25 марта в музее «Гараж» запустились новые выставочные проекты, среди которых — «Невидимый звук» Давид Кларбаута. Кларбаут — один из ключевых художников, работающих в жанре новых медиа с 1990-х. Он автор термина «темная оптика», под которым понимает искажения и модуляции образов, трансформирующихся со времен изобретения фотографии в отдельную реальность и переставших играть для людей роль документа. О смыслах экспозиции и том, какой персональный опыт она может дать посетителям, рассказал BURO. куратор выставки Валентин Дьяконов.
Для нас его выставка, первая персональная выставка в России — это сбывшаяся мечта, потому что мы давно крепко любим его творения. Работа над экспозицией «Невидимый звук» — самый комфортный опыт в моей жизни, потому что это, возможно, первый художник в моей практике, который отвечает день в день на письма и вникает во все детали, происходящие на площадке. Он всегда был с нами, всегда был заинтересован. Россия для него — новая интересная аудитория. На выставке все сделано силами его студии. У художника есть свой архитектор, который занимается именно инсталляцией, работой с пространством, Виллиам Кортон. Они просто идеальные соратники для работы.
Честно говоря, довольно сложно говорить о каких-то специальных смыслах, которые нужно знать заранее, потому что эти работы говорят сами за себя. Они простые, но стоит иметь в виду пару вещей чисто технического плана. Вы можете рассмотреть, как менялись наши технологии обработки образов и работы с ними благодаря тому, что некоторые работы сделаны до «великого технологического переворота» 2010-х и после него. Есть две работы «Фрагменты счастливого мгновения», часть первая, и «Фрагмент счастливого мгновения. Алжир» — эта сделанные в 2007–2008 гг. вещи одной серии, одной логики, поэтому они показываются одна за одной. В их создании в основном использовался фотошоп — довольно простой для наших дней инструмент. А работа «Тихий берег» уже 2011 года. Посетители выставки увидят, что там достаточно драматично меняется приближенность объекта к зрителю и несколько преобразовываются технологические способы обработки изображения. И, наконец, последняя работа, которая представлена на двух экранах в центре зала, — «Конфетти», она сделана в 2016 году. Там уже использованы совершенно прекрасные техники графики CGI, можно сказать, голливудского масштаба, только в рамках одной маленькой студии одного бельгийского художника.
Еще важно знать, что вам требуется время, чтобы вникнуть в экспозицию. Давид Кларбаут сказал, что нужно «работать с длительностью», чтобы понять, что происходит на его изображениях. Но, поверьте, даже если там не будет каких-то катастрофических изменений, спецэффектов, раскрытия вселенских загадок, от того, как постепенно развивается этот сюжет, вы получите огромное эстетическое удовольствие.
В центре работ «Тихий берег» и «Конфетти» — звук, который мы не слышим, но именно он является двигателем сюжета. В «Конфетти», например, это взрыв конфетти. Для кого-то радостное событие, а одному персонажу плохо, у него начинается паническая атака. В «Тихом берегу» запечатлен всплеск воды, и явно громкий. И мы, увидев всплеск воды, ретроспективно понимаем, что все остальные персонажи видео смотрят на источник звука, но звук остается нам невидимым. Кларбаут называет этот звук «музыкой из лифта», и она будто бы не помогает нам проникнуть в пространство. Она, как говорит Давид, является защитой от интеллектуалов — он хочет, чтобы люди смотрели на его работы не как на нечто замысловатое, а просто любовались бы эстетикой и сюжетом.
С интеллектуальной точки зрения, мне кажется, что Давид Кларбаут рассказывает о фотографии и о том, как она устроена больше, чем любая книжка о фотографии, которую я когда-либо прочел. Я сам впервые увидел его работы 10–15 лет назад на больших групповых выставках и до сих пор восхищаюсь его мастерством. Чтобы понять, что такое фотография, что скрывает каждый кадр и как он рассказывает историю, Кларбаут — это идеальный проводник, эдакий Вергилий в мир фотографии. Мне кажется, его работы — это такие детективы без убийств. Вы видите развитие сюжета. А если вы захотите понять, как сделаны работы, то на стене экспозиционного пространства есть фотографии, показывающие производственный процесс. Получается сеанс магии с ее последующим разоблачением.