ДАРЬЯ КАМЫШНИКОВА
куратор программы, директор школы «Свободные мастерские» при ММОМА
ПОЛИНА
МОГИЛИНА
куратор галереи «Триумф»
НИКИТА ЧЕРНОРИЦКИЙ
художник, автор проекта «Край»
ПАВЕЛ
КИСЕЛЕВ
художник, автор проекта «Новое сообщение»
К середине 2010-х годов, когда программа «Дебют» Московского музея современного искусства работала уже около десяти лет, мы стали задумываться о том, что нам хочется проследить за развитием карьеры художников спустя время. После первой музейной выставки. К тому моменту мы довольно активно работали с галереей «Триумф», показывая молодых авторов. В этот момент мы совпали — придумалась программа «Молодые львы», дающая возможность разглядеть художника в его развитии.
Около 20 лет я занимаюсь программами ММОМА, поддерживающими молодое искусство. Эти годы убедили меня, что такие выставочные эксперименты важны и интересны не только молодым авторам, для которых это некая репетиция признания и возможность увидеть свой проект в достаточно академической среде, но и для музея и для зрителя, которые наблюдать за становлением художника.
Мой проект «Край» появился в период пандемии. За два года он неоднократно видоизменялся. Для меня «Край» — пространство без времени и координат. Внутренний и внешний предел, который достигает человек в определенный момент своей жизни. Это область бессознательного, в которую я погружаюсь изо дня в день. Там властвуют страхи, тревоги, скрытые переживания, высвобождающиеся в артефактах-символах, по которым можно проследить путь погружения в глубины своей сущности.
«Край» — пограничное состояние, которое еще дает шанс вернуться обратно. Это рефлексия и переосмысление своего пути, действий и бездействий. Боли и печали, радости и удовольствия. «Край» перемалывает все, оставляя выжженную пустошь, где обретают дом образы прошлого и будущего, но теряется ощущение настоящего из-за его размытых границ.
Символы, которые замечает зритель в произведениях, — проводники и опорные пункты, отражающие те или иные эмоции, психологические состояния. Существование объектов в неопределенном пространстве здесь не является определение темной стороны бытия, а лишь подразумевает отказ от какого-либо детерминирования (временного или локального).
Безусловно, музейные залы дают возможность под другим углом взглянуть на свои работы. Вообще музейный проект, позволяет встроиться в глобальный контекст и постараться найти в нем свое место. Например, для меня конечной точкой в работе является коммуникация зрителя с моим произведением. Музей, в свою очередь, предоставляет мне, как художнику, подготовленного и заинтересованного зрителя. Исходя из этого, не могу поддержать риторику на тему потери актуальности музейных выставочных проектов. Визуальное искусство не существует без зрителя. Что касается «Молодых львов», то проект стал началом в моем сотрудничестве с одной из ключевых культурных институций.
Идея «Молодых львов» принадлежит Дмитрию Ханкину — галеристу, совладельцу галереи «Триумф». Это его личная инициатива по поддержке молодых художников и во многом — его личный выборов авторов. Благодаря этому гранту на персональный проект в музее ему хотелось дать возможность художникам, ярко проявившим себя в формате галерейных выставок, развивать карьеру дальше в формате музейной выставки. Это немного другой формат, чем галерейные выставки. Он лишен коммерческой направленности и обладает в каком-то смысле большей ответственностью художественного высказывания. Но художнику не всегда может представиться такая возможность, и в данном случае эта программа упрощает путь, создает благоприятные условия для реализации.
Большая часть проектов была реализована в партнерстве с ММОМА, поскольку, нам кажется, что, с одной стороны, музей нацелен примерно на те же задачи в области работы с молодыми художниками, что и «Триумф», а с другой — обладает площадками самых разных размеров и форматов, а подобные проекты едва ли могут быть большими и объемными. То есть необходима некоторая маневренность в выборе пространства.
Мне кажется, для каждого художника заявка о себе на площадке музея — важный этап. Он в некотором смысле расширяет возможности, создает другие условия для реализации проекта. Мы все еще отчасти существуем в определенных условиях, при которых музейная выставка в каком-то смысле институализирует художника, признает значимость его работы в поле современного искусства.
Проект «Новое сообщение» был показан в ММОМА в 2017 году. Это была серия аудиовизуальных объектов на стыке картины и скульптуры, эксперименты с пространством, видео, звуком и формой. Я размышлял на тему времени и мира, в котором мы живем, о том, как человек взаимодействует с этим миром, как воспринимает изменения, происходящие с ним и вокруг него. И как все это создает новые решения для искусства. Для этого изучал и собирал различную информацию, коллекционировал изображения из интернета, видео, газет, звук, которые в дальнейшем перерабатывал и использовал в объектах.
Я привык работать сериями. Это помогает раскрыть тему шире. Одна выставка — это на самом деле всего одна работа, состоящая из деталей. Ты делаешь высказывание, на него реагируют, на это реагируешь ты. Экспозиция в музее дает возможность более широкого охвата совершенно разносторонней публики: и по возрасту, и по бэкграунду. Конечно, это влияет и на реакции, и комментарии зрителя — было очень много интересных интерпретаций. До этого я делал проекты исключительно в галереях, а это априори более локальная история, своя тусовка, повторяющаяся публика.
Представления автора в музее своего рода признание. Но, главное — возможность поделиться идеями с огромным количеством новых зрителей. Кроме того, музейная экспозиция, как правило, объединяет несколько проектов в одном здании. Между твоими и другими выставками в музее возникает диалог, а это всегда интересно. «Молодые львы» — проект, открывший многих молодых художников для широкой публики. Молодое искусство необходимо поддерживать и развивать.
Сейчас в рамках программы «Молодые львы» идет выставка Никиты Чернорицкого «Край». Она будет работать до 21 августа.
29.07.22, 18:42
Другие истории
Подборка Buro 24/7