В этом году впервые главная арт-ярмарка Франции сменила организатора, а вместе с ним и название со знакомого фанатам всего парижского FIAC на Paris + Art Basel. Главный международный лидер арт-ярмарок в мире вытеснил c парижского пьедестала конкурентов и подписал с Гран-пале контракт на семь лет. Когда новость стала достоянием общественности в январе, это сначало вызвало у парижан шок: «Как так, иностранный игрок пришел и занял место нашего любимого FIAC?» Команда куратора Дженнифер Флей, развивающая проект более 20 лет, сначала собиралась идти в суд, но постепенно смирилась с необратимым: галереям выгоднее работать с теми же организаторами в разных точках мира (Art Basel есть не только в Базеле, но и в Майами и Гонконге), а коллекционерам, у которых каждая секунда стоит миллионы, проще ориентироваться на один и тот же лейбл.
Конечно, пока все обходится не без путаницы. Когда я говорю друзьям-парижанам, что спешу на ярмарку на Art Basel, все как один спрашивают: «Когда уходит мой поезд в Базель?» Другая часть друзей, увидев мои сториз, по старинке спрашивают: «Что мне больше всего понравилось на FIAC?» Что же, будем надеяться, что за семь лет парижане привыкнут к новому названию.
То же место, та же мизансцена, но еще больше важнейших арт-игроков. В Paris + Art Basel в этом году участвовало 156 галерей из тридцати стран мира (больше трети галерей — а именно 61 — из Франции). Рекордные продажи с суммами с пятью и шестью нулями — превосходящие по объему даже результаты оригинального Art Basel в Базеле. Что неудивительно, ведь здесь есть искусство на любой вкус: редчайшие Пикассо, Джакометти и Дюбюффе соседствуют с картинами Трейси Эмин, цветами Такаси Мураками и вазами из китайского бело-голубого фарфора с зарисовками на политические темы Ай Вэйвэя. По коридорам гуляют голливудские актеры Леонардо ди Каприо и Скарлетт Йоханссон, сыновья Бернара Арно, парфюмер Килиан Хеннесси и декораторы Индия Мадави с Пьером Йовановичем. Даже президент Франции Эммануэль Макрон посетил ярмарку в пятницу вечером после тяжелого трудового дня переговоров в Брюсселе и готов был фотографироваться с каждым до последнего селфи.
И это только основная арт-программа. Но вообще парижская арт-неделя — это еще и инсталляции, расставленные по саду Тюильри (в том числе «Синий обелиск» Ники де Сен-Фалль и изящные скульптуры Франца Веста) или гордо украшающие Вандомскую площадь, как мраморная композиция Алисии Кваде. А также множество параллельных событий: ужины с художниками, специализированные ярмарки (Asia Now в Монетном дворе или Paris Internationale в бывшем здании фотоателье Феликса Надара на бульваре Капуцинок), вернисажи (у Sotheby’s прямо между массивным полотном Пьера Сулажа и шедевром Дали пел Redcar, известный под псевдонимом Christine and the Queen). И, конечно, выставки новых для Парижа международных имен. Например, галерея Over The Influence, набирающая обороты в Азии, недавно открыла парижское арт-пространство в двух шагах от Елисейского дворца и представила на этой неделе экспозицию Энди Диксона — канадского рокера, переквалифицировавшегося в художника.
И что самое интересное, в отличие от той же недели моды, арт-неделя — событие не только для профессионалов индустрии и коллекционеров, но и для просто любителей прекрасного: каждый может купить билет на ярмарку, посетить мероприятие и разместить в соцсетях фото с самыми любимыми зеркалами Микеланджело Пистолетто, дисками Аниша Капура или «обложкой» Time Мунго Томсона. В общем, сделать первый шаг к визуализации и созданию будущей коллекции. Стоит только захотеть.
Ни для кого не секрет, Louis Vuitton был первой маркой, которая решилась на коллаборацию с художником: в 2001 году Марк Джейкобс позвал Стивена Спрауза раскрасить дорожные сумки неоновыми граффити, а два года спустя попросил Такаси Мураками переиграть всем известную монограмму. Празднуя свое почетное место в арт-мире, модный дом решил стать главным партнером инаугуральной ярмарки Paris + Art Basel. А плюсом организовал выставку лучших арт-объектов, созданных художниками для Louis Vuitton: от сумок Capucines Урса Фишера и сундука Синди Шерман до скейтборда Стивена Спрауза, огромной статуи альтер эго Мураками и дорожных кейсов от Яеи Кусамы, которая, к слову, в январе готовит новую коллаборацию с маркой.
Можно ли создать «небесное пространство» из хрусталя? Определенно да! Так, Lalique предложили американскому художнику Джеймсу Тарреллу разработать вместе 42 световых панно из хрусталя (которые в течение 42 минут меняют цвет) и представить часть из них на выставке Paris + Art Basel. Бонус: два аромата Purple Sage и Range Rider в арт-флаконах Lalique, каждый выпущен ограниченным тиражом в 100 экземпляров, которые Таррелл создал вместе с ветераном парфюмерной индустрии Барбарой Зебелейн.
Итальянский производитель кофе продолжает 30-летнюю традицию сотрудничества с главными художниками мира. На этот раз Illy выпустил сет из шести чашек эспрессо с рисунками камерунского автора Паскаля Мартина Таю о роли кофе в нашей жизни. Коллекцию можно было внимательно изучить на ярмарке Asia Now.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7