Художники и кураторы — о том, что для них значит программа «Молодые львы» в MMOMA

В Московском музее современного искусства снова можно увидеть выставки из программы «Молодые львы». Она была запущена совместно с галереей «Триумф» еще в 2015 году и успешно работает в настоящий момент. В экспозицию попадают работы дебютантов и уже состоявшихся художников. Узнали у кураторов и участников программы, почему современному автору важно и нужно выставляться в музейном пространстве.


ДАРЬЯ КАМЫШНИКОВА

куратор программы, директор школы «Свободные мастерские» при ММОМА

ПОЛИНА
МОГИЛИНА

куратор галереи «Триумф»

НИКИТА ЧЕРНОРИЦКИЙ

художник, автор проекта «Край»

ПАВЕЛ
КИСЕЛЕВ

художник, автор проекта «Новое сообщение»


ДАРЬЯ КАМЫШНИКОВА:

К середине 2010-х годов, когда программа «Дебют» Московского музея современного искусства работала уже около десяти лет, мы стали задумываться о том, что нам хочется проследить за развитием карьеры художников спустя время. После первой музейной выставки. К тому моменту мы довольно активно работали с галереей «Триумф», показывая молодых авторов. В этот момент мы совпали — придумалась программа «Молодые львы», дающая возможность разглядеть художника в его развитии.

Около 20 лет я занимаюсь программами ММОМА, поддерживающими молодое искусство. Эти годы убедили меня, что такие выставочные эксперименты важны и интересны не только молодым авторам, для которых это некая репетиция признания и возможность увидеть свой проект в достаточно академической среде, но и для музея и для зрителя, которые наблюдать за становлением художника.

НИКИТА ЧЕРНОРИЦКИЙ:

Мой проект «Край» появился в период пандемии. За два года он неоднократно видоизменялся. Для меня «Край» — пространство без времени и координат. Внутренний и внешний предел, который достигает человек в определенный момент своей жизни. Это область бессознательного, в которую я погружаюсь изо дня в день. Там властвуют страхи, тревоги, скрытые переживания, высвобождающиеся в артефактах-символах, по которым можно проследить путь погружения в глубины своей сущности.

«Край» — пограничное состояние, которое еще дает шанс вернуться обратно. Это рефлексия и переосмысление своего пути, действий и бездействий. Боли и печали, радости и удовольствия. «Край» перемалывает все, оставляя выжженную пустошь, где обретают дом образы прошлого и будущего, но теряется ощущение настоящего из-за его размытых границ.

Символы, которые замечает зритель в произведениях, — проводники и опорные пункты, отражающие те или иные эмоции, психологические состояния. Существование объектов в неопределенном пространстве здесь не является определение темной стороны бытия, а лишь подразумевает отказ от какого-либо детерминирования (временного или локального).

Безусловно, музейные залы дают возможность под другим углом взглянуть на свои работы. Вообще музейный проект, позволяет встроиться в глобальный контекст и постараться найти в нем свое место. Например, для меня конечной точкой в работе является коммуникация зрителя с моим произведением. Музей, в свою очередь, предоставляет мне, как художнику, подготовленного и заинтересованного зрителя. Исходя из этого, не могу поддержать риторику на тему потери актуальности музейных выставочных проектов. Визуальное искусство не существует без зрителя. Что касается «Молодых львов», то проект стал началом в моем сотрудничестве с одной из ключевых культурных институций.

Из экспозиции Никиты Чернорицкого «Край»
Из экспозиции Никиты Чернорицкого «Край»

ПОЛИНА МОГИЛИНА:

 Идея «Молодых львов» принадлежит Дмитрию Ханкину — галеристу, совладельцу галереи «Триумф». Это его личная инициатива по поддержке молодых художников и во многом — его личный выборов авторов. Благодаря этому гранту на персональный проект в музее ему хотелось дать возможность художникам, ярко проявившим себя в формате галерейных выставок, развивать карьеру дальше в формате музейной выставки. Это немного другой формат, чем галерейные выставки. Он лишен коммерческой направленности и обладает в каком-то смысле большей ответственностью художественного высказывания. Но художнику не всегда может представиться такая возможность, и в данном случае эта программа упрощает путь, создает благоприятные условия для реализации.

Большая часть проектов была реализована в партнерстве с ММОМА, поскольку, нам кажется, что, с одной стороны, музей нацелен примерно на те же задачи в области работы с молодыми художниками, что и «Триумф», а с другой — обладает площадками самых разных размеров и форматов, а подобные проекты едва ли могут быть большими и объемными. То есть необходима некоторая маневренность в выборе пространства.

Мне кажется, для каждого художника заявка о себе на площадке музея — важный этап. Он в некотором смысле расширяет возможности, создает другие условия для реализации проекта. Мы все еще отчасти существуем в определенных условиях, при которых музейная выставка в каком-то смысле институализирует художника, признает значимость его работы в поле современного искусства.

ПАВЕЛ КИСЕЛЕВ:

Проект «Новое сообщение» был показан в ММОМА в 2017 году. Это была серия аудиовизуальных объектов на стыке картины и скульптуры, эксперименты с пространством, видео, звуком и формой. Я размышлял на тему времени и мира, в котором мы живем, о том, как человек взаимодействует с этим миром, как воспринимает изменения, происходящие с ним и вокруг него. И как все это создает новые решения для искусства. Для этого изучал и собирал различную информацию, коллекционировал изображения из интернета, видео, газет, звук, которые в дальнейшем перерабатывал и использовал в объектах.

Я привык работать сериями. Это помогает раскрыть тему шире. Одна выставка — это на самом деле всего одна работа, состоящая из деталей. Ты делаешь высказывание, на него реагируют, на это реагируешь ты. Экспозиция в музее дает возможность более широкого охвата совершенно разносторонней публики: и по возрасту, и по бэкграунду. Конечно, это влияет и на реакции, и комментарии зрителя — было очень много интересных интерпретаций. До этого я делал проекты исключительно в галереях, а это априори более локальная история, своя тусовка, повторяющаяся публика.

Представления автора в музее своего рода признание. Но, главное — возможность поделиться идеями с огромным количеством новых зрителей. Кроме того, музейная экспозиция, как правило, объединяет несколько проектов в одном здании. Между твоими и другими выставками в музее возникает диалог, а это всегда интересно. «Молодые львы» — проект, открывший многих молодых художников для широкой публики. Молодое искусство необходимо поддерживать и развивать.

Из экспозиции Павла Киселева «Новое сообщение»
Из экспозиции Павла Киселева «Новое сообщение»


Сейчас в рамках программы «Молодые львы» идет выставка Никиты Чернорицкого «Край». Она будет работать до 21 августа.

29.07.22, 18:42