На прошлой неделе в Иванове стартовал фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда», который состоится на основных площадках города — пространстве ж/д вокзала, в Музейно-выставочном центре, Филармонии и не только. С места событий рассказываем о том, как прошли первые дни программы и что только предстоит увидеть.
Одна из главных причин приехать на фестиваль — увидеть сам город и близлежащие населенные пункты, которые могут похвастаться множеством культурных объектов (и не хуже столичных). Преодолев маршрут «Москва — Иваново» и выйдя из «ласточки» на перрон, вы окажетесь у входа на железнодорожный вокзал. Только это не просто место встреч и расставаний — здание эпохи авангарда, построенное по проекту Владимира Каверинского в 1933 году, считается одним из красивейших в стране, а также крупнейшим в стиле советского конструктивизма. Познакомиться с шедеврами пролетарского центра (Иваново изначально строился в качестве образцового рабочего города) можно и прогулявшись по туристическому маршруту «Красная нить» — увидите такие архитектурные эксперименты, как Дом-коммуна на 400 квартир и Школа-птица. Собственно, в «Золотое кольцо» Иваново вошел в статусе символа революции, поэтому памятников древнерусского зодчества найдете мало, а вот авангардом насладитесь вдоволь.
Побывать в Ивановской области и не познакомиться со всеми благами текстильной столицы тоже непростительно. Поэтому следующей точкой на карте станут «Шуйские ситцы» — действующая фабрика, которая активно пополняет ассортимент «Ашана», «Озона», а до 2022 года и «Икеи». Компания может похвастаться полным циклом производства, начиная переработкой сырья и заканчивая готовым продуктом. Яркий тому пример — сотрудничество с Victoria Andreyanova, результатом которого стала коллекция весна-лето 2022, представленная на московской Неделе моды. Или постельное белье по мотивам двух частей «Брата», созданное в коллаборации с вдовой Алексея Балабанова. Еще одна локация (уже из разряда «архитектурного» интереса), которую точно стоит внести в лист must-visit, — поселок городского типа Палех и его Крестовоздвиженская церковь 1774 года постройки на, разумеется, улице Ленина.
Железнодорожный вокзал г. Иваново
До 19 октября
Более чем удачное сочетание городского пространства и рук современного художника случилось уже в первый день фестиваля — в арт-пространстве ивановского ж/д вокзала, здание которого поделено на два зала: Синий — с большими витражами, колоннами, а также Красный — с мозаичным панно. Именно в нем и открылось «Сердце» Ивана Горшкова, который создал серию из четырех надувных, дышащих и пульсирующих фигур. «Живые» существа прошли два этапа производства — пошив тканевой основы и обработку графическими, коллажными и живописными средствами. Но самое интересное, как всегда, скрылось в деталях: объекты украсили маски, ткани, пространственные металлоконструкции и другие уже знакомые нам образы из интернета и нейросетей. Аккомпанировала экспозиции группа «Свидание» — тогда поймали себя на мысли, что пульс выставки, музыки и города слился в унисон.
Галерея «Объект. Объект» г. Палех
До 20 октября
На официальной площадке «Первой фабрики авангарда» в уже упомянутом Палехе, а именно в галерее христианского искусства «Объект.Объект», поздравляем с дебютом Ольгу Бровко-Семенову. Ее первая персональная выставка посвящена возможности творца соединить воедино два мира: используя материальные формы, дать выход метафизическому и самому подняться до горних миров и сущностей. В главной роли — серафимы на стенах заброшенных домов и святые на стволах деревьев. Работы выполнены в технике многослойной акварели: художница наносит новый слой краски только после высыхания предыдущего, так она создает ту самую глубину цвета, плавные переходы оттенков и необычные визуальные эффекты.
Музейно-выставочный центр г. Иваново
До 19 января
Наблюдать диалог индийской и ивановской культур в 130 произведениях вплоть до 19 января советуем в Музейно-выставочном центре города. В основу экспозиции легли произведения современных российских авторов — ткачей и художников по тканям, работы из местного музея ситца, а также коллекция Екатерины и Андрея Теребениных, в которую вошли традиционные ткани ХIХ, XX и ХХI веков, собранные за семь лет жизни в стране. Так и получилось, что в проекте нет дихотомии прошлого и будущего, предметы не противопоставлены, а плавно перетекают друг в друга. «В Иванове, как и в Индии, тема ткани звучит давно и непрерывно. Здесь живут вместе ивановские ситцы и конструктивизм, создавая особую атмосферу города. И именно здесь нам захотелось услышать созвучия между индийскими эстетическим тезисами и ивановскими», — пояснили коллекционеры. Для наибольшего погружения выставочное пространство построено по принципу крещендо: от небольшого отреза белого муслина экспозиция постепенно разворачивается в многообразие знаков, ритма, цвета, техник.
Музей промышленности и искусства им. Дмитрия Бурылина г. Иваново
До 27 октября
В Музее промышленности и искусства, а точнее в подземном переходе между этим зданием и домом самого основателя — Дмитрия Бурылина, известного промышленника конца XIX и начала XX веков, коллекционера и, собственно, создателя историко-краеведческого пространства, частью которого и является музей, — можно наблюдать еще один (разумеется) культурный диалог. Участники Школы Родченко, местные художники и жители Иванова представили работы, над которыми трудились с 11 по 21 сентября в рамках арт-лаборатории. В процессе создания они исследовали город, вступали с ним в живые отношения, творили и впечатлялись вместе. Открытие дополнил аудиовизуальный перформанс пластического театра «Провинциальная фабрика».
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7