«Рецепта беспроблемной экспозиции нет»: Анастасия Постригай — о тонкостях создания выставок по мотивам встречи с Марией Гадас

Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает о беседе с главным куратором Еврейского музея Марией Гадас.

Анастасия Постригай

колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art

Уже два года занимаюсь галерейным делом: в Postrigay Gallery раз в два-три месяца открывается новая экспозиция. И по опыту могу сказать, что за организацией каждой выставки — решение сотни вопросов, на которые ни у кого нет точного ответа. Какое оформление придумать: в строгом классическом духе или с элементами геймификации? Как сделать идею понятной зрителю? Как сформулировать концепцию, чтобы никто не увидел в ней второго дна?

У меня была давняя мечта — обсудить внутреннюю кухню работы над выставками с главным куратором Еврейского музея Марией Гадас, за плечами которой выставки «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века», «Маленькое искусство», «На языке правил и исключений. Наука и искусство» и многие другие масштабные проекты. Сейчас в музее показывают работы авангардной художницы Любови Поповой. Мария Гадас редко дает интервью, но мечта моя сбылась — недавно организовала паблик-ток с Марией, и мы обсудили тонкости кураторства.

Анастасия Постригай и Мария Гадас на паблик-токе в пространстве «Солодовня»
Выставка «На языке правил и исключений. Наука и искусство» в Еврейском музее

Масштаб работы над выставкой в музее, конечно, впечатляет. В подчинении у Марии, например, около 50-60 человек. С одной стороны, художник делает эскизы для оформления пространства, с другой — музеи и коллекционеры ждут тонну документации для сопровождения картин. А с третьей стороны — маляр, который приносит на согласование краску, имитирующую бетон, в шести оттенках. При этом еще нужно учесть технику безопасности: полет фантазии может просто упереться в то, что стенкой нельзя перекрывать пожарный выход, а краска не подходит для помещения по составу. Но все-таки в рождении замысла есть своя романтика. Куратор Еврейского музея рассказала, что идея может прийти из неожиданных источников.

«Бывает иногда, что импульс приходит и не от произведения искусства, и не от обдумываемой, давно разрабатываемой темы по искусству. Бывает так, что это просто даже прочитанная строчка, какое-то соединение слов», — сказала Мария. Это дает сначала «не выстроенный, не хорошо вырисованный еще звук, бормотание такое начинается в голове, и за ним следуешь, тебе хочется за ним следовать, и тогда ты начинаешь пробовать его на зуб и проверять, можно ли из этого что-то сложить дальше». Бывает, что тема рождается и из коллекции или из давно интересовавших тем, как это получилось в случае выставки на основе творчества Кафки.

Выставка «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века» в Еврейском музее

Мария излучает невероятное спокойствие, беседа для меня как для галериста получилась почти терапевтичной. Например, Мария назвала синдром самозванца совершенно нормальной частью работы, сколько бы ни было выставок в портфолио. Другой вопрос, что со временем эти сомнения превращаются в фоновый шум, вроде того, который слышал Бетховен. Внешняя критика тоже неизбежна. Мария рассказала, что всегда читает отзывы посетителей. И обязательно среди них находятся те, кому выставка не понравилась — это тоже нормальная часть процесса.

Было очень интересно узнать у Марии, как определить, в какой ситуации уместна необычная подача экспозиции, а когда лучше придерживаться классики. Признаюсь, люблю придумывать неординарные решения. Например, на новой выставке шестидесятников «Хрупкость вне времени» в Postrigay Gallery сделали каталог в формате самодельной книги художника. Одна из сотрудниц галереи поделилась изданиями той эпохи для антуража, а на простынях мы от руки написали стихи Анатолия Зверева. Мне нравится результат, получилась атмосфера квартирника, как раз на таких шестидесятники и показывали свои свежие работы. Но каждый раз в такой ситуации задумываюсь: может, с искусствоведческим аттракционом перебор?

Выставка «Хрупкость вне времени» в Postrigay Gallery
Выставка «Хрупкость вне времени» в Postrigay Gallery

Мария считает, что выбор языка всегда продиктован темой. «Выбор манеры повествования всегда, конечно, должен быть определяем материалом. Потому что есть материал и темы, которые предполагают, естественно, помощь в рассказе, какие-то декорации дополнительные, какие-то цветовые вторжения яркие, и они уместны. А есть момент, когда это будет выглядеть абсолютным Диснейлендом», — сказала Гадас. Но это все равно категория субъективная. Мария привела в пример выставку по мотивам Кафки, которая кому-то по форме могла показаться уж слишком театральной. «Но, на мой взгляд, это абсолютно было необходимо, чтобы создать кафкианское пространство, оно бы в сюжете живописном или в характере живописном тех вещей, которые были отобраны, так не считывалось», — сказала она.

А выставка Любови Поповой выстроена в традиционном ключе, с четкой хронологией и логикой. Мария сказала о художнице, что, «в силу мощности ее живописи, она не терпит никаких внедрений». Еще один фактор, повлиявший на выбор языка, — то, что выставок Поповой давно не было.

Выставка «Люба, Любочка. Любовь Сергеевна Попова. 1889–1924» в Еврейском музее

По ходу беседы решили аккуратно затронуть тему цензуры. По последним ярмаркам современного искусства заметно, что до открытого показа дотягивают далеко не все заявленные работы. С Blazar убрали инсталляцию с тортом и кукольные боксы «Малышек 18:22», а на стенде Syntax gallery на Cosmoscow экспозиция уменьшилась вдвое. Но ярмарки рассчитаны на несколько дней, а выставка в музее — на месяцы. Но рецепта беспроблемной экспозиции пока нет ни для частных галерей, ни для музеев, остается соблюдать баланс: не уходить в абстрактные темы, но при этом десять раз думать и перестраховываться.

На встрече были ученицы моей Академии популярного искусства Op-Pop-Art, будущие искусствоведы — у них было столько вопросов, что мы еле уложились в два с половиной часа. Конечно, девочек в том числе интересовало, как стать куратором, с чего начать. На случай, если мечтаете о карьере в кураторстве, вот совет от Марии Гадас: лучший старт будет в частной галерее. Там нет бюрократических сложностей, зато есть перспективы быстрого роста.

Счастлива, что у нас получилась встреча с Марией Гадас. Очень люблю Еврейский музей и с радостью прихожу на выставки, провожу там лекции. А в этот раз получилось еще и заглянуть за кулисы, услышать о крупных проектах из уст человека, который их реализовал, — это бесценно.

26.11.24, 11:09