Спойлер: что угодно — от египетских палеток и древнерусских икон до бельгийских комиксов и итальянского дизайна ХХ века
В Брюсселе идёт 64-я сессия старейшей европейской ярмарки искусства BRAFA — не только старейшей, но и открытой самым разнообразным формам и течениям в искусстве, дружелюбной по отношению буквально ко всем художникам, что очень вдохновляет. Здесь мирно уживаются галеристы, предлагающие египетские палетки, бельгийские комиксы, древнерусские иконы, итальянский дизайн ХХ века или африканские маски. Сюда могут прийти люди с совершенно противоположными интересами и ни один не заскучает: кто-то пойдёт смотреть редкий рисунок Пикассо «Женские профили и силуэты» (230 тыс. евро, Galerie BA), кто-то будет торговаться за «Таноцовщицу» Кеса ван Донгена (280 тыс. евро, Helene Bailly Gallery) или живописный эскиз Ренуара, других привлекает корсет Фриды Кало, русская бисерная вышивка XVIII века (Galerie Steinitz) или мебель советского ар-деко (Heritage Gallery).
Ярмарку любят за приятную атмосферу, которую создают не только организаторы, но и сами бельгийцы, привыкшие трактовать выбор и покупку произведений искусства как гурманский досуг. Здесь цены разумны и предсказуемы, а каждый стенд представляет собой увлекательное путешествие в историю искусства. Организаторы умело сочетают галереи с разной специализацией, предоставляя гостям возможность не только найти материал по любимым темам, но и расширить границы своих предпочтений.
В этом году BRAFA cнова укрепила позиции в качестве ярмарки, на которой продают и покупают современное искусство. В качестве приглашённых звёзд выступил британский дуэт Gilbert & George. Пять крупноформатных калейдоскопических работ лондонцев эффектно расставлены по всей площадке как маяки, ориентирующие в разнообразии школ и техник. Кроме того, работы Gilbert & George продаются на стенде трёх галерей (например, Galerie Albert Baronian просит за работу Hide 155 тыс. евро). Сами художники не только лично посетили мероприятие, но и встретились с публикой — вспоминали первую встречу, пели, объясняли суть принципа «искусство для всех», перечисляли темы своих произведений: секс, коррупция, жестокость, надежда, страх, расовая неприязнь, патриотизм, смерть, а теперь ещё и радикальный ислам. Gilbert & George поименно назвали всех портных, которые шили их знаменитые твидовые костюмы, и снова говорили о своих знаменитых прогулках по Восточному Лондону, которые питают их воображение и снабжают всей необходимой информацией о мире. В общем, британским пенсионерам удалось подарить BRAFA высокий градус интереса к современному искусству.
Что необычного привезли галеристы? Фотограф Антон Шнек приехал с крупноформатными портретами темнокожих женщин, лица которых обладают каким-то магическим эффектом: вы смотрите не на неё, а разглядываете себя. Цены на эти снимки варьируются от 2 800 до 80 тыс. евро. Антона Шнека представляла парижская галеристка Аньес Эттуаре (Galerie AB). Одной из настоящих удач ярмарки в области современного искусства стала Гизела Колон, художница-канадка, живущая в Лос-Анджелесе, ученица Карлоса Крус-Диеса (на стенде La Patinoire Royale/Galerie Valerie Bach представлены работы и самого Крус-Диеса, например, Polychromie 1962, 2015, выставленная за 380 тыс. евро). Свои акриловые скульптуры Колон называет мутирующими объектами, а направление — органическим минимализмом. Настенные объекты необычны — кажется, что они светятся изнутри и переливаются мягким градиентом, но внутри нет никакого источника света. Технологию художница держит в секрете, а цены на её работы варьируются от 10 тыс. до 55 тысяч евро.
Французская галерея Martel-Greiner привезла множество эффектной скульптуры 50–70-х годов, а также современных авторов. Среди лучших вещей — объект из плексигласа «Возвращение из Египта» (48 тыс. евро) авторства Моник Розанес и «Ступеньки в Рай», позолоченная веревочная лестница Даньеля Урде за 65 тыс. евро. Многие подолгу рассматривали украшения, созданные легендой дизайнерской бижутерии Жаном Вандомом в 70-х годах. Комплект (колье, серьги и браслет) стоит 25 тысяч евро, колье с рубинами и бриллиантами — 50 тысяч евро.
Samuel Vanhoegaerden Gallery привезла свежую сатирическую вещь австрийского скульптора Эрвина Вурма Short Bag G за 60 тысяч евро и шедевр Арне Квинза — растрёпанную абстрактную форму, перепачканную яркой краской, за 45 тысяч евро.
Охотникам за современным коллекционным дизайном стоит обратить внимание на двух мастеров — Франка Эвенну и Кама Тина. Сразу несколько новых предметов Эвенну из патинированной бронзы и позолоченной латуни представляла парижская Galerie Mathivet. Среди именитого винтажа 50–60-х годов — вещи парижанина из Гонконга Кама Тина, которые выставила парижская галерея Maison Rapin. Особенное впечатление произвела люстра из позолоченной латуни со множеством плафонов, напоминающих фонарики, которые дети в 70-е годы вырезали из фольги. Люстру предлагали купить за 28 тыс евро.
Конечно, все знатоки современного искусства интересовались предложением крупнейшего дилера Ги Питерса (Guy Pieters Gallery), которого называют бельгийским Гагосяном. Питерс, продавец Яна Фабра и Марселя Бродхарса, в этот раз выставил не только своих ключевых игроков, но и привлёк внимание публики к творчеству бельгийского художника Коена Ванмехелена, в живописи и скульптуре которого есть элементы фирменной фабровой таксидермии (неслучайно Ванмехелена называют «Фабром для молодых коллекционеров»).
BRAFA работает до 3 февраля, после окончания ярмарки организаторы по традиции сообщат итоги продаж.