В своих работах Колберт обращается к истории искусства: в МАММ можно увидеть его цитаты из творчества Фрэнсиса Бэкона, Фернана Леже, Джорджа Кондо и Сальвадора Дали. Но главный герой экспозиции — альтер-эго художника и дизайнера, лобстер в костюмах. По просьбе BURO. куратор Александр Бланарь встретился с художником, чтобы узнать о философии и снах лобстера, двойственности людей и о том, насколько реален параллельный мир Lobster Land.
Начнем с главного вопроса: почему лобстер?
Лобстер — это символ сюрреализма, к нему часто обращался Сальвадор Дали и другие художники этого течения. У него уже есть своя история в искусстве. Если в 1970-е люди видели лобстера, они сразу думали о Дали. Он стал брендом, амбассадором сюрреализма.
Я всегда интересовался символизмом, особенно когда изучал философию. Как для художника, для меня очень важен язык символов, который будет понятным. Посмотрите на работы Фрэнсиса Бэкона. Вы сразу можете безошибочно узнать его и его стиль — а еще увидеть, кто из художников повлиял на его творчество. Посмотрите на Джакометти, вы увидите влияние Хаима Сутина. Вот и я в своих работах использую узнаваемый визуальный язык, коды истории искусства, где вы можете увидеть Баскию, Лихтенштейна, Бэкона.
Но лобстер не стал моим символом за одну ночь, это не было задумано специально. Один из первых своих костюмов я сделал с орнаментом из лобстеров на ткани. Так появилась моя вторая идентичность: все стали обращать на меня внимание, называть человеком-лобстером. Это стало первым шагом к развитию моего альтер-эго. Я переизобрел себя. Люди могут менять стиль, имя, прическу, работу, могут изменить пол. У них есть свобода привнести любые изменения в свою жизнь. Это может быть непросто, не все к этому готовы, но у нас есть такой шанс.
Ты также говоришь, что в Lobster Land твой герой лобстер живет в свободном мире. Что для него свобода?
Она метафорична. Всегда существует множество реальностей — и чем больше я работаю над Lobster Land, тем реальнее он становится. Чем больше мы прорабатываем детали, тем больше людей виртуально оказываются в нашем Lobster Land — и тем он становится реальнее для всех нас. Эта два мира, которые существуют в разных измерениях. Почему он свободен? Потому что я — как художник, который создал его — дал ему свободу.
Знаете, когда завоевываешь новую территорию, ты устанавливаешь там свой флаг. Чтобы показать, что ты там первый и она теперь твоя. Я беру флаг лобстера и устанавливаю его в новой земле, которой еще не существует. Но мы создаем новый язык, мы строим новую структуру языка, новую землю. И так наш параллельный мир становится все реальнее и реальнее.
Когда мы говорим о свободе, альтернативной реальности, то думаем, что туда бегут люди, чтобы спрятаться от проблем. Но получается, что твоя реальность не про это?
Я верю, что у всех есть право и возможность переизобрести себя, если что-то не нравится, не устраивает. Ты можешь изменить себя, у тебя есть на это силы. Это не всегда легко, люди не всегда готовы понять или попытаться что-то поменять в себе. Конечно, любые изменения — это тяжело и страшно. Но мечта никогда не должна умирать! Если ты по какой-то причине несчастлив, у тебя есть свобода все изменить в своей жизни. Я верю в силу мысли.
Lobster Land — это не про сопротивление системе. Это слой свободы, который лежит наверху. Я не борюсь с системой, не хочу разрушить ее ценности, я живу в ней и создаю необходимые для меня условия. Я очень стеснительный и скромный. Но, когда я начал создавать свою собственную одежду и носить ее на улице, люди стали обращать на меня внимание, подходить ко мне, общаться со мной на улицах. Я как бы переизобрел себя для себя и для них. И теперь в моих руках контроль своего образа.
А когда ты не носишь свои костюмы, ты становишься другим человеком?
Я верю в нашу двойственность, различие между публичным образом, фасадом и твоим внутренним миром. В детстве мне казалось, что я центр вселенной, что я самый невероятный. И вдруг, когда я пошел в школу, выясняется, что я не лучший парень в классе. Что девушки не обращают на меня внимание. И тогда впервые ты осознаешь двойственность того, как ты видишь себя и как тебя видят окружающие. И я как раз пытаюсь рассказать, что мы можем контролировать свой образ, то, как нас воспринимают люди. И меня безумно интересует диалог между внутренним собой и публичным образом.
Чем тебя зацепил Ницше? Его книги есть во многих твоих работах на выставке.
Ницше вдохновляет меня всю мою жизнь. Он был очень человечен в своей философии, он был рок-н-рольщиком среди философов. Он не был сторонником строгих догм и структур. Но я не следую его философии, в моих работах нет продолжения его учений. Он сильно повлиял на мое восприятие жизни, на мои мысли, поэтому я упоминаю его в своих работах. И это еще один символ и референс к истории в моих работах.
После выставок в Англии, Корее и США, ты чувствуешь какую-то разницу, делая выставку в России?
Конечно, сто процентов. Большую часть работ я делал специально для выставки, но не для «русской выставки», а просто для нового музея. Я в восторге от людей в России, в вас очень много философии, она в вашей крови! Чувствуется, что одной ногой Россия все еще находится в прошлом, обращается к своей истории — и мне это очень нравится! У России очень богатая и невероятная история искусства, авангард — это просто какое-то безумие. Один из самых важных периодов в истории мирового искусства.
Ты не только художник, но и коллекционер. Как ты относишься к покупке искусства онлайн? Сейчас это популярно.
Для меня важно прийти и увидеть работы вживую. Очень сложно влюбиться в искусство, если ты видел работы только онлайн. Но если ты уже знаком с творчеством художника, то, конечно, это очень удобный способ. Некоторые мои работы сейчас можно приобрести на новой платформе Malevich.io. Мир меняется, и способы приобретения искусства тоже.
А ты не планировал устраивать выставки других художников в своей параллельной вселенной?
Конечно! Я заинтересован в коллаборациях и объединениях, я хочу принести новые элементы в Lobster Land, хочу делать выставки, которые будут специально созданы для этого мира. Но на данной стадии я только строю эту реальность, поэтому все впереди.
Твои работы очень сюрреалистичны, здесь всадники с головами Джорджо Кондо на лошадях Леже, в свитшотах Balenciaga. Ты видишь сюжеты или образы для своих картин во сне?
Не совсем. Я часто вижу сны о своей работы, но только потому, что моя голова постоянно загружена мыслями о работе. Если я запоминаю сон, то могу проанализировать и увидеть, откуда пришли те или иные сюжеты, из каких эмоций. Но сюжеты для моих работ продуманы и созданы в реальности.