«Самое хрупкое, что у меня есть, — это мое сердце»: художница Алиса Горшенина — о новой выставке во Vladey Space

В галерее Vladey Space открылась выставка «Коробка в форме сердца» уральской художницы Алисы Горшениной, известной в запрещенной социальной сети под ником alicehualice. Экспозиция продлится до 12 апреля. В нее вошли объекты из ткани, графика, живопись, фотография, видеоарт. Поговорили с Алисой о том, как создавались работы, о любви к Уралу и искусству вообще.


О чем рассказывает новая выставка? Как появилась идея?

Мне предложили открыть выставку во Vladey Space, и я начала думать: что я хочу показать зрителям? Хочу ли я вообще что-то показывать? Будет ли это что-то из старых проектов или нечто новое? В итоге я решила поделиться тем, над чем работала во второй половине 2022-го и начале 2023 года. Новая выставка — это скорее набор разных художественных единиц, которые были созданы в нелегкое для меня и многих других людей время и которые отражают все мои переживания.


Название выставки — «Коробка в форме сердца» — вдохновлено одноименной песней Курта Кобейна. Расскажи, почему было выбрано такое название.

Начну с того, что мне очень близко визуальное искусство Курта Кобейна. Мало кто знает, что он был еще и художником. Помню, как в девятом классе впервые увидела его картины и какие-то зарисовки. Меня так они поразили. В то время я рисовала отчасти похожие автопортреты и для себя обнаружила какую-то связь между нами. Мне казалось, что его, как и меня, никто не понимал. Я почувствовала, что мы — родственные души, а его искусство и музыка обладали для меня целительным свойством.

А теперь к вопросу о названии. Я люблю собирать различные старинные предметы, например старые наличники или рамы от советских зеркал. Все эти вещи я интегрирую в свое искусство. Недавно я начала собирать тагильские подносы и короба от старинных часов. Удивительно, но у многих людей до сих пор хранятся короба без часовых механизмов. Однажды я нашла очень красивый короб, у которого отлично сохранилась дверца со стеклом. Внутрь этого короба сразу захотелось поместить что-то хрупкое. Самое хрупкое, что у меня есть, — это мое сердце. Так появилась заглавная работа выставки — сердце в коробке, из которой вырастают огромные красные сосуды. Так у меня в голове возникла ассоциация с песней «Heart-Shaped Box», и я сразу определилась с названием. Оно отзывается во мне, как и человек, написавший эту песню.


Коробка в форме сердца — аллюзия на сердце, которое пусто? Что бы ты положила в такую коробку в форме сердца, если было бы можно?

Очень хочется ответить цитатой из поэмы про сердце Евгении Некрасовой, которую она написала специально к моей выставке. Не могу передать, насколько она талантливая писательница и насколько она чувствует суть вещей и людей.

«3.

Сердце Алисы шкатулка для всего счастливого,

страшного, смешного, больного,

для самого красивого, пережитого, чувственного,

увиденного Алисой.

Сердце Алисы художественная матка,

где формируются зародыши работ,

где картины вырастают, становятся взрослыми,

попадают на выставки, к нам в глаза и души.

4.

Существо на вид маленькое,

но может вместить в себя поле,

лес, реку и гору.

Про человека и говорить нечего».

От себя бы я еще добавила, что нет, коробка в форме сердца — это не аллюзия на пустое сердце. Напротив, здесь сердце предстает некой емкостью, в которой уже много чего лежит и в которую еще много чего можно положить.


Главные образы выставки — сердце и слеза. Что они символизируют для тебя?

Кажется, что я немного опередила вопрос и ранее уже рассказала про сердце, а вот про слезы — нет. Слезы — это один из символов, с которыми я работаю. У меня есть архив моих детских рисунков. Самые ранние сохранившиеся работы — примерно 1998–1999 годов. Так вот, там есть одна очень важная и интересная работа — небольшой автопортрет на обложке маминого блокнота. На ней крупно изображено мое лицо, на волосах какие-то красивые заколки, а из глаз льются слезы. Отчего-то 5-летняя я решила нарисовать свои эмоции, не просто себя, а свои чувства. Мой подход в искусстве сейчас можно описать этой детской работой.

Кстати, в какой-то момент я присмотрелась к рисунку и обнаружила, что внутри слез я нарисовала сердечки. Это такой классный и сильный образ, откуда он в пять лет взялся, я не понимаю. Кажется, я до сих пор ничего лучше не сделала.


Как ты приходишь к созданию работ?

Самый сложный вопрос, на который я постоянно отвечаю по-разному. Сейчас я бы сказала так: бывает, идешь по городу, по какой-нибудь красивой старой улице, например по улице Карла Маркса, и видишь старинный дом глубокого зеленого цвета. Время его не пощадило, и это очень красиво выглядит. Все окна у него целые, а одно почему-то заложено кирпичами, да так ровно, будто так и надо. Я смотрю на это окно и вижу, что если в центр кладки поместить, например, маленькую женщину-птицу (образ, который часто встречается в моих работах) из капрона, то это будет идеальная композиция. Вокруг я вижу множество вещей, которые меня привлекают. Но все это лишь один пример, который скорее говорит о каких-то визуальных решениях, но зато наглядно и понятно.


За последний год в искусстве многое изменилось. Как события повлияли на тебя?

Жизнь в целом изменилась, а искусство и жизнь для меня неразделимы. Изменения скорее не визуальные, а внутренние. У меня есть ощущение, что теперь при создании работ я ныряю куда-то глубже. Потому что за прошлый год я испытала огромную палитру самых разных чувств и эмоций. Я как будто открыла новый спектр ощущений. Речь, конечно же, идет о негативных переживаниях, но и они способны меня наполнить, а затем вылиться во что-то. Еще я стала больше анализировать то, что делаю, и перестала стесняться говорить о своих работах и чувствах.


Какие чувства вызывают у тебя события, происходящие в мире? Отражаются ли они в твоих работах?

Я до сих пор нахожусь в депрессивном состоянии, которое меня еще не покинуло. Как могу, я проживаю все происходящее. Это вроде бы и не касается меня физически, но очень ранит.

Долгое время мне казалось, что я должна скрывать чувства от других людей. Не позицию, а именно чувства, сокровенные переживания. А говорить о них очень хочется. Ведь я живая и не могу молчать о том, что происходит внутри меня. Моя выставка в какой-то степени об этом, о том, что каждый живой человек имеет право испытывать разные эмоции.


В одном из постов в запрещенной социальной сети ты написала, что приняла решение остаться в России. Не жалеешь?

Нет, не жалею. Здесь мой дом. Если бы пожалела, то давно бы уехала. Я остаюсь, потому что так хочу. Я не представляю, как жить без уральской земли, как жить где-то, где нет Лисьей горы (гора в центре Нижнего Тагила, потухший вулкан, мое место силы). Временами, конечно, я впадаю в уныние, когда вижу успехи своих коллег, которые уехали. Иногда мне кажется, что я осталась тут под стеклянным колпаком, а где-то там, за горизонтом люди живут лучшей жизнью, и начинаю завидовать белой завистью. Но я бы все равно не решилась уехать, потому что внутри меня огромный якорь из принципов, позиции, любви, упрямства и, может быть, трусости.


Как видишь свое будущее как художника, оставаясь тут?

Буду и дальше продолжать работать и пытаться подмять под себя действительность. Теперь мой путь будет длиннее и медленнее, но я к этому готова. А вообще, невозможно прогнозировать будущее в нынешней ситуации, можно только фантазировать. Но я точно понимаю, что мне закрыт путь во многие музеи, моя перспектива — независимые галереи, которые будут готовы со мной сотрудничать. Нарастающая цензура очень давит, и, в какого монстра она превратится, я не знаю. Работать стало тяжелее, а открыть выставку сейчас гораздо сложнее, чем год назад. Боюсь, что дальше будет только хуже.


Что помогает тебе переживать сложные времена и продолжать делать то, что ты делаешь?

Разные вещи, которые то помогают, то теряют свою целебную силу. Я пытаюсь радовать себя простыми мелочами. Например, первый раз в жизни сделала маникюр, и не простой, а со Шреком, потому что это мой любимый персонаж. Смотрю фильмы, общаюсь с единомышленниками, обязательно выезжаю за город — без этого вообще не могу. А еще мне помогает изучение английского в языковой школе. Хожу на квизы, учусь играть на электрогитаре — в общем, заставляю мозг работать. И, конечно же, не обходится без поддержки моего мужа Сережи и двух котов — Жоры и Бори. А с недавних пор — зрителей. В день открытия выставки во Vladey Space я получила такую отдачу, какой никогда не получала. Я видела уставшие лица людей, я видела искреннее сопереживание и сочувствие, видела, как посетители выставки смотрят на мою боль и видят свою. Открытие экспозиции стало своеобразным сеансом групповой терапии. И я поняла, что все делаю правильно. Теперь я уверена, что мое искусство здесь еще кому-то нужно.


Как думаешь, насколько жизнеспособно современное российское искусство в новой реальности? Есть ли у него будущее и какое?

Искусство точно никуда не делось и не денется, пока в России есть художники и художницы. Есть искусство, и неважно, в галереях оно или где-то в квартирах, в мастерских или на улицах. В России до сих пор остается очень много талантливых и неравнодушных людей. Они и есть будущее.


Расскажи о планах на будущее. Как ты видишь себя и свое творчество через пару лет?

Я собираюсь построить дом за городом и баню, буду принимать гостей и залечивать их и свои душевные раны паром и самодельными настойками.

Еще планирую улучшить навыки игры на гитаре, хочу больше принимать участия в создании музыки для своих работ. Сейчас за музыкальное сопровождение к моим выставкам отвечает муж, и я пока робко добавляю в его композиции свой голос. Хочу снять короткий метр, поставить спектакль в театре. Еще хочу разработать пешие туристические маршруты по Нижнему Тагилу, например, по местам обитания народа манси. В общем, хочу заниматься тем, что меня действительно наполняет.

Арина Крайних

03.04.23, 13:14

  • Фото: VLADEY Space