О Pharaoh, кроссовках Сергея Шнурова и блюдах-мемах
В декабре 2017-го семейный проект Сергея и Матильды Шнуровых петербургский ресторан «Кококо» отмечает пятилетие. По этому случаю мы встретились с Матильдой и обсудили, за что она любит Фараона, за что ее любит Евгений Петросян и каково быть единственной it-girl в Петербурге.
— У вашего мужа в инстаграме недавно появилось видео, где вы вместе на концерте Pharaoh и хором поете песню «Школа».
— Да, было такое.
— Как вам концерт? Кого еще слушаете из молодых исполнителей?
— Вот Фараона что-то часто слушаю. Концерт был очень крутой. Если на концерте есть энергия, толпа прыгает и знает тексты наизусть — ты чувствуешь какое-то единение с этой массой, тебе тоже хочется поднять руки и орать слова песен, которые помнишь, это очень круто. И, кстати, редкая звезда может так поднять зал. Я была поражена, для меня это были совсем новые ощущения, потому что целевая аудитория Фараона — это все-таки люди несколько младше, чем я. Я вижу, что они чем-то отличаются, что эта энергия подростковая, она другая, но они очень классные. Попасть на такой концерт — это возможность зарядиться. Мне очень понравилось.
Так что из последних открытий — Фараон, еще Луна очень нравится.
— А кого-то еще из рэперов слушаете?
— Нет, по крайней мере из тех имен, что сейчас на слуху. Для меня рэп вообще в очень редком случае может стать интересной музыкой. Если есть сильная музыкальная составляющая, то да, это интересно. Но многие рэперы увлечены своим образом, своим позиционированием, а это на самом деле не совсем искусство — это маркетинг. Некоторые очень четко срабатывают, ничего не скажешь, молодцы, но я все-таки ищу музыку у музыканта. И не у всех нахожу. Но вот у Фараона нашла.
Я вообще с юных лет слушала тонны музыки, собирала и коллекционировала музыку, копалась в архивах. Слушала и старое, и новое, всякое.
— А что, например, слушаете до сих пор?
— Все от Аркадия Северного до Фараона. Если говорить про русскую музыку, то «Ленинград», конечно. Если про зарубежную, то это спектр от Screamin' Jay Hawkins до Beyoncé.
— В интервью Tatler вы когда-то сказали: «В Питере только одна it-girl — это я». Сейчас что-то изменилось? Конкуренток не появилось?
— Ну вы же знаете Tatler, они же выносят самое острое в заголовок. В чем, в общем, правы.
— Как и все.
— Да, как и все. Но нет, ничего не изменилось. Я единственная it-girl в Петербурге. Я понимаю, что это нескромно, но это так.
Мне всегда нравилось внимание, другое дело, что одиночество и уединение со своими мыслями я тоже люблю. Стараюсь как-то балансировать.
— А сейчас удается найти время «на подумать»?
— Да, конечно. Поэтому я и живу в Петербурге. Как сказал Лев Лурье, это дауншифтинг для москвичей. Я жила в Москве, потом уехала сюда, и это правда такой формат дауншифтинга для меня.
— А насколько активна светская жизнь Петербурга?
— У меня не особенно много времени, чтобы куда-то ходить, но здесь чрезвычайно развита барная культура, как известно. Но только это не светская жизнь, а социальная скорее. Люди просто общаются, это не связано с каким-то событием, это просто неотъемлемая часть жизни. Но, так как я много работаю, бар тоже не для меня, потому что это же нужно напиться, а потом нужно еще опохмелиться!
— Но все-таки какой ваш любимый бар?
— Мне симпатичен проект El Copitas bar, маленький и концептуальный. Смешной бар «Бекицер», там стрит-фуд и танцы на столах. Но я так редко там бываю, что даже не знаю… В одном, наверное, полгода назад, в другом — год назад. Надеюсь, там сейчас по-прежнему хорошо.
— Помните свой самый экстравагантный или безумный наряд?
— Самые необычные вещи я скупаю для концертов «Ленинграда», когда понимаешь, что на работу в «Кококо» ты в этом не придешь. Какие-нибудь джинсовые рваные куртки, в нашивках, перьях, цепях. Концерты «Ленинграда» оправдывают любую покупку, если у меня есть какие-то странные вещи, то туда я их и ношу.
— А ведь вы сейчас часто стали появляться вместе с Сергеем на сцене.
— Что-то зачастила, да. Сергей дает шанс попробовать себя.
— В одном из интервью вы говорили, что с Сергеем оба шопоголики. Вот вы, когда идете в магазин, сразу разбегаетесь? Кто куда идет первым делом?
— К сожалению, чаще всего разбегаемся в разные стороны, но иногда терпим друг друга. Сергей фанат Nike, и вот он там покупает по 50 пар кроссовок за раз.
— Наверное, нужна большая гардеробная для этого.
— Да, и она у нас большая, но вещи уже висят во всех остальных комнатах. Нет такой гардеробной, которая бы уместила этот бесконечный поток входящих кроссовок Сергея Шнурова.
Так что если говорить про крайности, то для Сергея это Nike, где он делает покупки сразу оптом, а для меня это косметические баночки. Я могу купить полчемодана каких-то масок, скрабов, масел, духов. У меня есть отдельный шкаф, где стоят только мои банки.
— А какая в таком случае ваша самая блестящая бьюти-находка?
— Это новая марка Ouai. Я в каком-то обзоре про них вычитала. Потом была в Лос-Анджелесе, нашла большой магазин и увезла домой шампуни, кондиционеры, какие-то спреи для волос. Теперь всем этим пользуюсь, и все парикмахеры уже стали говорить, что у меня какие-то невероятные волосы, так что марка не только модная, но и работающая.
— Давайте теперь поговорим про ресторан. Вы как-то говорили, что у вас ест Евгений Ваганович Петросян.
— Да!
— А что он обычно заказывает?
— Ой, честно говоря, я не отслеживаю. Он человек очень широких и открытых взглядов. И этим мне безумно симпатичен. Это человек-легенда — кажется, он был всегда, все время, сколько мы живем и себя помним. И я рада, что он приходит к нам. Он ходил в старый «Кококо» на Некрасова, а теперь ходит сюда, в отель W. Как-то мы даже пообщались, и он сказал, что обожает мой инстаграм, в этот момент я чуть не упала. Потому что услышать такое от Петросяна… Тут я поняла, что все оправдано! Вообще все то время, что я уделяю инстаграму «Кококо», оно полностью в этот момент оправдалось. Если все было только ради того, чтобы меня похвалил Петросян, — я готова!
— Мне кажется, что вам нужна какая-то отдельная галочка для инстаграма в эту честь.
— Да-да! Любимый инстаграм Евгения Петросяна.
— А кто еще из известных людей к вам ходит?
— Вообще после переезда в отель W к нам стало ходить много голливудских звезд, потому что, конечно же, они останавливаются здесь. Наш постоянный гость — Волан-де-Морт!
— То есть Рэйф Файнс?
— Да, Рэйф Файнс. Он был у нас очень много раз, был в старом «Кококо» неоднократно и в новом «Кококо», то есть он приходит именно в этот ресторан. Я не знаю, с чем было связано его регулярное посещение Петербурга и «Кококо», но это так. Мы даже подарили ему самогон, так что можно сказать, что в некотором смысле мы общаемся.
— А меню придумываете вы или все-таки Игорь (Игорь Гришечкин, шеф-повар «Кококо». – Прим. редакции)?
— Игорь абсолютно все придумывает сам. И каждый раз меня удивляет. Мы просто назначаем дату для дегустации, и он показывает новинки, среди которых могут быть блюда типа стейка из капусты, а рядом будет стоять какая-нибудь свинья-копилка. Никогда не знаешь, чего от него ждать. Знаете, как получилась «Свинья-копилка», которая по популярности сейчас не уступает «Маминому любимому цветку»? Я сказала: Игорь, придумай, пожалуйста, для меню торт в стиле «Птичьего молока».
— И он подумал про свинью в этот момент.
— Да, вот такое было техзадание, а дальше он так его воплотил. Просто он так видит и мыслит.
— А это была ваша изначальная стратегия — делать блюда, которые будут фотографировать и выкладывать в инстаграм?
— Это уже само получилось. Такой приятный бонус ко всему. Мы делали ресторан как ресторан, про вкусную еду. Но потом мы поняли, что в меню появляется уже достаточное количество хитов, потом пошло это бесконечное фотографирование, цветок всю эту историю добил. Когда появился «Мамин любимый цветок», окончательно стало понятно, что в «Кококо» идут не только есть, но и фотографировать, чтобы показать: я там был, я это пробовал, это диковина.
— Как вы относитесь к копированию? Та же история с цветком, который копируют уже по всей России. У вас даже в инстаграме был коллаж на эту тему.
— А как к этому относиться? Нельзя запретить воде течь.
— Но вам это нравится или нет?
— История с цветком, конечно, меня впечатляет. Я абсолютно не расстроена и не огорчена. Я просто понимаю, что мне довелось выйти замуж за гения, который сочиняет песни-хиты, и мне довелось встретить шеф-повара, с которым я работаю столько лет и который сочиняет блюда-хиты, блюда-мемы. Много ли мы знаем шеф-поваров, как и музыкантов, у которых ты можешь просто так, по щелчку пальцев, вспомнить десять песен или десять блюд? Конечно, есть хорошие рестораны, и мы знаем их названия, может быть, вспомним какие-то блюда, которые нам понравились, но чтобы помнить солидную часть меню... «Кококо» и Гришечкин — это и «Мамин любимый цветок», это и «Свинья-копилка», это и «Кококорн», это и «Камея», это и «Закуска с сельдью», где ростки через асфальт пробиваются, и «Каша из топора», и «Завтрак туриста». Все эти блюда — мегахиты. Конечно, когда есть хиты, появляются и каверы, и ремиксы. Это часть успеха, часть славы. Как к этому относиться? Да никак. Значит, ты успешен.
— А Сергею что больше всего нравится из вашего меню?
— Он обожает наши пирожки. Сначала он их берет на аперитив, а потом все остальное.
— Ваше меню меняется раз в три недели, для каждого блюда есть свои тарелки, у вас свой грибник, свой травник, строго только сезонные продукты и только из Ленинградской области. Похоже на какой-то челендж, не страшно было начинать? И как жить в таком ритме?
— Если у вас заготовлен вопрос, почему у меня нет еще одного ресторана, то как раз поэтому. Потому что «Кококо» требует слишком много внимания. Это история про очень замороченную авторскую кухню. Со стороны кажется: да что такое каша из топора? А ты поди найди этот спил деревянный, тарелку собери, котелок найди, найди топорище, все же это делается на заказ (при подаче в «Кококо» «Каша из топора» выглядит примерно так; обух сделан из масла, которое медленно растворяется в горячей каше). Или наша закуска с потрескавшейся меренгой — туда идет куча заготовок. Отдавать в зал такие блюда — достаточно трудоемкий процесс. Плюс меню же нужно постоянно обновлять. Только так и получается хороший ресторан, мы за пять лет не заскучали ни разу. У нас не бывает рутины, все время что-то новое происходит.
— Критики ресторана говорят, что вы делаете акцент на форму и эстетику, но не на вкус и содержание. Что бы вы им ответили?
— Я отвечу только то, что ресторану пять лет и люди бы просто так сюда не ходили.
— А как гости реагируют на вашу бескомпромиссную приверженность сезонности продуктов? Вы не планируете от нее отказываться?
— Нет, точно не планируем. Будем нести этот тяжкий крест сезонности. Действительно тяжкий, потому что в нашем крае очень сложно с продуктами, зимой особенно.
— А дома вы готовите?
— Да, по рецептам Ники Белоцерковской.
— А что планируете приготовить на Новый год?
— Запеку утку с яблоками, сделаю кабачковую икру и, наверное, огурцы малосольные.
Другие истории
Подборка Buro 24/7