«Модные дома, вузы, темные переулки»: Анастасия Постригай — о том, где зарождаются таланты

Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай в своей колонке отвечает на вопрос о том, откуда берутся художники, и рассуждает о различных путях в мир искусства.

Анастасия Постригай

колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art

Двадцать первый век — огромное поле возможностей для всех поклонников искусства, от зрителей и коллекционеров до тех, кто его творит. В цифровую эпоху искусство стало ближе и доступнее, а новые авторы с самым разным бэкграундом приходят из всех сфер жизни. Узнавать о профессиональных корнях художника не просто интересно, но и полезно: часто только так можно понять идею его работ и оценить глубину замысла.

Как же сегодня становятся художниками? Не просто же берут кисточку и пишут? Как правило, нет. Большинство успешных современных авторов прошли по старинке через художественные вузы. В России они существуют еще со времен Елизаветы Петровны и новых художников выпускают массово — а заодно искусствоведов, реставраторов и иже с ними.

Эти учреждения иногда поругивают за архаичность — мол, учат какому-то замшелому классицизму, кому он нужен в 2023 году! — но все же качественные авторы из них стабильно выходят. Например, Виктория Кошелева окончила Художественный институт имени Сурикова, Анна Афонина — Тольяттинское училище и Академию художеств имени Репина, Владимир Потапов — Волгоградский институт искусств. Как видите, вузов немало, причем не только в двух столицах. Если хочется сразу нырнуть в современное искусство — есть варианты с частными школами вроде института БАЗА или Свободных мастерских ММОМА. Многие выпускники государственных вузов приходят туда за актуальным опытом.

Виктория Кошелева, «Bonjour je suis artiste!», 2018
Владимир Потапов, из серии «Внутри», 2016

Кто-то скажет: ну и что же образование дает художнику? Ведь для искусства нужен исключительный талант, небесный дар — как этому можно научить? Ладно еще в эпоху Возрождения, там у каждого молодого дарования был наставник, который подавал ему пример и занимался с ним предметно. Но институт, лекции, семинары — серьезно? Вообще-то да: есть сложные темы, которые самостоятельно не разберешь, к ним нужен системный подход. Например, анатомия: будь ты хоть абстракционист, где-нибудь она тебе все же пригодится. Но в целом образование художника — это не только знания и навыки, но и релевантный опыт. Одно дело — что-то пытаться рисовать по наитию, другое дело — когда знаешь, в каком направлении двигаешься и насколько хорошо у тебя это получается. Сами преподаватели замечают, что большая часть студентов на старте не умеет и кисточку правильно держать, даже если при этом недурно рисует. Так что лучшего способа отточить технику, чем практика в вузе, пока не нашли.

А еще лучше, когда к отточенной технике прибавляется смысл. Наполнять им картины тоже нужно учиться, и именно за этим профессиональные художники возвращаются за парту. Ника Черняева, например, окончила четыре вуза. Одно из образований Ники — социологическое, и это дало ей столько пищи для размышлений, что до сих пор едва ли не в каждой ее картине можно найти отголоски философских концепций, междисциплинарных наук и проблем общества. Чего стоит одна серия картин с асаи-боулами, которая вовсе не про завтрак, а про несоответствие формы и содержания в современном мире.

Ника Черняева, «Без названия», 2016

И это не только про Нику. Нехудожественное образование в творчестве каждого оставляет свой след. Одним оно помогает образоваться как личности и найти содержание для своих работ. Тому примеры — Тимофей Радя и Иван Новиков, яркие концептуалисты и выпускники философских факультетов. Возможно, в своих университетских группах они единственные, кто хоть отчасти работает по специальности. Другие находят особый стиль и метод, как архитектор по диплому и скульптор по жизни Алексей Лука.

Правда, Алексей, как и Тима Радя, начинал в совсем другой сфере. Уличное искусство — порой даже не знаешь, можно ли его причислять к изобразительному или это вещь совершенно иного порядка. В этом особенном мире царят парадоксы. Масштабы огромны, а пространства для экспрессии отчаянно не хватает. На бетонном полотне вроде бы можно нарисовать что угодно — только разрешается далеко не везде. С такой точки зрения художник совсем иначе видит и мир, и свое творчество. Поэтому уличного художника в «мейнстримном» искусстве видно за версту — как правило, это мастера концептуализма и абстракции, которых и изучать нужно через призму их профессионального происхождения.

Иван Новиков, из серии «О.Д.К.», 2018
Алексей Лука, «Восход 22 мая», 2017

Свои плоды автору приносит и совершенно другой опыт — в иконописи. Поработав в таком особенном жанре, художник по-новому смотрит на композицию, символы, детали. Яркий пример такого автора — Антон Кушаев, чьи загадочные картины напоминают средневековые миниатюры и полнятся странным символизмом. Факультет иконописи окончила и Мария Даниловская — художник совершенно другого типа. Опыт в этой сфере, где нужна величайшая осторожность, научил ее еще тщательнее продумывать работу и уделять внимание каждой детали.

Антон Кушаев, из серии «Пустоцвет», 2020
Антон Кушаев, из серии «Пустоцвет», 2020
Мария Даниловская, «Лев и дерево грез», 2023

Дать полезный опыт может даже такая сфера, как дизайн. Он, конечно, ориентирован на массовость, а не один объект — но рисовать-то надо и там! История знает примеры художников, которые занимались дизайном одежды — например, мирискусники Леон Бакст и Юрий Анненков, создававшие костюмы для театра и кино, или Сальвадор Дали, сотрудничавший с Эльзой Скиапарелли. Движение в обратную сторону тоже есть: Катя Филиппова, к примеру, взялась за кисть, уже будучи известным модельером (и по ее работам это видно сразу), а Лиза Одиноких ради живописи даже забросила собственный бренд одежды.

А есть ли абсолютные самородки, которые просто взяли да начали рисовать и в итоге пришли к успеху? Имеются и такие — правда, их путь к признанию обычно дольше. Екатерина Медведева, например, стала более-менее известна только в сорок четыре, но в итоге провела не одну персональную выставку, в том числе в ГМИИ имени Пушкина. А Поль Гоген вообще не дожил до дней, когда публика оценила его картины по достоинству. Есть, конечно, и обратные случаи: например, Киран Уильямсон, который к 18 годам стал миллионером, продавая свои картины.

Катя Филиппова, «Одри Хепберн», 2003
Катя Медведева, «Счастливый день художника», 1981

Вообще полных самоучек так мало, что по ним не скажешь, насколько велики шансы добиться успеха с таким подходом. Зато и изучать их особенно интересно, ведь у самоучек траектория жизни зачастую совершенно непредсказуемая. Впрочем, это касается всех художников. И это замечательно. Ведь чем больше путей ведет к искусству, тем разнообразнее будут и авторы, и их сюжеты — нам, зрителям и коллекционерам, на радость.

26.09.23, 14:16