«Генеральная репетиция» открывается в ММОМА на Петровке 26 апреля
26 апреля в здании ММОМА на Петровке откроется масштабная выставка «Генеральная репетиция» — совместный проект фонда V-A-C и музея. «Генеральная репетиция» — одно из главных событий сезона. Проект занимает три этажа, на которых в общей сложности уместилось более сотни работ. Внушительный список художников включает Энди Уорхола, Джеффа Кунса, Вадима Сидура, Герхарда Рихтера, Виктора Пивоварова, арт-группу AES+F и Дмитрия Пригова. «Генеральная репетиция» — результат работы большой кураторской команды во главе с художественным директором фонда V-A-C Франческо Манакордой, до V-A-C работавшим в музее Тейт в Ливерпуле. Мы попросили Франческо рассказать о театральной концепции «Генеральной репетиции», устройстве выставки и своих любимых работах из экспозиции.
Я вижу два важных элемента, повлиявших на формирование концепции этой выставки. Во-первых, это были беседы с директором фонда V-A-C Терезой Мавика и с кураторами наших партнерских институций в проекте — ММОМА и KADIST. Это были разговоры о скульптуре и ощущении, что для существующей сейчас в Москве и в России арт-сцены она может иметь значение, которого, возможно, у нее не было раньше. Во-вторых, у меня были идеи и амбиции сделать выставку, которая меняется со временем. Выставку, которая функционирует как живой организм, аккумулирует знания и развивается.
Все это вместе и инсталляция британского художника Майка Нельсона «Снова, больше вещей (разрушение плиты)» вдохновили нас на работу над проектом, в котором к экспонатам относятся как к людям, как к живым организмам. И мы подумали, что лучшим способом воплотить эту идею в жизнь будет представить экспонаты как актеров, как исполнителей. Тогда появилась идея театра. Для нас было важно, что мы можем развить эту метафору выставки как театральной постановки, в которой все актеры — скульптуры, картины и другие работы. Потом концепция, конечно, усложнилась, потому что было много моментов, которые мы хотели учесть. Например, как мы сможем объяснить посетителю идею «Генеральной репетиции», не тратя на это по 20 минут?
Франческо Манакорда — куратор и арт-критик, бывший директор музея Тейт в Ливерпуле. Учился в Туринском университете, читал лекции студентам Королевского колледжа искусств в Лондоне и был куратором лондонского Культурного центра Барбикан. Стал художественным директором фонда V-A-C в сентябре 2017 года.
Экспозиция довольно сложно устроена в плане того, как ее составляющие работают вместе. Мы используем инсталляцию Майка Нельсона, которая уже выставлялась в 2014 году в лондонской галерее «Уайтчепел», как пример и прототип того, что мы хотим показать. В инсталляции Майка «Снова, больше вещей (разрушение плиты)» использованы скульптуры из коллекции V-A-C. Он выбрал их и расставил так, словно они сидели у походного костра. Представьте, что в одной компании собрались работы Константина Бранкузи, Альберто Джакометти, Луиз Буржуа и Анатолия Осмоловского. Это выглядело как застывшая сцена театрального представления. Словно вот-вот что-то должно произойти.
Комната на первом этаже ММОМА показалась нам идеальным местом для этой работы, которая стала своего рода эпиграфом ко всей «Генеральной репетиции». Затем мы распланировали для посетителей путь, по которому они пойдут на третий этаж музея, где мы расположили очень много работ — больше сотни. Мы разместили их так, будто они находятся в хранилище, но обустроили все как некий открытый склад. Мы разделили эти предметы на восемь групп согласно тому, как они работают в пространстве. Они как бы участвуют в кастинге на роли в театральной постановке, которая происходит этажом ниже. Таким образом, сначала вы проходите через кастинг, в котором работы сгруппированы даже не по темам, а по ощущениям. Например, одна из групп называется «Свидетели», то есть это предметы, которые были свидетелями чего-либо, каких-то событий. Таким образом, сначала зритель знакомится с этими группами, а потом спускается ниже — туда, где собственно проходит театральное представление. Пространство второго этажа разделено на комнаты, в каждой из которых разворачивается определенная сцена с участием работ-актеров. Эти сцены были написаны приглашенными соавторами: для первого акта, который начинается 26 апреля, объединением «Театр взаимных действий»; для второго акта — его мы будем показывать с 16 июня — философом Арменом Аванесяном; и для третьего акта — писательницей Марией Степновой, он начнется 26 июля.
Мы несколько месяцев работали с тремя командами — кураторами V-A-C, MMOMA и KADIST, чтобы выбрать объекты для выставки. Можно сказать, что мы проводили кастинг для кастинга. Думаю, посетители смогут сами выбирать, хотят ли они представлять себе эту выставку как театральную постановку или они хотят видеть это как традиционную выставку.
«Генеральная репетиция» продлится до 16 сентября 2018 года. Выставка будет сопровождаться публичной программой с лекциями, ридинг-группами и кинопоказами. Подробнее о публичной программе можно узнать по ссылке.
Мой выбор — очень личный. Это экспонаты, которые я люблю. Это то, что мне больше всего не терпится увидеть на выставке.
1915
На выставке будут и классики. Например, Модильяни. Забавно, что Модильяни находится в такой компании работ.
2015
Это красивая работа Вольфганга Тильманса, сфотографировавшего море, в котором утонули беженцы. С одной стороны, эта фотография очень поэтична, а с другой — это довольно жесткий комментарий о политике, о состоянии миграционной политики и о том, какую разруху и опустошение создают войны.
2004
Это фильм, в котором камеры видеонаблюдения следят за лисой в Национальной портретной галерее в Лондоне. Сначала возникает ощущение, что животное ощущает себя потерянным, но через какое-то время начинает казаться, что оно обследует картины. Лису Алис выбрал, потому что Лондон — это город лис. Если выйти там на улицу ночью, то весьма вероятно, что вы встретите лису.
1966
Это очень интересная концептуальная работа: коробка с лампой, которая загорается только раз в год на 11 секунд. Внутри установлен часовой механизм, рассчитывающий время. Никто – даже мы – не знает, загорится ли лампа во время «Генеральной репетиции».
1979
Это мощная работа соцартиста Орлова. Портрет воображаемоего героя сделан через демонстрацию его долгой военной карьеры, от которой не осталось личности — только знаки отличия.
2004
Этот фильм — оммаж Джеффу Кунсу. Камера показывает с разных сторон цифровую версию его знаменитой скульптуры «Кролик», расположенной в студии художника. Тут вопрос в том, на кого здесь в действительности смотрят и кто тут настоящий зритель. Скульптура зеркальная, но зеркало не отражает камеру.
2005
Здесь Владик позирует в образе Энди Уорхола, примеряет на себя другую личность. Это перекликается с нашей идеей театрального представления.
2011
Художник сделал полноразмерную копию статуи Свободы и разделил ее на фрагменты, которые теперь находятся в разных частях мира. Он хотел показать, что, возможно, этот символ сломан или что он должен находиться сразу по всему миру, а не стоять только в одном конкретном месте.
2016
Люси много работает с визуальными иллюзиями, то есть заставляет вещи казаться тем, чем они не являются. Она создала целую спальню с предметами мебели, которые на самом деле — картины. Это холсты, натянутые в форме этих предметов, и покрытые краской. Когда подходишь, например, к кровати, то понимаешь — то, что казалось деревом, на самом деле картина на холсте.