Еще не были на выставке «Аллегорический портрет Данте»? Вот 5 причин, почему ее стоит увидеть

До 20 февраля в Центре Вознесенского показывают портрет поэта Данте Алигьери кисти художника Аньоло Бронзино, который долгое время считался утерянным. А еще — редкие книжные издания из Библиотеки иностранной литературы. Приводим как минимум пять причин, почему вам важно и нужно посетить эту экспозицию.

«Аллегорический портрет Данте» был написан в 1532‒1533 годах поэтом и живописцем Аньоло Бронзино. Он был придворным художником семьи Медичи, признанным мастером маньеризма, сделавшим жанр флорентийского придворного портрета эталонным для всей Европы. Картина входит в трилогию «Великие поэты Тосканы, воспевающие любовь», герои которой помимо Данте — Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. До современного зрителя дошел только первый, обнаруженный в 1990-х одним из европейских коллекционеров. С момента обнаружения портрет находился в частной коллекции в Италии, но в 2020 году владельцы продали его. Мэрия Флоренции предложила Фонду Леонида Богуславского, учредителю Центра Вознесенского, стать новым владельцем картины, но с важным условием: постоянным домом произведения останется Италия, Палаццо Веккьо.

1. САМА КАРТИНА

«Аллегорический портрет Данте» — картина с историей, познакомиться с которой можно прямо во время выставки, а следом — обсудить впечатления и детали с медиаторами. Это просто портрет, а скорее собирательный образ главного труда писателя — «Божественной комедии». Кроме того, он совсем не похож на другие произведения Бронзино. Так, портрет создавался для конкретного флорентийского интерьера, то есть должен был располагаться достаточно высоко, поэтому степень его проработки ниже, чем у других картин художника. Вместе с тем она совпадает с тем, как писались произведения в эпоху маньеризма.


2. КНИЖНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ

Расположившаяся здесь же, от Центра редкой книги Библиотеки иностранной литературы. В обычное время все представленные книги находятся в специальном фонде Dantea, посвященном писателю. Тут есть уникальный фолиант 1502 года из мастерской легендарного печатника Альда Мануция, издания об истории развития иллюстративной традиции текстов Данте, иллюстрации и эскизы Сандро Боттичелли и Гюстава Доре.


3. ЛОКАЦИЯ

Сегодня, когда музеи стараются пересмотреть экспозиционные стратегии и осовременить зрительский опыт, Центр Вознесенского создает классическую выставку. Такой подход важен, так как сама работа Бронзино выставляется в том контексте, с которым, как правило, и путешествует по миру, в том числе экспонируется в Палаццо Веккьо.


4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ЦВЕТ СТЕН

Куратор и архитектор подошли к вопросу оформления экспозиции обстоятельно, выбрав для стен глубокий красный цвет, тонкий и сложный, подчеркивающий колористику живописи Бронзино. На таком фоне получаются отличные фотографии. При разных режимах освещения он переливается разными оттенками: от «артериальной крови» до «королевской мантии».


5. ПУБЛИЧНАЯ ПРОГРАММА

Центр позаботился и о дополнительной программе по случаю выставки. Так, 29 января пройдет лекция историка и научного консультанта проекта Алексея Юдина, посвященная истории книгоиздания, в частности «Божественной Комедии», 2 февраля музыковед Ляли Кандауровой поднимет одну из сложнейших тем — взаимосвязи музыки и смерти, а 9 февраля профессор Европейского университета Наталии Мазур расскажет все об иконографии и истории изображения Данте (вопрос по-прежнему открытый, поскольку прижизненных портретов поэта нет). А на 16 февраля запланирована презентация сборника «Данте в веках», посвященного дантоведению в современном мире.


Выставка открыта до 20 февраля. Вход осуществляется при наличии QR-кода или ПЦР-теста, сделанного не более чем за 48 часов до посещения выставки. 

Билеты можно купить по ссылке

26.01.22, 17:37