с собственным невероятно выразительным стилем. Чтобы его примерно себе представить, можно посмотреть хотя бы вот эту постановку оперы «Артаксеркс», где три с половиной часа вообще ничего не происходит, разве что откровенно гомосексуальные исполнители медленно ходят по сцене в красивых барочных костюмах и париках и кидают друг на друга томные взгляды между гримировочных столиков с зеркалами и лампами. Впечатление все это производит магическое — едва движущаяся, почти застывшая картина, персонажи которой еще и поют. Пуркарете и его фарсовый театр дель арте гротескным образом вписываются в современность или скорее даже во вневременность. Пьесу Мольера Пуркарете поставил в театре Вахтангова с Сергеем Маковецким в главной роли. Звучит как диссонанс и выглядит, пожалуй, так же. Песенные вставки на русском языке делают спектакль несколько вульгарным, но то, как Пуркарете учит актеров этой конвенциональной фарсовости, затмевает все недостатки.
«Сказки Пушкина» / Роберт Уилсон
На самом деле, здесь и комментарий никакой не нужен — это первый спектакль Уилсона в репертуаре российского театра (вторым стала «Травиата» в пермском оперном, правда, в копродукции). Сама фамилия Уилсона должна магически притягивать любого человека, имеющего даже самый слабый интерес к современному театру. Однако поговаривают, будто «Сказки Пушкина» с Евгением Мироновым в роли рассказчика — мягко говоря, не самый удачный спектакль режиссера. Пожалуй, это правда: русских актеров нелегко переломить через колено. Уилсону обычно нужно, чтобы перформер просто поднял руку — у российского же актера в подобный жест вложено все страдание советского народа в годы войн и революций. Кроме того, похоже, что режиссеру не удалось провести с русским языком такую филигранную работу, какая у него получалась с французским или немецким в разных театрах, где буквально получаешь физическое удовольствие от звучания речи. Но вся эта критика — для проформы. Следует понимать, что любой — даже самый малоинтересный — спектакль Роберта Уилсона примерно в тысячу раз лучше, чем 98% того, что можно увидеть в российских театрах. Если не успели увидеть с 2015 года, идти следует обязательно. Лучше даже бежать.