Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает о беседе с главным куратором Еврейского музея Марией Гадас.
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art
Уже два года занимаюсь галерейным делом: в Postrigay Gallery раз в два-три месяца открывается новая экспозиция. И по опыту могу сказать, что за организацией каждой выставки — решение сотни вопросов, на которые ни у кого нет точного ответа. Какое оформление придумать: в строгом классическом духе или с элементами геймификации? Как сделать идею понятной зрителю? Как сформулировать концепцию, чтобы никто не увидел в ней второго дна?
У меня была давняя мечта — обсудить внутреннюю кухню работы над выставками с главным куратором Еврейского музея Марией Гадас, за плечами которой выставки «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века», «Маленькое искусство», «На языке правил и исключений. Наука и искусство» и многие другие масштабные проекты. Сейчас в музее показывают работы авангардной художницы Любови Поповой. Мария Гадас редко дает интервью, но мечта моя сбылась — недавно организовала паблик-ток с Марией, и мы обсудили тонкости кураторства.
Масштаб работы над выставкой в музее, конечно, впечатляет. В подчинении у Марии, например, около 50-60 человек. С одной стороны, художник делает эскизы для оформления пространства, с другой — музеи и коллекционеры ждут тонну документации для сопровождения картин. А с третьей стороны — маляр, который приносит на согласование краску, имитирующую бетон, в шести оттенках. При этом еще нужно учесть технику безопасности: полет фантазии может просто упереться в то, что стенкой нельзя перекрывать пожарный выход, а краска не подходит для помещения по составу. Но все-таки в рождении замысла есть своя романтика. Куратор Еврейского музея рассказала, что идея может прийти из неожиданных источников.
«Бывает иногда, что импульс приходит и не от произведения искусства, и не от обдумываемой, давно разрабатываемой темы по искусству. Бывает так, что это просто даже прочитанная строчка, какое-то соединение слов», — сказала Мария. Это дает сначала «не выстроенный, не хорошо вырисованный еще звук, бормотание такое начинается в голове, и за ним следуешь, тебе хочется за ним следовать, и тогда ты начинаешь пробовать его на зуб и проверять, можно ли из этого что-то сложить дальше». Бывает, что тема рождается и из коллекции или из давно интересовавших тем, как это получилось в случае выставки на основе творчества Кафки.
Мария излучает невероятное спокойствие, беседа для меня как для галериста получилась почти терапевтичной. Например, Мария назвала синдром самозванца совершенно нормальной частью работы, сколько бы ни было выставок в портфолио. Другой вопрос, что со временем эти сомнения превращаются в фоновый шум, вроде того, который слышал Бетховен. Внешняя критика тоже неизбежна. Мария рассказала, что всегда читает отзывы посетителей. И обязательно среди них находятся те, кому выставка не понравилась — это тоже нормальная часть процесса.
Было очень интересно узнать у Марии, как определить, в какой ситуации уместна необычная подача экспозиции, а когда лучше придерживаться классики. Признаюсь, люблю придумывать неординарные решения. Например, на новой выставке шестидесятников «Хрупкость вне времени» в Postrigay Gallery сделали каталог в формате самодельной книги художника. Одна из сотрудниц галереи поделилась изданиями той эпохи для антуража, а на простынях мы от руки написали стихи Анатолия Зверева. Мне нравится результат, получилась атмосфера квартирника, как раз на таких шестидесятники и показывали свои свежие работы. Но каждый раз в такой ситуации задумываюсь: может, с искусствоведческим аттракционом перебор?
Мария считает, что выбор языка всегда продиктован темой. «Выбор манеры повествования всегда, конечно, должен быть определяем материалом. Потому что есть материал и темы, которые предполагают, естественно, помощь в рассказе, какие-то декорации дополнительные, какие-то цветовые вторжения яркие, и они уместны. А есть момент, когда это будет выглядеть абсолютным Диснейлендом», — сказала Гадас. Но это все равно категория субъективная. Мария привела в пример выставку по мотивам Кафки, которая кому-то по форме могла показаться уж слишком театральной. «Но, на мой взгляд, это абсолютно было необходимо, чтобы создать кафкианское пространство, оно бы в сюжете живописном или в характере живописном тех вещей, которые были отобраны, так не считывалось», — сказала она.
А выставка Любови Поповой выстроена в традиционном ключе, с четкой хронологией и логикой. Мария сказала о художнице, что, «в силу мощности ее живописи, она не терпит никаких внедрений». Еще один фактор, повлиявший на выбор языка, — то, что выставок Поповой давно не было.
По ходу беседы решили аккуратно затронуть тему цензуры. По последним ярмаркам современного искусства заметно, что до открытого показа дотягивают далеко не все заявленные работы. С Blazar убрали инсталляцию с тортом и кукольные боксы «Малышек 18:22», а на стенде Syntax gallery на Cosmoscow экспозиция уменьшилась вдвое. Но ярмарки рассчитаны на несколько дней, а выставка в музее — на месяцы. Но рецепта беспроблемной экспозиции пока нет ни для частных галерей, ни для музеев, остается соблюдать баланс: не уходить в абстрактные темы, но при этом десять раз думать и перестраховываться.
На встрече были ученицы моей Академии популярного искусства Op-Pop-Art, будущие искусствоведы — у них было столько вопросов, что мы еле уложились в два с половиной часа. Конечно, девочек в том числе интересовало, как стать куратором, с чего начать. На случай, если мечтаете о карьере в кураторстве, вот совет от Марии Гадас: лучший старт будет в частной галерее. Там нет бюрократических сложностей, зато есть перспективы быстрого роста.
Счастлива, что у нас получилась встреча с Марией Гадас. Очень люблю Еврейский музей и с радостью прихожу на выставки, провожу там лекции. А в этот раз получилось еще и заглянуть за кулисы, услышать о крупных проектах из уст человека, который их реализовал, — это бесценно.
26.11.24, 11:09