— В искусстве вы должны уметь ненавидеть, иначе ваша музыка потеряет всякое лицо.
— Но ведь это ведет к узости...
— Пушка оттого далеко стреляет, что узко бьет.
Этот диалог между Сергеем Дягилевым и Сергеем Прокофьевым (попробуйте сами с первого раза догадаться, кто здесь кто) — один из сотен блестящих фрагментов воспоминаний и мемуаров, которыми вышита выставка в Шереметьевском дворце. Даже если бы там не было ни одного экспоната, по дворцу можно было бы бродить не меньше часа, читая одни только сопроводительные материалы. Как сам Сергей Дягилев наносил удар по всему косному и безвкусному, так кураторы дягилевской выставки стреляют по убогому и высокомерному языку выставочных кураторов, уже сложившемуся в старую добрую традицию.
В текстах на выставке нет ни одного:
— сокращённого инициала («как справедливо заметил А. С. Пушкин в беседе с П. А. Вяземским»);
— демонстрационно умного слова («Его художественная практика живёт в логике орнамента, постоянно расширяющегося и дополняющегося раппорта»);
— тупиковой конструкции («может быть, хотя однозначного ответа здесь не найти, слишком двойственна сама ситуативность»).
Рассказать о Дягилеве таким языком было бы убить Дягилева. А он здесь живой.
Повествование о великом русском продюсере — как же хорошо этим словам друг с другом! — начинается в Петербурге, с приезда наглого провинциального парня с пушистыми усиками, а дальше, разделяясь на главки, проносится через Париж, Лондон и Нью-Йорк, а заканчивается, разумеется, в Венеции. Уникальная для отечественной музейной жизни ситуация: на протяжении всего этого известного всем пути, пересказанного в Шереметьевском дворце, можно следить за настоящим, живым человеком. В текстах его даже не подписывают, а обозначают изящным рисунком Жана Кокто. Остальные персонажи всемирной дягилевской истории поименованы, но без Михайловичей и Степановичей, а по-человечески, именем и фамилией, — там, где речь идет о юности, и вовсе: Лёвушка Бакст и Костя Сомов.
Для сопроводительных текстов собраны и изучены десятки (хотя, пожалуй, сотни) воспоминаний и мемуаров, иногда благожелательных, иногда злобных, иногда и вовсе отстраненных. То, как умело из этого нашинкована целая жизнь в выставочном переложении, и создает «круг дягилев», в котором мы оказываемся.
Теперь, основательно побухтев на тему хороших и плохих кураторов, можно и поднять глаза на саму выставку. А она, между прочим, явление уникальное, и по ту, и по сю пору от эпидемии. Представьте: два с половиной десятка мировых музеев и коллекций, от центра Помпиду до музея изобразительных искусств Махачкалы прислали свои портреты персонажей дягилевского круга в Петербург, в не самый популярный российский музей, для ограниченного круга посетителей (попасть на выставку в целом можно без записи, но в более нормальных обстоятельствах очереди стояли бы вдоль Фонтанки). Объяснить это возможно исключительно упорством всех, кто над этой выставкой работал, включая директора музея Наталью Метелицу.
Отмечать отдельно какие-либо из десятков блестящих работ, собранных в «круг дягилев», было бы тяжело — как, например, выделить портрет Аполлинера работы Матисса или портрет Прокофьева работы Гончаровой, но упустить лифарёвского Бориса Кохно, Маринетти из Турина и даже карикатуру на Луначарского. Нет, пусть лучше они будут там, во дворце и давят всей своей массой, а не отдельными именами. К тому же у этого есть ещё и замысел. Вот в чём он, кажется, состоит.
Собранные на выставке портреты, безусловно, перекликаются с грандиозной затеей самого Дягилева, еще юного, но уже очень последовательного и делового. Это «Историко-художественная выставка русских портретов», организованная им в 1905 году в Таврическом дворце. Две тысячи портретов от парсун до мирискусников, собранные по коллекциям и усадьбам, вытащенные из дворянских гнёзд под личную гарантию сохранности, выписанную Дягилеву императором Николаем. А многочисленные и сложно устроенные интриги вокруг Дягилева с участием августейшего семейства, богатых покровителей и, конечно, танцоров, композиторов, художников и музыкантов — всех, кто образовывал тот самый круг, — неотъемлемая и интереснейшая составляющая выставки, её основной сюжетный нерв.
Дягилев портил отношения с людьми не менее выдающимся образом, чем тот, которым он устраивал всё остальное (см. начальную цитату про ненависть). Это качество — одновременно не терпеть предательства и с легкостью расставаться, обнаружив коренные художественные разногласия, — сформировало и самого Дягилева, и всё, что он сделал. Пусть сама выставка небезупречна в отдельных проявлениях (она заканчивается венецианскими видеоволнами, будто бы омывающими остров Сан-Микеле), она столь же бескомпромиссна по отношению к поставленной задаче — рассказать о Дягилеве и его круге.
Герой этой выставки вряд ли терпеливо принял бы ко вниманию все «ковидные ограничения» и отказался бы от собственных намерений «по известным всем причинам». Вот и в Шереметьевском дворце делать этого не стали — тоже «по известным всем причинам».
«В круге Дягилевом. Пересечение судеб»
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
До 12 февраля
25.01.21, 12:46
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7