От наива до авангарда: 5 футбольных картин от знаменитых художников XX века

Посмотрите, как футбол вдохновляет художников

Одна из причин любить футбол — красота этой игры. Сценки с игрой в мяч рисовали еще в Древнем Китае и в средневековой Европе, а в XX веке художники стали обращаться к этому виду спорта еще чаще, вдохновляясь его энергичностью, изяществом и напором. Buro 24/7 показывает, как по-разному видели футбол пять знаменитых художников XX века.

Анри Руссо. «Футболисты»

1908

Все помнят Анри Руссо в первую очередь по картине с тигром в джунглях («Нападение в джунглях»), а эта его футбольная работа известна гораздо меньше. Француз Руссо был самоучкой, он работал в направлениях наивного искусства. Если джунгли художник в действительности никогда не видел вживую, то игру в футбол, скорее всего, мог наблюдать в родной Франции. «Футболисты», в лучших традициях Руссо, радует яркими цветами, а герои работы — явно современники художника (судя по их специфическим для того времени гимнастическим костюмам в полоску). Сейчас картина находится в коллекции Музея Соломона Гуггенхейма.

Умберто Боччони. «Динамизм футболиста»

1913

Эта головокружительная и заставляющая включить мозги картина создана Умберто Боччони — одним из основоположников футуризма в живописи. Боччони заимствовал идеи отца футуризма — теоретика и пионера футуризма в европейской литературе Филиппо Томазо Маринетти — и адаптировал их к живописи. Боччони написал «Манифест художников-футуристов» и «Манифест техники футуристической живописи». У художника была целая серия «динамических» композиций, в которую вошла и эта картина с размашистыми движениями футболиста. Правда, зрителю еще надо потрудиться, чтобы распознать спортсмена на этом полотне. «Динмические» композиции были попыткой художника объединить идеи кубизма и футуризма через динамическую трактовку объемов.

Казимир Малевич.

«Супрематизм. Живописный реализм футболиста, красочные массы в 4-м измерении»

1915

В дореволюционной России, в отличие от европейской живописи и последующего советского периода, футбол рисовали крайне редко, поэтому эта картина Малевича — одно из немногих футбольных полотен того времени. В наше время знаменитый авангардист и автор резонансного «Черного квадрата» попал с этой футбольной работой в поле зрения дизайнера Гоши Рубчинского: в начале 2017 года Рубчинский показал совместную с adidas Football коллекцию одежды, в которую вошли свитеры с перевернутым вверх ногами изображением «Живописного реализма футболиста».

Харальд Герсинг. «Игроки в футбол»

1917

Модернист Харальд Герсинг — один из важнейших датских художников XX века. Герсинг часто рисовал сцены из балета и футбола, изображая танцовщиц и спортсменов очень условно — яркими цветовыми пятнами, но без прорисовки черт лица (так что кажется, что все герои картин Герсинга в масках). Можно предположить, что «Игроки в футбол» запечатлели момент, когда атакующие одной команды пытаются забить гол в ворота другой команды. Нападающие здесь изображены в желтом — один из них пытается забить мяч головой, а вратарь — в оранжевом, он пытается защитить ворота, перехватив мяч руками.

Эль Лисицкий. «Футболист»

1922

Знаковый для русского авангарда художник Эль Лисицкий, как и Малевич, не обошел тему футбола стороной. Хотя настоящий бум футбольных сюжетов случился в отечественной живописи в послевоенное время, в 1940-е и 1950-е, этот вид спорта стал популярен в СССР еще в 1920-е — он должен был сплочать население и быть частью жизни гармоничного советского человека, развитого и духовно, и физически. Отсюда и появление заказа на соотвествующие иллюстрации. В частности, этот коллаж Лисицкого — иллюстрация к книге Ильи Эренбурга и Густава Клуциса «Футбол. Спартакиада». Диссонансная композиция «Футболиста» объединяет тонкие, точные, изящные линии и плотные, плоскостные геометрические элементы.

Buro 24/7

27.06.18, 18:39