«Найти кита и фреску Леонардо»: Анастасия Постригай — о том, как наука и технологии заново открывают историю искусства

Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай в своей колонке рассказывает о том, как определить историю гравюры, а также исследует связи между искусством и нейросетями.

Анастасия Постригай

колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art

Мы часто представляем себе работу искусствоведа как пристальное изучение картин с увеличительным стеклом. И правда, лупа до сих пор остается в его арсенале — разве что к ней добавился микроскоп. Но технологии не стоят на месте, и сегодня специалисты могут изучать историю искусства с помощью куда более продвинутых методов.

Некоторые из них не новы — например, рентгеновские лучи, что известны человеку еще с конца 19 века. Проходящие почти через любой материал, они помогают искусствоведам, если нужно, прозреть картину насквозь. Под верхним слоем краски нередко находят сюрпризы. Даже «Черный квадрат» Казимира Малевича в глубине не такой уж черный: под ним скрываются еще два цветных изображения! Выходит, «визитная карточка» художника еще глубже, чем кажется: под ней лежит его краткая биография в двух этапах, через которые он пришел к своему стилю.

А под «Портретом женщины» кисти Дега скрывается — что бы вы думали? — еще один портрет женщины. Ученые даже рассмотрели в ней Эмму Добиньи, постоянную натурщицу Дега. Интересно, чем она ему не угодила, что художник ее закрасил? Хотя, скорее всего, ничем. В те времена было обычным делом использовать холст по несколько раз — экономили как могли.

Эдгар Дега, «Портрет женщины», 1876 

Рентгеновское исследование помогло развеять тайну и вокруг полотна голландского мариниста Хендрика ван Антониссена «Сцена на берегу». Изображало оно, конечно, сцену на берегу: пляж, море — и люди, столпившиеся у прибоя. «Чего они там забыли?» — сотни лет ломали голову искусствоведы. Утонул кто-то, что ли? Почти угадали: оказалось, изначально в прибое лежал мертвый кит, на которого и пришел поглазеть народ. Но спустя сто или двести лет кто-то из хозяев картины решил, что животное ему не по душе, и бесцеремонно закрасил его. В конечном счете не прогадал, сделав картину популярной и уникальной в своем роде. Не каждый день встретишь голландскую марину с китом, но марина с китом без кита, наверное, одна во всем мире.

Хендрик ван Антониссен, «Сцена на берегу», 1641 (оригинал и реконструкция первоначальной версии)

Самое приятное в рентгеновском методе — прежнюю работу можно даже реконструировать в цвете. По тому, как лучи рассеиваются, проходя через объект, можно установить, из какого вещества он сделан, узнать его точный химический состав. А у каждой краски состав свой, с особым набором элементов, и если сопоставить, как распределяется по полотну каждый из них, становится ясно, какого цвета была каждая точка на картине. Позовите еще химика — и можно пользоваться этим для атрибуции: установив точные типы красок, мы можем подтвердить, что перед нами — оригинал.

Или убедиться в обратном. Так было, например, с «Медумскими гусями» — картиной, которую в конце 19 века нашли в гробнице египетского принца Нефермаата. Подозрительно было уже то, что великолепно сохранившуюся работу нашел «черный археолог» и по совместительству художник Луиджи Вассалли, да не просто нашел, а вырезал из стены и привез в Каир на всеобщее обозрение. На его произвол тогда закрыли глаза — а сегодня ученые сомневаются, была ли находка подлинной. Первыми в этом усомнились биологи, заметив, что в Египте такие гуси, как на картине, просто не водятся. А химики после обследования постановили: некоторые пигменты в красках не были известны египетским мастерам. Хорошая попытка, Луиджи! Впрочем, искусствоведы пока не пришли к однозначному мнению — быть может, Вассалли и ни при чем, а у гусей просто сменился ареал обитания.

 «Медумские гуси»  (фрагмент)

Исследование пигмента, возможно, поможет найти и целую фреску Леонардо. Все вертится вокруг небольшого окрашенного фрагмента, который извлекли с помощью другой околомедицинской технологии — эндоскопа — из-за фрески Джорджо Вазари «Битва при Марчиано». Итальянские исследователи считают, что Вазари получил заказ закрасить фреску Леонардо, но на работу великого мастера у него не поднялась рука. Понимая, что если не он, то кто-нибудь другой, художник не стал отказываться, но вместо того, чтобы безжалостно соскабливать шедевр, построил перед ним другую стену, на которой уже и написал свою фреску. Забавно: Вазари — тот самый биограф, который невольно спровоцировал уничтожение множества работ Андреа дель Кастаньо, а вот работу да Винчи он, возможно, спас. Возможно — ведь пока что у исследователей есть только кусочек внутренней стены, пигмент на котором совпадает с тем, что использовал Леонардо, к примеру, при работе над «Джокондой».

Питер Пауль Рубенс, копия фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари»

С самой «Джокондой» тоже не все однозначно. Ее загадочной улыбке нашли неожиданное объяснение врачи. Американский искусствовед и стоматолог Джозеф Борковски утверждает, что выражение лица дамы типично для людей, потерявших передние зубы. На это же, по словам ученого, указывают и шрамы вокруг ее рта — не иначе как последствия травмы. Впрочем, наверняка сказать нельзя, ведь другие американские доктора уже один раз диагностировали бедной Лизе еще и очаговую алопецию — мол, из-за нее-то у нее и бровей нет. Но эту гипотезу уже разрушил наш любимый рентген. Брови Джоконде Леонардо нарисовал, просто из-за многочисленных реставраций они становились все менее заметны, пока совсем не исчезли.

Леонардо да Винчи, «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», 1519

Возможно, именно такие чудаковатые дискуссии подтолкнули искусствоведов и программистов объединиться и разработать нейросеть для анализа лиц на картинах. ИИ регистрирует форму мелких деталей вроде уголков рта и расстояния между частями лица, например, между глазами. Сказать наверняка, конечно, компьютер не берется — только определяет вероятность, что на двух картинах изображено одно лицо. И все равно сенсаций хватает.

Так, недавно алгоритм исследовал тондо Де Бреси — круглую картину, изображающую Мадонну с младенцем, — и заявил: это Рафаэль. Картина всегда считалась копией неизвестного автора со знаменитой «Сикстинской мадонны», но пару десятков лет назад ее владелец решил, что так похожей на оригинал может быть только авторская копия. И если исследователи-люди отринули эту версию, то ИИ лишь холодно замечает, что сходство лиц на двух картинах — не ниже 86%. Насколько это применимо к копии, которая и так не должна сильно отличаться от оригинала, — вопрос спорный, тем более что ИИ уже замечен и в ошибочных суждениях: например, одного и того же героя в разном возрасте он за одно лицо не считает.

Рафаэль Санти (предположительно), «Тондо де Бреси»

Впрочем, тут вопросы могут быть и к художнику. Максимально точным изображением могли похвастаться немногие умельцы, в то время как иные великие мастера даже собственный портрет не могли написать идеально. Британские искусствоведы как-то раз заметили, что у Рембрандта на некоторых автопортретах и пропорции неправильные, и поза какая-то странная. Проконсультировались с физиками — и те после долгих изысканий вынесли вердикт: у Рембрандта был проектор! Вместо того, чтобы просто смотреться в зеркало, художник проецировал свое отражение прямо на холст с помощью сложной системы линз, зеркал и камер-обскур.

Физики даже построили несколько таких систем — и оказалось, что они искажают изображение именно так, как на автопортретах Рембрандта. Кое-кто даже выдвинул гипотезу, что такие приборы в Голландии были у многих художников. Как минимум, камеру-обскуру точно использовал Вермеер в работе над пейзажами. Удобно: изображение уже на холсте, нужно только придать ему цвет.

Рембрандт ван Рейн, «Портрет художника в молодости», 1631

Даже энтомологи нашли способ облегчить жизнь искусствоведам, а заодно решить и свои проблемы. Они заметили, что в старых гравюрах, поеденных червоточиной, размер отверстий колеблется в зависимости от региона, где она создана или хранилась. Благодаря их микроскопическим замерам и энтомологи узнали кое-что новое о жучках, что любят древесину, и искусствоведы научились определять историю гравюры по тому, кто её ел.

Это неожиданный пример сотрудничества — но вполне закономерный. Все науки так или иначе взаимосвязаны, и, пожалуй, от каждой можно протянуть ниточку к истории искусства и одной из ее многочисленных тайн. Возможно, некоторые из них никогда не будут разгаданы — уж очень много воды утекло. Но в том, что нас ожидает еще множество захватывающих открытий, не приходится сомневаться.

24.10.23, 13:56