Пора инвестировать ваши деньги в театральные впечатления
Состояние российского театра в его мейнстримовом изводе удивительно созвучно положению российской политической сцены: пожилые перформеры воспроизводят унылый текст по памяти, кто как может, исполняя обязательный ритуал. Вместе с этим нельзя не признать, что в театре ситуация с разнообразием все-таки повеселей. Неловко шутить, что главный спектакль ожидает Россию 18 марта, поэтому следует иметь в виду выбор театральных премьер, который открывается перед жителями и гостями двух столиц этой весной.
В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в мае можно будет увидеть, что режиссер Константин Богомолов думает о композиторе Генделе. Театральную среду некоторое время назад всколыхнула новость, что над литературным переводом либретто работает Владимир Сорокин, — так и есть. Сообщалось, что оперу будут петь на русском, однако теперь на сайте в качестве языка исполнения указан итальянский. Команда по части музыки подобралась значительная: ансамбль Questa Musica и дирижер Филипп Чижевский (из последнего запомнившийся дирижированием в оперном сериале «Сверлийцы» в Электротеатре). За художественную часть отвечает более-менее постоянный художник Богомолова Лариса Ломакина, которая недавно в том же Электротеатре для богомоловской «Волшебной горы» оформила выдающийся павильон. На эту оперную премьеру есть много билетов по 10 тысяч рублей.
Спектакль Могучего, разросшийся из одной части до трех, показывают порциями и в странном режиме открытости: то пускают только студентов, то всех, но не пускают критику и журналистов, пару раз показы отменяли за час до начала. Уже в марте обычным зрителям можно будет увидеть подряд две части из трех. Стоит сходить, чтобы посмотреть на перверсивную любовь Андрея Могучего к режиссерам Андрию Жолдаку и Роберту Уилсону, чей постоянный художник по свету, к слову, принимал участие в начале работы над спектаклем, но, судя по сплетням, не справился с темпами работы в петербургском театре, что бы это ни значило. В спектакле ученый-затворник встает на путь борьбы со злом, материализовавшимся в виде правительства трех толстяков. Социально-левацкий заряд, вообще свойственный Могучему, много приветов из его же спектакля «Circo ambulante», довольно оригинальная работа с видеомаппингом и масштабные сцены с трюками и цирком — вот что ждет всех, купивших билеты.
Впервые режиссер и театральный художник Крымов заходит на территорию Театра наций: в середине апреля состоится премьера его спектакля «Му-му». Новые концепции придумывает тот, у кого старые плохие, вот и Крымов верен себе: берем произведение классической литературы, забавно (для паблика в «Одноклассниках») искажаем его название, даже необязательно смотреть на тонкости сюжета, главное — взять генеральную линию и размотать ее при помощи милых мизансцен, эстетически имеющих отношение к русской апроприации то романтических комедий, то американских блокбастеров. В этот раз жанр спектакля заявлен как «комедия дель арте», — ожидать, впрочем, стоит все того же: трогательной комичности, много милых диалогов, много нежной любви, ничего резкого, много русского-бедного, усы из щетки и дворцы из фанеры. Рекомендуется всем, кто не хочет волноваться.
Когда в начале сезона Театр наций объявлял планы, Евгений Миронов сообщил, что уже в октябре можно будет увидеть премьерный показ нового спектакля Волкострелова по пьесе Павла Пряжко «Пушечное мясо». Октябрь прошел незаметно, в январе Театр наций закрыл спектакль Волкострелова «Русскiй романс», шедший на малой сцене, — отдел маркетинга театра умеет хорошо продавать, например, Тимофея Кулябина с Мироновым в главных ролях и что угодно с Мироновым в главных ролях, но вот с хорошими спектаклями очевидно не справляется: так, ранее в театре закрыли почти великий спектакль польского режиссера Гжегожа Яжины «Ивонна, принцесса Бургундская», который не отыгрался даже года. Зимой сообщалось, что «Пушечное мясо» покажут в феврале — так же написано в планах на сезон, размещенных на официальном сайте театра, однако вот заканчивается и февраль, а спектакля даже нет в афише. Остается надеяться, что новую работу одного из самых значительных режиссеров нового российского театра все-таки покажут до лета и не выкинут из репертуара через год.
Этот музыкальный перформанс, обозначенный авторами как «сценическая кантата», уже предпоказывали дважды на фестивале NET в декабре, но теперь в начале марта ожидаются дополненные и измененные показы. Название перформанса расшифровывается как «The song of songs» и построено, собственно, на тексте «Песни песней» из Ветхого завета, а также письмах Плиния младшего и личных дневниковых записях Веры Мартынов и Полины Гришиной, которая участвует в проекте в качестве перформера. «SOS» — явно не самая заметная, но точно самая мощная премьера прошлого года в российском театре, по одной простой причине: авторы доказывают, что можно инструментарием современного перформативного искусства работать с сакральными материями и возвышенным. Это не то чтобы новая, но очень свежая интонация для текущего театрального ландшафта России. Прямой и интуитивно понятный разговор о самом важном, — вот что, помимо выразительной в своей редукции художественной формы, «SOS» предлагает зрителю.
В марте в Театре.doc ожидается премьера документального спектакля Варвары Фаэр по пьесе украинского драматурга Максима Курочкина. Фаэр стояла у истоков Театра.doc и известна, например, спектаклем «Берлуспутин», а также несостоявшимся в Пскове спектаклем «Банщик» по собственной пьесе, против которого в 2015 году восстали актеры и некоторые работники театра, призвавшие Мединского на помощь в борьбе с либерализмом в театре. В этот раз проект Фаэр и Курочкина обращен к известным событиям последних лет между Россией и Украиной, однако сосредоточен не на выразительном материале человеческих судеб в критических ситуациях, а на тихих обывателях, которые огораживают себя от «тяжелых тем».
В Театре на Таганке, недавно всколыхнувшем театральный ландшафт Москвы новым спектаклем Максима Диденко, планируется к премьере спектакль солиста Венской оперы Андрея Кайдановского. Молодой хореограф, уже отмеченный серьезными призами, прилетел из Вены, чтобы впервые поработать в синтетическом жанре драм-пластического театра. Полное название спектакля — «Басня. Теория идеального наблюдателя», он построен на, собственно, баснях Крылова и Лафонтена, которые транспонируются на сцену пластическими средствами. Кайдановский отмечает, что это спектакль о несовершенстве человека и о том, что несовершенство это — абсолютно нормально. Мораль, которая в басне обычно занимает главенствующую позицию, Кайдановский называет сомнительным явлением, и именно так она в спектакле и отражена — как плод необъективных измышлений человека, неспособный помочь, а только осуждающий. Пока запланирован на март и апрель.
В мае в Электротеатре запускается проект «Орфей» — новопроцессуальная махина Бориса Юхананова. Неизвестно, как точно это все будет устроено, однако обещано под сотню перформеров из труппы театра и студентов МИР-5, которые будут упражняться в современном театре на материале мифа об Орфее. Все, кто видел хоть что-то из «Золотого осла» в Электротеатре, могут примерно представить, чего следует ожидать: разомкнутого со всех сторон и замкнутого на самого себя спектакля, длящегося неограниченное количество времени, перемежающегося священным стендапом и брутальной поэзией самого Юхананова.