Светский редактор BURO. этой зимой пожила насыщенной культурной жизнью в стране будущего Сингапуре. Вернувшись в Москву, она суммировала свои впечатления и разложила их на сходства и различия — между ними и нами.
Футуристичный Сингапур — образцово-показательный отличник во всех возможных проявлениях технологий современного государства, который в середине января на неделю стал еще и центром всего современного искусства Юго-Восточной Азии. Там проходила Singapore Art Week 2020, объединившая известных и молодых художников региона, главные выставочные площадки страны, разнообразные формы и проявления творчества, а также журналистов и зрителей со всего света. Оказавшись в Азии, нетрудно растеряться от того, насколько она непохожа на западный мир. Сравнение с родным и известным — самый естественный способ разобраться в чем-то новом. Поэтому музеи, галереи и вылазки в город за пределы программы Недели искусств, заставляли усиленно искать сходства и различия Сингапура с ненаглядной Москвой.
В здании в форме лотоса или, как его тут называют, «приветствующей ладони Сингапура», на территории Marina Bay Sands расположен Музей искусства и науки. Ему удалось объединить интерактив, проекции, печать на 3D-принтерах, воркшопы и актуальное искусство в одном пространстве. Похожи два музея — сингапурский и московский «Гараж» — не архитектурой и не технологической начинкой, а благодаря концепции экспозиции «2219: Futures Imagined». Как и завершившийся гаражный проект «Грядущий мир: экология как новая политика», она посвящена разворачивающейся на планете климатической катастрофе и демонстрирует, как сингапурцы готовы изменить свой образ жизни через 200 лет. Прогноз выставка дает неутешительный, однако надежда на выживание существует. Кураторы и авторы пытаются донести, что даже в подземном городе важно сохранить историческое наследие и традиции, а лодочное такси, как в Венеции, вполне может стать регулярным видом транспорта из-за наводнений. Иллюстрируют это среди прочего запрещающие знаки со странным текстом «No fishing at HDB balcony», рецепты приготовления тараканов в апартаментах будущего и книги в пластиковых вакуумных упаковках. Директор музея Онор Хагер, проводившая нам экскурсию, сказала, что в данном случае использование неэкологичного материала необходимо ради сохранности жизненно важной информации.
S.E.A. Focus by STPI — Creative Workshop & Gallery
Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow
S.E.A. Focus меньше нашей Cosmoscow по масштабам, зато с дерзкой целью: ее организаторы стремятся поместить азиатское искусство через Сингапур в международную повестку. В этом году они показали работы 35 современных художников, родившихся или проживающих в странах Юго-Восточной Азии. В одном из пространств 20 представленных галерей, которые разместились в бараке бывших армейских казарм Gillman Barracks, был представлен, на наш взгляд, свежий и остроумный выставочный проект филиппинской художницы и танцовщицы Эйсы Джоксон. Ее азиатские Белоснежки в форме графики, вышивки крестом, а также скульптур и аудиовизуального перформанса, вероятно, были самыми инстаграмно-облюбленными объектами, но от того совершенно не примитивными, а ироничными, проницательными и, безусловно, актуальными.
Площадка Twenty Twenty на 2 Coven Road
Использованием бывших индустриальных зданий в качестве арт-пространств не пренебрегают и в Сингапуре. В этом году помещение судоремонтного завода впервые приняло искусство, а не ржавые корабли, и теперь это поп-ап-пространство для экспозиций и отдыха Twenty Twenty. В новом амплуа завод выступил благодаря команде Singapore Arts Club — они же привезли в Twenty Twenty азиатских современных художников. И надо сказать, что они размышляют не только о своей национально-культурной идентичности, но также о феминизме, бесконечности и даже мелатонине. Пространство бывшего ремонтного ангара диктовало такой же размашистый масштаб работ. Например, там поместилась инсталляция с зеркальным незавершенным кругом «Merry Go Round» сингапурской художницы Даун Нг — штука практически 20 метров в диаметре. А работа тайца Санти Вонгчан «My Local Way of Life», сплетенная из рыбацких сетей, свисала с потолка до пола.
Уличное искусство
На уличное искусство
В каждом районе Сингапура — от Маленькой Индии до мусульманского Кампонг Глама, который теперь стал еще и хипстерским, — на зданиях можно разглядеть портреты, какие-то сюжетные сценки или абстрактные творческие порывы на всю стену. Важно понять, что это не граффити, а муралы. Главное отличие — в том, что муралы наносятся красками, и это чаще полноценное изображение со смыслом, а граффити тесно связаны с городскими субкультурами, бывают нелегальны, наносятся аэрозольными баллончиками и часто вторгаются в городскую среду, стремятся утвердить персону автора, а не «сделать красиво». Сингапурские законы, как и московские, тщательно регламентируют уличное искусство, вандализм запрещен, поэтому что-либо рисовать на зданиях можно только с разрешения хозяина постройки. Государство тут всячески поддерживает утверждение национально-культурной ДНК в искусстве, поэтому во многих работах прослеживаются типично национальные сюжеты и мотивы, но в здешних муралалах нет никакой политики или патриотической пропаганды. Бывший премьер-министр Ли Куан Ю — отец Сингапурского чуда — развил экономику страны, не имеющей природных ресурсов или стратегического расположения, до немыслимых масштабов и тем не менее запретил ставить себе памятники даже после своей смерти.
Одно из ключевых в истории страны госучреждений в 1999 году перепрофилировали под центр искусств, а заседания сингапурского парламента перенесли в новый корпус. В январе тут показывали проект «Justice For All» Йинки Шонибаре — одного из главных современных художников, чье искусство связано с темой постколониализма и репрезентацией неевропейских идентичностей. В центре инсталляции стояла скульптура женской фигуры «Lady Justice» c головой-глобусом, олицетворяющей справедливость во всем мире и наряженной в платье из африканского батика; такой же тканью с другими рисунками Шонибаре обил кресла бывших министров Сингапура. Представить подобную интервенцию искусства в залы бывших советских контор сложно. Хотя в наших «Метрополе» и Доме Союзов, где проходили балы «ВЭУ», когда-то заседал Ленин.
Туристическая визитка Сингапура — технологическая система «Садов у залива», которая строится на практически безотходном снабжении парка энергией. Днем тут можно пройтись по навесному мосту между сверхдеревьями и изучить тепличные комплексы «Облачный лес» и «Цветочный купол», а вечером — сфотографироваться с обзорной площадки на фоне городских высоток и посмотреть светомузыкальное шоу. В почти гектарном по площади «Облачном лесу» поддерживается высотно-тропический климат: есть водопад, тут прохладно и влажно, и периодически распыляется облако тумана. Центр этой теплицы под куполом из около 600 окон — «Облачная гора» 42 метров в высоту. На ней живут различные виды эпифитов — растений, которым не нужна почва. Среди прочих можно встретить совсем не страшную венерину мухоловку, а в «Цветочном куполе» растут наши хризантемы, ромашки, ели и прочие, загадочные для Азии лесостепные и садовые растения. В нашем «Зарядье» тоже растет сто цветов (вернее более 150), в том числе и экзотических, но это не отдельная экосистема, а флорариум.
Для сингапурцев уличная еда — часть повседневности, которая присутствует в жизни всех социальных слоев. Это часть традиционного уклада не только сингапурцев, но также тайцев и малайцев. Отличие в том, что большинство жителей Сингапура занято в секторе финансовых услуг, и стрит-фуд тут сугубо городской феномен, из которого выросло огромное количество фудкортов. Их основные посетители — офисные сотрудники, распоряжающиеся своим временем максимально прагматично, которые ходят обедать на ближайший фудкорт возле бизнес-центра. Самый популярный и большой такой рынок — построенный в XIX веке из металла пассаж «Лау Па Сат». Там можно найти всевозможную азиатскую еду и корнеры с блюдами, отмеченными мишленовской звездой. Место в «Лау Па Сат» стоит занимать, где продувает ветер, иначе температура тела будет такая же, как у острого супа лакса. Кстати, каждый сингапурец знает, что если на столе лежит упаковка бумажных платков, значит, он занят, и это неоспоримое правило. А недавно страна подала заявку в ЮНЕСКО на признание своих фудкортов национальным достоянием — ничего такого нашему «Депо» и не снилось.