Художник Филип Колберт: «Ницше был рок-н-рольщиком среди философов».

В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Lobster Land» Филипа Колберта, которую курирует Светлана Марич. В ярких картинах «крестного сына Энди Уорхола» много цитат и смыслов. Своим жанром он называет нео-поп-сюрреализм. А еще у Колберта есть бренд Rodnik: его одежду носят Микаэла де Пюри, Гога Ашкенази и другие светские персонажи.

В своих работах Колберт обращается к истории искусства: в МАММ можно увидеть его цитаты из творчества Фрэнсиса Бэкона, Фернана Леже, Джорджа Кондо и Сальвадора Дали. Но главный герой экспозиции — альтер-эго художника и дизайнера, лобстер в костюмах. По просьбе BURO. куратор Александр Бланарь встретился с художником, чтобы узнать о философии и снах лобстера, двойственности людей и о том, насколько реален параллельный мир Lobster Land.

Филип Колберт

Начнем с главного вопроса: почему лобстер?

Лобстер — это символ сюрреализма, к нему часто обращался Сальвадор Дали и другие художники этого течения. У него уже есть своя история в искусстве. Если в 1970-е люди видели лобстера, они сразу думали о Дали. Он стал брендом, амбассадором сюрреализма.

Я всегда интересовался символизмом, особенно когда изучал философию. Как для художника, для меня очень важен язык символов, который будет понятным. Посмотрите на работы Фрэнсиса Бэкона. Вы сразу можете безошибочно узнать его и его стиль — а еще увидеть, кто из художников повлиял на его творчество. Посмотрите на Джакометти, вы увидите влияние Хаима Сутина. Вот и я в своих работах использую узнаваемый визуальный язык, коды истории искусства, где вы можете увидеть Баскию, Лихтенштейна, Бэкона.

Шестиметровый лобстер Филипа Колберта в Гонконге

Но лобстер не стал моим символом за одну ночь, это не было задумано специально. Один из первых своих костюмов я сделал с орнаментом из лобстеров на ткани. Так появилась моя вторая идентичность: все стали обращать на меня внимание, называть человеком-лобстером. Это стало первым шагом к развитию моего альтер-эго. Я переизобрел себя. Люди могут менять стиль, имя, прическу, работу, могут изменить пол. У них есть свобода привнести любые изменения в свою жизнь. Это может быть непросто, не все к этому готовы, но у нас есть такой шанс.

Boar Hunt II, 2018 год

Ты также говоришь, что в Lobster Land твой герой лобстер живет в свободном мире. Что для него свобода?

Она метафорична. Всегда существует множество реальностей — и чем больше я работаю над Lobster Land, тем реальнее он становится. Чем больше мы прорабатываем детали, тем больше людей виртуально оказываются в нашем Lobster Land — и тем он становится реальнее для всех нас. Эта два мира, которые существуют в разных измерениях. Почему он свободен? Потому что я — как художник, который создал его — дал ему свободу.

Знаете, когда завоевываешь новую территорию, ты устанавливаешь там свой флаг. Чтобы показать, что ты там первый и она теперь твоя. Я беру флаг лобстера и устанавливаю его в новой земле, которой еще не существует. Но мы создаем новый язык, мы строим новую структуру языка, новую землю. И так наш параллельный мир становится все реальнее и реальнее.

Филип Колберт и Александр Бланарь

Когда мы говорим о свободе, альтернативной реальности, то думаем, что туда бегут люди, чтобы спрятаться от проблем. Но получается, что твоя реальность не про это?

Я верю, что у всех есть право и возможность переизобрести себя, если что-то не нравится, не устраивает. Ты можешь изменить себя, у тебя есть на это силы. Это не всегда легко, люди не всегда готовы понять или попытаться что-то поменять в себе. Конечно, любые изменения — это тяжело и страшно. Но мечта никогда не должна умирать! Если ты по какой-то причине несчастлив, у тебя есть свобода все изменить в своей жизни. Я верю в силу мысли.

Lobster Land — это не про сопротивление системе. Это слой свободы, который лежит наверху. Я не борюсь с системой, не хочу разрушить ее ценности, я живу в ней и создаю необходимые для меня условия. Я очень стеснительный и скромный. Но, когда я начал создавать свою собственную одежду и носить ее на улице, люди стали обращать на меня внимание, подходить ко мне, общаться со мной на улицах. Я как бы переизобрел себя для себя и для них. И теперь в моих руках контроль своего образа.

Hunt Scene II, 2019 год

А когда ты не носишь свои костюмы, ты становишься другим человеком?

Я верю в нашу двойственность, различие между публичным образом, фасадом и твоим внутренним миром. В детстве мне казалось, что я центр вселенной, что я самый невероятный. И вдруг, когда я пошел в школу, выясняется, что я не лучший парень в классе. Что девушки не обращают на меня внимание. И тогда впервые ты осознаешь двойственность того, как ты видишь себя и как тебя видят окружающие. И я как раз пытаюсь рассказать, что мы можем контролировать свой образ, то, как нас воспринимают люди. И меня безумно интересует диалог между внутренним собой и публичным образом.

Чем тебя зацепил Ницше? Его книги есть во многих твоих работах на выставке.

Ницше вдохновляет меня всю мою жизнь. Он был очень человечен в своей философии, он был рок-н-рольщиком среди философов. Он не был сторонником строгих догм и структур. Но я не следую его философии, в моих работах нет продолжения его учений. Он сильно повлиял на мое восприятие жизни, на мои мысли, поэтому я упоминаю его в своих работах. И это еще один символ и референс к истории в моих работах.

Скульптура Dream Hunt, 2018 год

После выставок в Англии, Корее и США, ты чувствуешь какую-то разницу, делая выставку в России?

Конечно, сто процентов. Большую часть работ я делал специально для выставки, но не для «русской выставки», а просто для нового музея. Я в восторге от людей в России, в вас очень много философии, она в вашей крови! Чувствуется, что одной ногой Россия все еще находится в прошлом, обращается к своей истории — и мне это очень нравится! У России очень богатая и невероятная история искусства, авангард — это просто какое-то безумие. Один из самых важных периодов в истории мирового искусства.

Ты не только художник, но и коллекционер. Как ты относишься к покупке искусства онлайн? Сейчас это популярно.

Для меня важно прийти и увидеть работы вживую. Очень сложно влюбиться в искусство, если ты видел работы только онлайн. Но если ты уже знаком с творчеством художника, то, конечно, это очень удобный способ. Некоторые мои работы сейчас можно приобрести на новой платформе Malevich.io. Мир меняется, и способы приобретения искусства тоже.

Триптих Dark Hunt, 2019 год

А ты не планировал устраивать выставки других художников в своей параллельной вселенной?

Конечно! Я заинтересован в коллаборациях и объединениях, я хочу принести новые элементы в Lobster Land, хочу делать выставки, которые будут специально созданы для этого мира. Но на данной стадии я только строю эту реальность, поэтому все впереди.

Твои работы очень сюрреалистичны, здесь всадники с головами Джорджо Кондо на лошадях Леже, в свитшотах Balenciaga. Ты видишь сюжеты или образы для своих картин во сне?

Не совсем. Я часто вижу сны о своей работы, но только потому, что моя голова постоянно загружена мыслями о работе. Если я запоминаю сон, то могу проанализировать и увидеть, откуда пришли те или иные сюжеты, из каких эмоций. Но сюжеты для моих работ продуманы и созданы в реальности.


Выставка Lobster Land продлится в МАММ до 17 ноября

Купить билеты

Александр Бланарь

27.09.19, 14:55

  • Фото: Лиза Мелина