Программа стартует с предпремьерного показа спектакля по мотивам пьесы Марии Дружининой «Завтрак с Дягилевым». Сюжет посвящен «допарижскому» периоду жизни Сергея Дягилева, среди действующих лиц — он сам, а также Лев Бакст, Александр Бенуа, Валентин Серов и Зинаида Гиппиус. Режиссер постановки Павел Сеплярский стремился рассказать о том, как иногда бывает важно найти укрытие от происходящих за окном драматических событий в коконе творчества, любви и дружбы.
А перед тем как вы отправитесь на Vivarte, предлагаем познакомиться с основными этапами жизненного и творческого пути Сергея Дягилева.
Русский художественный критик, меценат, балетный импресарио и основатель «Русского балета», первооткрыватель талантов — всё это о Сергее Дягилеве. А еще в шутку его называли «шиншиллой» за седую прядь волос. Его современник Фрэнсис Стейгмюллер писал о нем так: «Дягилев сделал три вещи: он открыл Россию русским, открыл Россию миру; кроме того, он показал мир, новый мир — ему самому».
Сергей Дягилев родился 31 марта 1872 года в деревне в Новгородской губернии, в семье потомственного дворянина Павла Дягилева. Детство мальчика прошло в Перми. Любовь к искусству и красоте была у него с раннего детства: ему их привила мачеха Елена Панаева. У Дягилевых устраивали литературные и музыкальные вечера, а на стенах их дома висели картины известных художников. Позже родители отправили Дягилева в Петербург, чтобы тот стал юристом. Но ему не хотелось осваивать эту профессию, и тогда он стал брать уроки музыки у Римского-Корсакова, чтобы в дальнейшем стать композитором. Но этому не суждено было сбыться. Дягилев не стал ни юристом, ни композитором, но зато прославился как великий импресарио и антрепренер.
«ДЯГИЛЕВ ОБЛАДАЛ ГЕНИАЛЬНЫМ ЧУТЬЕМ НА ТАЛАНТ И НИКОГДА НЕ БОЯЛСЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ. МУЗЫКА ДЛЯ НЕГО ОСОБАЯ СФЕРА, ОН МЕЧТАЛ РЕАЛИЗОВАТЬСЯ КАК КОМПОЗИТОР, НО РАНО ПОНЯЛ, ЧТО ЕГО СИЛА В ДРУГОМ»
Борис Андрианов
заслуженный артист России, виолончелист, арт-директор фестиваля Vivarte
Дягилев пробовал себя в разных сферах: после неудавшейся попытки стать композитором он решает издавать журнал с говорящим названием «Мир искусства». Редактором становится он сам, а главным художником — Александр Бенуа. В одноименное общество входят Левитан, Бакст (именно он в ближайшем будущем реализуется как художник по костюмам для «Русских сезонов»), Серов, Репин, для литературного раздела журнала пишут Философов, Мережковский, Розанов, Гиппиус и другие.
«Мир искусства» сильно опережал издательские тенденции в России. Дягилев стремился приблизить журнал к европейским стандартам, где уже вовсю развивался модерн. «Мир искусства» стал одним из красивейших художественных журналов эпохи, а еще именно в нем впервые была применена концепция, исходя из которой изображения, виньетки и заставки дополняли текст.
Журнал просуществовал шесть лет, с 1898-го по 1904-й, его главными спонсорами были меценаты Савва Мамонтов и Мария Тешинева. Под руководством Сергея Дягилева журнал стал прижизненным памятником «мирискусникам», а также — наиважнейшим и актуальным изданием о российском и западном современном (на тот момент) искусстве.
«ДЯГИЛЕВ ОБЛАДАЛ УДИВИТЕЛЬНОЙ ЧУТКОСТЬЮ КО ВСЕМУ НОВОМУ. НЕСЛУЧАЙНО ОН "ОТКРЫЛ" ПУБЛИКЕ МНОЖЕСТВО ИМЕН КОМПОЗИТОРОВ, ХОРЕОГРАФОВ, АРТИСТОВ. К УЧАСТИЮ В ОРГАНИЗОВАННЫХ ИМ ВЫСТАВКАХ ОН ПРИГЛАШАЛ НЕ ТОЛЬКО ХУДОЖНИКОВ БЛИЗКОГО ЕМУ КРУГА, НО И ТЕХ, ЧЬЕ ТВОРЧЕСТВО, КАК ЕМУ КАЗАЛОСЬ, ОПРЕДЕЛЯЛО БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА»
Ирина Шуманова
заведующая Отделом графики XVIII — начала XX веков в Третьяковской галерее
Сергей Дягилев обладал редкой, но важной для предпринимателя способностью — понимать время, в котором он живет, и культурную повестку. В начале XX века российское искусство было для Европы чем-то далеким и непонятным. В 1907 году Дягилев проводит в парижской Гранд-опера «Исторические русские концерты» с целью популяризации русской музыки за границей. В «концертах» приняли участие Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Александр Глазунов, Федор Шаляпин. Это событие положило начало более чем двадцатилетней антрепризе «Русских сезонов». Русская музыка вызвала восторг у европейцев, поэтому в 1908-м для третьего сезона Дягилевым была выбрана опера «Борис Годунов» Мусоргского. Дягилев хорошо понимал, что нравится французской публике: чопорному европейскому обществу не хватало драмы. Поэтому, по задумке импресарио, финальной сценой «Годунова» стала смерть Бориса. Опера была встречена овациями. Ни у кого не оставалось сомнений, что Дягилев — талантливый режиссер.
«ДЛЯ НЕГО КАК БУДТО НЕ СУЩЕСТВОВАЛО ОГРАНИЧЕНИЙ И ОБЩЕПРИНЯТЫХ ПРАВИЛ. ОН УМЕЛ БЫТЬ ГИБКИМ, ЕСЛИ НУЖНО, И ДЕМОНСТРИРОВАТЬ ЖЕЛЕЗНУЮ ВОЛЮ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ. ЕМУ УДАВАЛОСЬ ПРИВЛЕКАТЬ К РАБОТЕ САМЫХ ТАЛАНТЛИВЫХ ХУДОЖНИКОВ И КОМПОЗИТОРОВ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ВЗГЛЯДОВ, НЕСМОТРЯ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, СОЦИАЛЬНУЮ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ, ФИНАНСОВЫЕ СЛОЖНОСТИ»
Ольга Муромцева
директор Культурно-благотворительного фонда U-Art
В начале XX века классический балет был уже не так популярен, как веком ранее, и требовал реформ: публика просила хлеба и зрелищ. Дягилев быстро понял это и приступил к подготовке четвертой серии «Сезонов». С легкой руки Дягилева балет превратился в слияние музыки, художественного искусства и хореографии. Антрепренер опережал свое время и понимал, что для восприятия важна как визуальная, так и музыкальная составляющая.
Программа нового «Сезона» состояла из балетов в новаторском прочтении Дягилева. Его постановки стали для европейцев олицетворением России: славянский фольклор, мистика, языческие мотивы, яркие маски и народные костюмы. Хотя на самом деле Российская империя того времени была вполне себе европейским государством. Пантомима, гротеск и плавные движения гармонично переплетались в балете благодаря хореографу Фокину, а музыка Стравинского и декорации Головина стали прекрасным дополнением танцу. Главными дягилевскими звездами были Анна Павлова, Вацлав Нижинский и Ида Рубинштейн. Настоящая модная революция произошла в Европе, когда публика увидела великолепные костюмы к балетам «Шахерезада», «Клеопатра», «Жар-птица» по эскизам Бакста. Именно в этот период среди европейских дам становятся популярны шаровары и тюрбаны.
Следующие «Сезоны» были не такими удачными, как предыдущие. На это повлияла и война в Европе, и отвергнутый публикой балет «Весна священная», в котором демонстрировались варварские танцы под языческую музыку, и, возможно, расставание Дягилева с его фаворитом — Нижинским. Но Дягилева не напугал неуспех, он продолжил заниматься «Сезонами»: обновил состав, пригласив на место Нижинского молодого танцовщика и хореографа Леонида Мясина. Позже к труппе присоединятся Джордж Баланчин и Серж Лифарь.
«Русский балет» просуществовал вплоть до смерти Дягилева в 1929 году. Стоит ли говорить о том, что спектакли, созданные в тот период Дягилевым и его командой, до сих пор идут на сценах лучших мировых театров.
«ЗНАМЕНИТЫЕ "РУССКИЕ БАЛЕТЫ" ПРОИЗВЕЛИ НАСТОЯЩУЮ РЕФОРМУ В ТЕАТРАЛЬНОЙ СФЕРЕ, ЕГО ТАНЦОВЩИКИ И ХОРЕОГРАФЫ СОЗДАЛИ БАЛЕТ ХХ ВЕКА, А ХУДОЖНИКИ ОПРЕДЕЛИЛИ ПРИНЦИПЫ ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЕЙ, АКТУАЛЬНЫЕ И СЕГОДНЯ»
Ирина Шуманова
заведующая Отделом графики XVIII — начала XX веков в Третьяковской галерее