В минувший четверг под кураторством друга и постоянного автора BURO. Александра Бланаря на Пречистенской набережной в Москве открылась галерея Serene. Он рассказал нам о дебютной выставке пространства, озаглавленной «Легкое оперение», а также новых именах в искусстве и перспективах для российских художников (и художниц) на международном рынке.
куратор
Я давно хотел поработать с разными материалами, хотел, чтобы выставка собрала в себе все возможные форматы современного искусства. Отсюда, например, керамика Светланы Цепкало из Южно-Сахалинска. Она живет в Москве и создает глазированные скульптуры, будто застывшие в движении. Для меня ее открыла Аня Мерман из «Объединения». Или металлическая инсталляция Лизы Бобковой «Cicatrices» с выпаянным словом «любовь». Название переводится как «рубец» или «шрам» и символизирует исцеление.
«Любовь сварочным швом это шрам на бумаге
лист металла — белый шум
сквозь который прорываются позывные сигналы новостей
они своими сводками выжигают на нашем бумажном теле дыры
из которых высыпается голубое небо песком
больно видеть
больно слышать
больно дышать»
«Легкое оперение» — женская выставка. Для меня это стало новым опытом, поскольку преимущественно я работаю с художниками-мужчинами. Такая селекция получилась абсолютно интуитивно. Легкость, нежность, слабость — характеристики, которые часто приписываются женщинам. Современное общество всеми силами старается разрушить эти стереотипы. Слабым может быть кто угодно, несмотря на гендер. И сильным тоже, несмотря на обманчивую хрупкость. Внутренняя сила не каждый раз показывается внешнему миру.
Оперение легкое, а картины тяжелые. Потому что все они — о том, что происходит сегодня с каждым из нас. Так, работа «Woman Tragedy» основательницы галереи Hide Азизы — с грубыми мазками, насыщенной темной палитрой — получилась очень женственной. Холст без подрамника Ирины Петраковой под звучным названием «Бескрайний горизонт насилия — 2» был в работе с конца февраля. Ну и 55-килограммовый металлический лист Лизы Бобковой — тяжелый только физически, а по смыслу — эфемерный.
Мне не страшно делать новые проекты в сложные времена. Помимо Serene, над которой мы работаем вместе с Ириной Дзюбой и агентством Glyph, я в конце февраля запустил коммуникационное бюро Blanar Art при поддержке Элины Зубовой. Для меня главное во всех начинаниях — правильные люди рядом и вера в них.
В Serene мы изначально планировали запускаться в марте с международной программой, персональной выставкой Джованни Леонардо Бассана. Затем должен был быть Джван Йосеф. Но по понятным причинам этого не случилось. Надеюсь, когда-то мы вернемся к прежним планам, ведь эти художники сейчас представлены в парижской галерее White Cube, у них есть проекты в Венеции, и они готовы сотрудничать, просто нужно выбрать правильное время и место. Поэтому сейчас вместе с галереей мы, как и многие, смотрим в сторону ОАЭ. Но я безумно счастлив, что у нас получилось «Легкое оперение». Эта выставка четко и емко, всего 12 работ восьми художниц, отражает сегодняшние настроения и запросы.
Самоцензура — не для меня. И меньше всего мне бы хотелось заниматься именно ею. Я и мои друзья работали над выставками, за которые к нам могли прийти, но не пришли. Поэтому хочется продолжать делать то, что считаю правильным. Высказываться. Искусство — вопрос интерпретации. Да, мы работаем во время жесткой цензуры, работаем аккуратно. И в каждой позиции можно найти двойные смыслы при желании. И, кстати, я не ставил перед собой задачу каким-либо образом объединять художниц «Легкого оперения» — они объединились сами, рассказывая об одном и том же, но совершенно по-разному.
Я хочу существовать в международном контексте. Для меня это очень важно, и я понимаю, насколько это нужно нашим художникам. Осенью благодаря Наде Зиновской я ездил в Якутию, где был поражен творчеством молодых художников. Они смело могут претендовать на премии и награды, они конкурентоспособны. И мы должны существовать в открытом арт-рынке. Мне хотелось бы все же попробовать быть мостиком между российскими художниками и мировой арт-индустрией.
Здесь все художницы, которые мне искренне нравятся. «Легкое оперение» собиралось интуитивно, параллельно с формированием названия и концепции. И выяснилось, что мы все хотим сказать об одном. Главная мысль — все мы сильные, и все мы переживем.
Выставка «Light Plumage / Легкое оперение» открыта до 1 июня 2022 года.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7