8 главных театральных премьер весны в Москве и Петербурге

Пора инвестировать ваши деньги в театральные впечатления

Состояние российского театра в его мейнстримовом изводе удивительно созвучно положению российской политической сцены: пожилые перформеры воспроизводят унылый текст по памяти, кто как может, исполняя обязательный ритуал. Вместе с этим нельзя не признать, что в театре ситуация с разнообразием все-таки повеселей. Неловко шутить, что главный спектакль ожидает Россию 18 марта, поэтому следует иметь в виду выбор театральных премьер, который открывается перед жителями и гостями двух столиц этой весной.

«Триумф времени и бесчувствия» — Константин Богомолов

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в мае можно будет увидеть, что режиссер Константин Богомолов думает о композиторе Генделе. Театральную среду некоторое время назад всколыхнула новость, что над литературным переводом либретто работает Владимир Сорокин, — так и есть. Сообщалось, что оперу будут петь на русском, однако теперь на сайте в качестве языка исполнения указан итальянский. Команда по части музыки подобралась значительная: ансамбль Questa Musica и дирижер Филипп Чижевский (из последнего запомнившийся дирижированием в оперном сериале «Сверлийцы» в Электротеатре). За художественную часть отвечает более-менее постоянный художник Богомолова Лариса Ломакина, которая недавно в том же Электротеатре для богомоловской «Волшебной горы» оформила выдающийся павильон. На эту оперную премьеру есть много билетов по 10 тысяч рублей.

«Три толстяка» — Андрей Могучий

Спектакль Могучего, разросшийся из одной части до трех, показывают порциями и в странном режиме открытости: то пускают только студентов, то всех, но не пускают критику и журналистов, пару раз показы отменяли за час до начала. Уже в марте обычным зрителям можно будет увидеть подряд две части из трех. Стоит сходить, чтобы посмотреть на перверсивную любовь Андрея Могучего к режиссерам Андрию Жолдаку и Роберту Уилсону, чей постоянный художник по свету, к слову, принимал участие в начале работы над спектаклем, но, судя по сплетням, не справился с темпами работы в петербургском театре, что бы это ни значило. В спектакле ученый-затворник встает на путь борьбы со злом, материализовавшимся в виде правительства трех толстяков. Социально-левацкий заряд, вообще свойственный Могучему, много приветов из его же спектакля «Circo ambulante», довольно оригинальная работа с видеомаппингом и масштабные сцены с трюками и цирком — вот что ждет всех, купивших билеты.

«Му-му» — Дмитрий Крымов

Впервые режиссер и театральный художник Крымов заходит на территорию Театра наций: в середине апреля состоится премьера его спектакля «Му-му». Новые концепции придумывает тот, у кого старые плохие, вот и Крымов верен себе: берем произведение классической литературы, забавно (для паблика в «Одноклассниках») искажаем его название, даже необязательно смотреть на тонкости сюжета, главное — взять генеральную линию и размотать ее при помощи милых мизансцен, эстетически имеющих отношение к русской апроприации то романтических комедий, то американских блокбастеров. В этот раз жанр спектакля заявлен как «комедия дель арте», — ожидать, впрочем, стоит все того же: трогательной комичности, много милых диалогов, много нежной любви, ничего резкого, много русского-бедного, усы из щетки и дворцы из фанеры. Рекомендуется всем, кто не хочет волноваться.

«Пушечное мясо» — Дмитрий Волкострелов

Когда в начале сезона Театр наций объявлял планы, Евгений Миронов сообщил, что уже в октябре можно будет увидеть премьерный показ нового спектакля Волкострелова по пьесе Павла Пряжко «Пушечное мясо». Октябрь прошел незаметно, в январе Театр наций закрыл спектакль Волкострелова «Русскiй романс», шедший на малой сцене, — отдел маркетинга театра умеет хорошо продавать, например, Тимофея Кулябина с Мироновым в главных ролях и что угодно с Мироновым в главных ролях, но вот с хорошими спектаклями очевидно не справляется: так, ранее в театре закрыли почти великий спектакль польского режиссера Гжегожа Яжины «Ивонна, принцесса Бургундская», который не отыгрался даже года. Зимой сообщалось, что «Пушечное мясо» покажут в феврале — так же написано в планах на сезон, размещенных на официальном сайте театра, однако вот заканчивается и февраль, а спектакля даже нет в афише. Остается надеяться, что новую работу одного из самых значительных режиссеров нового российского театра все-таки покажут до лета и не выкинут из репертуара через год.

«SOS» — Вера Мартынов, Алексей Сысоев

Этот музыкальный перформанс, обозначенный авторами как «сценическая кантата», уже предпоказывали дважды на фестивале NET в декабре, но теперь в начале марта ожидаются дополненные и измененные показы. Название перформанса расшифровывается как «The song of songs» и построено, собственно, на тексте «Песни песней» из Ветхого завета, а также письмах Плиния младшего и личных дневниковых записях Веры Мартынов и Полины Гришиной, которая участвует в проекте в качестве перформера. «SOS» — явно не самая заметная, но точно самая мощная премьера прошлого года в российском театре, по одной простой причине: авторы доказывают, что можно инструментарием современного перформативного искусства работать с сакральными материями и возвышенным. Это не то чтобы новая, но очень свежая интонация для текущего театрального ландшафта России. Прямой и интуитивно понятный разговор о самом важном, — вот что, помимо выразительной в своей редукции художественной формы, «SOS» предлагает зрителю.

«Рюссяфобия» — Варвара Фаэр

В марте в Театре.doc ожидается премьера документального спектакля Варвары Фаэр по пьесе украинского драматурга Максима Курочкина. Фаэр стояла у истоков Театра.doc и известна, например, спектаклем «Берлуспутин», а также несостоявшимся в Пскове спектаклем «Банщик» по собственной пьесе, против которого в 2015 году восстали актеры и некоторые работники театра, призвавшие Мединского на помощь в борьбе с либерализмом в театре. В этот раз проект Фаэр и Курочкина обращен к известным событиям последних лет между Россией и Украиной, однако сосредоточен не на выразительном материале человеческих судеб в критических ситуациях, а на тихих обывателях, которые огораживают себя от «тяжелых тем».

«Басня» — Андрей Кайдановский

В Театре на Таганке, недавно всколыхнувшем театральный ландшафт Москвы новым спектаклем Максима Диденко, планируется к премьере спектакль солиста Венской оперы Андрея Кайдановского. Молодой хореограф, уже отмеченный серьезными призами, прилетел из Вены, чтобы впервые поработать в синтетическом жанре драм-пластического театра. Полное название спектакля — «Басня. Теория идеального наблюдателя», он построен на, собственно, баснях Крылова и Лафонтена, которые транспонируются на сцену пластическими средствами. Кайдановский отмечает, что это спектакль о несовершенстве человека и о том, что несовершенство это — абсолютно нормально. Мораль, которая в басне обычно занимает главенствующую позицию, Кайдановский называет сомнительным явлением, и именно так она в спектакле и отражена — как плод необъективных измышлений человека, неспособный помочь, а только осуждающий. Пока запланирован на март и апрель.

«Орфей» — Борис Юхананов

В мае в Электротеатре запускается проект «Орфей» — новопроцессуальная махина Бориса Юхананова. Неизвестно, как точно это все будет устроено, однако обещано под сотню перформеров из труппы театра и студентов МИР-5, которые будут упражняться в современном театре на материале мифа об Орфее. Все, кто видел хоть что-то из «Золотого осла» в Электротеатре, могут примерно представить, чего следует ожидать: разомкнутого со всех сторон и замкнутого на самого себя спектакля, длящегося неограниченное количество времени, перемежающегося священным стендапом и брутальной поэзией самого Юхананова.

Виктор Вилисов

28.02.18, 20:34