Бренд La Prairie, известный не только своими передовыми бьюти-средствами, но и многочисленными арт-коллаборациями, отметил запуск ночного масла Skin Caviar Nighttime Oil цифровой инсталляцией сразу на двух международных ярмарках искусства: Frieze в Лондоне и Art Basel в Швейцарии. На последней главный редактор BURO. Катя Дарма встретилась с французским художником Moatik (настоящее имя — Матье Ле Сур) — создателем иммерсивной инсталляции Sense of Blue, погружающей в таинство ночи.
На Sense of Blue меня вдохновила ночь — особое время, когда жизнь замирает. Особенно если вы за городом, ведь мегаполисы никогда не спят. Ночью в природе все меняется, становится спокойным и мирным — днем такого не бывает. Когда вокруг темно и тихо, входишь в какое-то другое состояние. Больше смотришь внутрь себя — идеальное время для самопознания и погружения в подсознание. И, конечно, креативности. Мне нравится, что ночь не беспросветно черна. И абсолютной тишины не существует даже ночью. Именно эти нюансы, оттенки тьмы и тишины во многом вдохновили меня при работе над Sense of Blue.
Моя работа хотя и создана при помощи технологий — в первую очередь про природу. Я хотел сделать что-то живое — аудиовизуальную скульптуру, которая будет дышать, менять форму. Так что получился микс природы, науки и технологий. У меня много коллабораций с самыми разными специалистами: математиками, нанотехнологами, химиками. И, скажу вам, деятельность художника и ученого-исследователя очень похожи: мы также пробуем вещи, строим прототипы, ищем идеи. Кстати, о них. Идей для проекта у меня было много, но в итоге пришлось отсечь лишнее, сосредоточиться на одном направлении.
Я хочу, чтобы зрители почувствовали себя немного потерянными и в то же время — свободными. Хочу, чтобы они, пусть и на небольшой промежуток времени, сбежали от привычной жизни. Я хочу дать возможность отдыха от потребительского общества, в котором мы живем и которое заставляет нас постоянно бежать и гнаться за чем-то. Приятно ненадолго вырваться из этого и оказаться в моменте, который существует только для вас.
До погружения в digital-искусство я не экспериментировал с другими художественными формами и материалами. Я вообще не думал, что когда-нибудь буду художником. Жил в Лондоне, работал в ресторане, пока не встретил девушку, которая оказалась художницей. У нас с ней завязались отношения, и я подумал: она занимается чем-то интересным, а я работаю в баре. В этот момент решил учиться графическому дизайну, хотя до этого никогда им не интересовался. На подготовительном курсе познакомился с Photoshop, другими диджитал-инструментами — мне понравилось. Потом уехал учиться в Барселону — уже именно на Digital Arts. И понял, что этот мир максимально для меня комфортен.
В данный момент я в основном работаю с TouchDesigner. В диджитал-искусстве все развивается стремительно. Происходит столько нового — каждый месяц, а то и день появляется новая возможность, новый инструмент. Все становится более доступным. Десять лет назад я бы не смог делать то, чем занимаюсь сегодня.
AR точно будет развиваться: смартфоны есть у всех. И я уверен, что мир сильно изменится под влиянием игровой индустрии. Точно кардинально поменяются индустрия развлечений, кино, музыка. Даже спорт. Уже сегодня молодые люди больше любят смотреть за тем, как киберспортсмены играют в виртуальный футбол, чем в реальный. Это интереснее.
Музыку контролировать не могу — я не композитор и не напишу ее сам. Но я люблю работать с разными музыкантами. Музыка составляет 50 процентов каждого моего проекта и эмоций, которые он вызывает. Даже больше. Сотрудничать с другими художниками бывает непросто: у каждого свое видение. Но в коллаборации мы стараемся сконцентрироваться на общей теме, а не на себе. Музыканты, с которыми я работаю, отделяют свое эго от своей музыки.
Диджитал-контент делается с какой-то целью, с диджитал-искусством все обстоит иначе. У тебя нет конкретной и четкой цели — ты просто создаешь его, высвобождаешь идеи. Искусство — отпечаток сознания художника, а контент — гайдлайны и метрики.
Самым значимым проектом в контексте моей карьеры я считаю первый большой успех. Чтобы стать узнаваемым художником, нужно сделать один, но впечатляющий проект. Таким прорывом для меня стал Dromos 2013 года, который мы показывали в Монреале на фестивале Mutek. К нам стояла очередь. Но настоящая волна началась, когда я выложил видео с того шоу. Случилось это, правда, чуть ли не через полгода: я на какое-то время бросил работу. Просто выгорел. Но, когда вернулся и опубликовал видео, оно разлетелось по всей Сети. Нашу работу обсуждали во всех блогах. Именно с этого момента началась моя карьера независимого художника. Впрочем, и проблемы тоже. Тот проект я готовил в коллаборации с одним музыкантом, и его лейбл захотел получить права. Так что да, успех порой приносит с собой и неприятности тоже.
Другие истории
Подборка Buro 24/7