Мы встретились с архитектором Михаилом Филипповым и выяснили, как во всем мире борются с безликостью спальных районов
Михаил
Филиппов
Весь XX век был в каком-то смысле постоянной борьбой между неоклассикой и модернизмом. Последний противопоставлял себя историческим стилям прошлого. Это происходило во всём мире.
Важно понимать психологические причины появления модернизма. Вот одна из них. Массовая застройка городов Европы и России в ХХ веке была эклектичной. В какой-то момент все устали от этой безвкусицы. И как противовес эклектики в Европе возник модерн. В России он имел гораздо меньшее значение, особенно в архитектуре Петербурга. У нас с 1906 года возникает движение неоклассицизма. У него есть и другие названия: историзм, классицизирующий модерн, архитектура Серебряного века. Я предпочитаю последнее.
Классика хороша тем, что воплощается по древним образцам. В результате получаются очень индивидуальные решения. Классика может быть наивной, но пошлой — никогда.
Я всерьез занялся возрождением классики в 1980-х. Все началось с проекта «Стиль 2001 года», который взял первый приз на конкурсе в Токио. Тогда я показал, как историческая архитектура преображает серый индустриальный пейзаж.
Сейчас я проектирую UP-квартал «Римский» в Московской области. Планировка у него, как, впрочем, и следует из названия, римская. Это значит, что у комплекса несколько площадей-центров, вокруг которых кипит жизнь. В постройках UP-квартала много отсылок к моим любимым неоклассическим сооружениям. Борьба с серыми спальными районами идет во всем мире. Я постарался выбрать примеры самых впечатляющих архитектурных решений в неоклассическом стиле за последние сто лет.
Особняк князя Семёна Семёновича Абамелек-Лазарева на набережной Мойки, Санкт-Петербург
Автор перестройки — Иван Фомин
Моё любимое произведение начала ХХ века – особняк Абамелек-Лазарева авторства Ивана Фомина. К 1911 году неоклассика стала ведущим стилем в России. На постройки в таком стиле был заказчик. Это новая русская буржуазия, часто – прямые потомки крепостных. В то время массы приобщались к высокой культуре, русское искусство стало популярным на Западе. Все благодаря "Русским сезонам" Сергея Дягилева.
Именно деятели Серебряного века открыли и навсегда закрепили корпус памятников русской архитектуры – от древнерусских до классических. В Императорской Академии художеств прошла одна из первых архитектурных выставок в России. Её комиссаром стал архитектор Иван Фомин. Ему же и принадлежит первое и наиболее качественное, на мой взгляд, здание русского неоклассицизма. Это часть особняка Абамелек-Лазарева на набережной Мойки.
Благодаря этому сооружению я стал архитектором. В нём меня больше всего впечатлил интерьер. В особняке есть маленький нижний вестибюль. Он решен совершенно удивительно. В этом вестибюле в домашних интимных формах приведены чрезвычайно монументальные образы. Это зал с колоннами, размером он не больше 2 метров. Такого я нигде не встречал.
Источник: https://www.buro247.ru/culture/architecture/15-may-2017-interview-with-mikhail-filippov.html
Работы мастерской Михаила Крюкова, Москва
Русский предреволюционный неоклассицизм постоянно «архаизировался». В начале ХХ века банки и общественные здания строились в духе высокого Ренессанса. Перед революцией Ренессанс трансформировался в римскую классику. Неоклассика изменялась и дальше. Всё закончилась Мавзолеем Владимира Ильича Ленина, который напоминает вавилонский зиккурат или пирамиду древних майя.
Дальше – безраздельное господство конструктивизма. Из этого стиля не вышло «народной архитектуры»: советский народ его не понимал.
Сталинский стиль возник как реакция в предвоенное время. Одна из тем – это московский Ренессанс, который изобрели в мастерской архитектора Михаила Крюкова. Они предложили делать дома в духе Дворца Даванцети во Флоренции: строили высокие дома – до 12 этажей – и завершали их не карнизом, а галереей с колоннадой. Примеры таких построек: Дом полярников на Никитском бульваре, Дом художника на Тверской, Дом в греческом стиле в Лубянском проезде, жилые дома для инженерно-технических работников недалеко от Курского вокзала.
Здание кинотеатра «Родина», Жуковский
Архитектор — Зоя Брод
На мой взгляд, самое лучшее в послевоенной архитектуре – это не высотки, а массовая малоэтажная застройка городов России, разрушенных войной. В это время в Сибири и на Дальнем Востоке возникали новые промышленные центры. Строили их пленные немцы. Но архитектурные проекты делали выдающиеся советские архитекторы. К сожалению, сейчас эти постройки находятся в большой опасности: всё могут снести.
Моё любимое здание послевоенного периода – малоизвестный кинотеатр «Родина» в Жуковском архитектора Зои Брод. Сейчас там находится Дом Учёных. Эта небольшая палладианская постройка вызвала такое восхищение, что её сделали типовой. По образцу этого здания строили кинотеатры по всему Советскому Союзу. Оно напоминает античный храм или дворянскую усадьбу пушкинских времен. Фасад украшен десятью ионическими колоннами с гладкими стволами и небольшими завитками. Зоя Брод очень точно трактует палладианство в этой постройке: она правильно употребляет ордер и пропорции. За счёт этого можно говорить о высоком качестве кинотеатра «Родина» среди прочих. Кроме того, это здание отлично нарисовано. А для меня это главный критерий хорошей архитектуры.
Застройка Любляны, Словения
Архитектор — Иосиф Плечник
Балканский архитектор Иосиф Плечник отстроил чуть ли не всю Любляну еще до начала Второй мировой. В основном он проектировал публичные места: рынки, площади, парки, церкви и библиотеки.
Иосиф Плечник вдохновлялся историческим прошлым Словении: много веков назад эта территория была римской провинцией. Поэтому он восстанавливал в Любляне именно римскую архитектурную традицию. Иосиф Плечник отвергал лаконичный модернизм. Он цитировал шедевры архитектуры Рима — от античных до барочных. Это отразилось даже на планировке города. Любляна стала похожа на Рим эпохи барокко. Иосиф Плечник выделил важные узлы города, открытые площади, и связал их между собой осями — улицами. Пожалуй, его самое удивительное решение в Любляне – это площадь, которая устроена на трёх мостах. Она стала символом города.
Развитие района Ричмонд Риверсайд, Лондон
Автор проекта — Куиланн Терри
Почему Англия? Известный искусствовед Борис Виппер в своей книге об английском искусстве употребляет такой термин как «английский художественный гений». Англия – очень любопытная страна в истории мировой культуры, потому что она, как правило, является зачинателем всех крупных стилей. Английский классицизм начался на сто лет раньше, чем европейский. Главным автором был Иниго Джонс. В Англии умудряются жить на удивление консервативно и делать фантастические открытия, которые опережают время.
Так что в Англии были заказчики неоклассики. Куиланн Терри не был революционером. Он работает на свою аудиторию: его клиенты решительно ничего не понимают в современной архитектуре. Просто они хотят, чтобы дом выглядел как дом. Крыша на нём должна быть добротной. Архитектура – георгианской, кирпичной. Так построен центр Лондона. Но есть здесь и дилетантизм. Англичане ведь ничего до конца не доводят: в 5 часов у них чай, умирать за работой как Крамской никто не собирается. Поэтому они играют в реплики, они не рисуют эти вещи. Колонны употребляют как символ, от старой архитектуры здесь в лучшем случае остаются пропорции. А художественного поиска или эстетического напряжения нет.
Куиланн Терри в 1980-ых работал над развитием делового квартала Ричмонд Риверсайд. Здесь он ударился в стилизацию под историческую застройку. Кажется, эти здания появились на этом месте ещё в ХIХ веке.
Материал подготовлен при поддержке UP-квартала Римский.
28.04.17, 18:29