Генеральный директор фестиваля современной хореографии CONTEXT. Diana Vishneva о балете «Нижинский», танцевальной критике и уходе из журналистики
13 ноября в Москве откроется международный фестиваль CONTEXT. Diana Vishneva. В этом году ему исполняется пять лет. По этому случаю мы встретились с генеральным директором CONTEXT Софьей Капковой и поговорили о будущем балета в России, скандале с «Нуреевым» и реакции зрителей на современную хореографию.
— Как вы познакомились с Дианой Вишневой?
— Я не помню точно, при каких обстоятельствах это произошло. Ощущение, что мы были знакомы всегда. Сначала, конечно же, я знала и любила Диану как балерину, танцовщицу, а уже потом мы подружились. Когда мы познакомились, Диана только задумывала фестиваль, и мне предложили присоединиться к проекту. Сначала в качестве куратора кинопрограммы — на это я согласилась мгновенно, и уже спустя год поступило предложение возглавить фестиваль. Это решение далось мне непросто. Я отказывалась, так как у меня не было подобного опыта. Но пока никто об этом не пожалел. Знаете, с первой секунды, как я увидела Диану на сцене, я почувствовала, что она моя танцовщица. Я реагирую на нее по-особому, очень эмоционально воспринимаю ее танец. Глупо, наверное, в таком признаваться, но часто плачу на ее выступлениях. Диана задевает такие особенные нити моей души, что эмоции зашкаливают. И это не только потому, что она делает что-то блистательно и неповторимо, хотя это не оспаривается, а потому, что это происходит на уровне энергии. Я как будто понимаю и чувствую, про что она танцует. Иногда танцем можно сказать намного больше, чем словами. Такие вещи сложно объяснить, но это именно то, что я искренне чувствую.
— Когда вам предложили заниматься фестивалем, у вас не было опасений, что у зрителя возникнет диссонанс? Все же Диану больше знают как классическую танцовщицу, а CONTEXT — фестиваль современной хореографии?
— Нет. Диана — одна из немногих, кто владеет как классическим, так и современным танцем. Когда мы встретились, у меня не было никаких сомнений, что фестиваль будет успешен.
— Но как это объяснить зрителю?
— Я на самом деле очень люблю разговаривать со зрителями. В первые годы некоторые зрители, конечно, удивлялись и говорили, что это все очень странно: балет — и без пуант, без пачки. Сейчас таких случаев уже нет. Мы работаем с аудиторией. Она у нас очень разная: молодые танцоры, студенты, знатоки хореографии — с одной стороны, и простые зрители, многие из которых на нашем фестивале первый раз знакомятся с современной хореографией. Честно говоря, мне и сейчас все равно немного страшно — прошлый год был очень успешным, на площадках в двух городах практически не было плохих отзывов. И нам нужно держать планку, поскольку все теперь ждут чего-то особенного. Тем более этот год юбилейный — фестивалю пять лет.
— Вот у вас в программе есть балет «Нижинский». У вас есть план действий на случай, если повторится ситуация с «Нуреевым»?
— Я не думаю, что такая ситуация может произойти. Ведь если следовать официальной версии, то балет был просто не готов. У нас же он готов. Это постановка известного хореографа Марко Гекке и танцевальной компании Gauthier Dance. В любом случае мы не являемся государственным учреждением и не получаем финансирование на выполнение государственных заказов. Да, мы получаем субсидию от Минкультуры, но исключительно на организацию программы Context Lab. Мы не согласовываем общую программу.
— Это финансовая сторона, а относительно общественной реакции? Нуреев и Нижинский все же фигуры неоднозначные.
— Нельзя становиться заложниками чужих страхов, тогда можно вообще ничего не делать. Я надеюсь, что зритель воспримет постановку так, как надо. Конечно, там затрагиваются отношения Дягилева и Нижинского, но в большей степени это все же авторское изложение громкой истории.
— Кто помимо Минкультуры оказывает поддержку фестивалю?
— В том году мы смогли реализовать десять тысяч билетов и в первый раз заработать. Однако без партнеров нам не выжить. Организация фестиваля такого уровня — очень затратная история. Мы очень признательны, что нам помогают несколько крупных компаний, например бессменный партнер — гостиница «Метрополь», где живут гости и участники. В этом году предмет нашей особой гордости в том, что к нам присоединились Сбербанк и «Норникель». Благодаря Сбербанку мы смогли организовать гастроли Пермского театра, а в рамках сотрудничества с «Норникелем» мы организовали региональную образовательную программу: мы провели в Норильске серию мастер-классов для молодых танцовщиков из местных хореографических школ и конкурс. Победители пройдут стажировку в новой студии Дианы Context Pro в Санкт-Петербурге.
— Вокруг постоянно слышны разговоры о том, что классический балет мертв. У фестиваля нет миссии сбросить его с корабля современности и уже закрыть этот вопрос?
— Конечно, нет. У любой формы искусства есть свой зритель. Люди, которые любят оперу, не перестали на нее ходить, потому что появились мюзиклы или караоке, не правда ли? Классический балет не может умереть, пока есть новые талантливые имена как среди танцоров, так и среди хореографов. Лично мне сейчас интереснее современная хореография, возможно, потому что в детстве я пересмотрела все классические постановки. Но если серьезно, то я в принципе против таких резких высказываний.
— Кстати, о новых талантах. У вас же работает воркшоп «Лаборатории танцевальной критики»?
— Да, его ведет Вита Хлопова, известный молодой специалист в области истории балета и танца. Там есть заявки, к ним есть требования. По возрасту это где-то 20–30 лет. Это люди, которые уже работают в журналистской профессии. Выходит, что «Лаборатория» — это что-то вроде курсов повышения квалификации. Помимо этого у нас проходят воркшопы по театральной фотографии, поскольку это целое отдельное направление фотографического искусства.
— Почему вы оставили журналистику?
— Это не я оставила журналистику, а журналистика оставила эту страну. Я действительно проработала почти 15 лет в информационном вещании: была продюсером программ «Намедни», «Профессия — репортер», шеф-редактором новостей на «Первом канале» и итоговой программы на канале НТВ. Потом этот период закончился. Я никогда не жалела о своем решении, просто любовь прошла, и захотелось заниматься чем-то другим. Я вообще очень легко принимаю решения, могу проснуться утром и понять, что все, хватит. Так и произошло. Я ушла и больше не возвращалась. Последнее, в чем я участвовала, — это был трехсерийный документальный фильм по заказу канала НТВ «Победить рак», поэтому это можно считать таким плавным переходом к ЦДК.
— В данный момент вы совмещаете работу в ЦДК и CONTEXT. Как выглядит расписание вашего дня?
— В 7:30 я бужу среднего ребенка в школу, потом в 8:00 кормлю младшую, а потом еду на встречи. Спортом я не занимаюсь: слишком ленивая. Потом следует череда «летучек» — это слово у меня осталось еще с телевидения. Мне повезло: у меня в команде очень талантливые ребята. Поэтому все, что происходит в ЦДК или на CONTEXT, — это продукт нашего ежедневного мозгового штурма.
При этом я тоже постоянно учусь. Например, сейчас я прохожу онлайн-курс по классическому балету. Знаний не хватает. На этой неделе в Москве прошел фестиваль «Территория», который делает потрясающая команда, и я успела посетить несколько их событий. У меня нет классического понимания рабочего дня. Я счастливый человек, у меня нет четкого разделения между работой и свободным временем. Вот сегодня вечером я иду в театр — и что это: работа или удовольствие? И то и другое.
— Вы управляете двумя значительными проектами, но при этом в интервью несколько раз отмечали, что вы человек маленький. Что вы под этим подразумеваете?
— Я не амбициозный человек. У большого человека — большие амбиции. У маленького — небольшие задачи, так мне кажется. Есть просто люди разного масштаба личности. Есть люди, которые хотят завоевать мир, а я просто хочу заниматься своим делом, и важно, чтобы оно приносило удовольствие мне и зрителям.
Для меня проект CONTEXT, например, — это большой проект. Десять тысяч зрителей — это приличная аудитория. В следующем году мы планируем отвезти победителей конкурса молодых хореографов Context Lab за пределы страны. Мы хотим, чтобы к русскому современному балету относились с уважением.
— Хорошо, а каковы амбиции фестиваля?
— Хочется начать ездить — осваивать новые города, выехать за пределы Российской Федерации. Вот пока что так. Мечты должны быть большими.
Благодарим студию Odyssey за предоставленное пространство для съемки.