КОГДА
до 8 декабря
ГДЕ
Москва, Типография Сытина
Ассоциация галерей проводит в Москве третий выпуск ярмарки современного искусства |catalog| — познакомиться ближе с 55 галереями можно с 6 по 8 декабря. Если первая цифра оставила вас равнодушными, взгляните на количество художников — их более 200, и многие имена уже давно и крепко любимы: Полина Рукавичкина, Petro, Кирилл Кто, Ирина Корина, Миша Никатин, Надя Лихогруд, Алексей Лука. Важное нововведение: каждая галерея покажет как минимум одного молодого автора, так что готовимся открывать для себя таланты и поддерживать локальный арт-рынок.
КОГДА
до 15 февраля
ГДЕ
Москва, Alina Pinsky Gallery
Персональная выставка Игоря Скалецкого (чей нежный принц — картина «Меч в электрическом синем» (2023), если быть точнее — запомнился редактору на Cosmoscow в этом году больше всего) стартует в Alina Pinsky Gallery 6 декабря. Проект соберет не только произведения последних лет с гротескными антропоморфными фантазмами, но и ранние живописные работы и коллажи 2000-х годов. Почему «Трикстер»? Дадим слово Сергею Хачатурову, автору вступительной статьи к каталогу: «Думаю, Игорь Скалецкий — один из самых последовательных сегодня художников-интервентов в благостном и сонном мире истеблишмент-арта. Он ведет себя как трикстер, задирая, провоцируя, совмещая несовместимое». Соглашаемся и уже спешим посмотреть на весь этот тягучий сюрреализм.
КОГДА
до 16 марта
ГДЕ
Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина
Сергей Щукин прославился на весь мир собранием нового искусства, а именно импрессионистов: Гогена, Сезанна, Матисса, Пикассо, Дерена. Однако свежая выставка Пушкинского — это скорее исследование другой грани мецената. Как выяснилось, в его доме было огромное количество произведений старых мастеров, памятники Древнего Египта, цивилизаций Востока, предметы из фарфора, древние русские иконы. Проект, выстроенный по цивилизациям и странам, — Древний Египет, Китай и Япония, Европа эпохи барокко, русская усадебная и религиозная культура XVII–XIX вв. — представляет Щукина в совершенно ином свете, а также рассказывает о забытых частях разнопланового собрания коллекционера и его семьи.
КОГДА
до 9 марта
ГДЕ
Москва, дом культуры «ГЭС-2»
Уже 12 декабря при информационном партнерстве BURO. откроет двери «Новая новая эра» — проект, безоценочно исследующий страшно популярные сегодня паранаучные практики самопознания: от ритуалов и магических предметов до сказочного фольклора, рейв-культуры и волновой теории. Кураторами культурологического исследования актуальных околодуховных практик — астрологии, нумерологии, карт Таро и медитаций — стали Андрей Паршиков и Карен Саркисов. Тему они решили раскрыть через работы классиков советского нонконформизма, современных отечественных и зарубежных художников, среди которых — Агентство Сингулярных Исследований, Вивиан Каккури, Родион Китаев, Ольга Цветкова и Владимир Янкилевский. Препарирование таких сложных и неоднозначных явлений дает повод поговорить о научном и магическом мышлении и, шире, о стратегиях взаимодействия с миром. Поддаться чарам или нет — решать вам.
КОГДА
до 16 января
ГДЕ
Москва, галерея ART&BRUT
Групповая выставка Юлии Кравчук и Алины Виноградовой «Символ матери(и)» — это сайт-специфик-проект о природе женщины, ее чувственности, идентичности и роли в создании мира. Главная идея экспозиции, по словам куратора Олеси Бондаренко, показать, что женская природа многогранна и не поддается общепринятым нормам, что очень важно в современном контексте, где вопрос гендера становится более актуальным. Исследование провоцирует зрителя на размышления и внутренний диалог о роли и восприятии женщины в обществе.
КОГДА
до 2 февраля
ГДЕ
Москва, центр современного искусства AZ/ART
В любимом арт-пространстве на Маросейке открылась выставка, посвященная 90-летию со дня рождения художника Владимира Яковлева — важнейшей фигуры московского неофициального искусства второй половины ХХ века. В экспозицию вошли 70 работ из собраний Музея AZ, Третьяковки, частных коллекций и семьи автора. Проект стал отличной возможностью осмыслить главные мотивы в творчестве Яковлева: абстракции, цветы и портреты. Несколько работ экспонируются публике впервые — советуем не прозевать.
КОГДА
до 25 мая
ГДЕ
Истра, музей «Новый Иерусалим»
Проект приурочен к 125-летию со дня рождения Александра Лабаса — художника-авангардиста, лидера Общества художников-станковистов (ОСТ), ближайшего друга Владимира Татлина и Александра Тышлера. В экспозицию вошли более 150 живописных и графических работ мастера из 12 частных коллекций и собраний 18 ведущих музеев России, включая Третьяковскую галерею, Русский музей, ГМИИ им. А. С. Пушкина и Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Экспозиция заняла основные выставочные залы, которые преобразились в тотальную инсталляцию на тему невесомости, хрупкости и сновидений. Атмосферу ирреальности и нематериальности, характерную для художественной манеры Александра Лабаса, дополнили абстрактная видеопроекция и сценографические элементы.
КОГДА
до 1 февраля
ГДЕ
Москва, Postrigay Gallery
Колумнист BURO. Анастасия Постригай выступила куратором очень романтичного проекта о художниках-шестидесятниках, чье творчество пришлось на турбулентное советское время: в 1964 году началась эпоха застоя. У них был разный бэкграунд, подход к искусству и взгляды на жизнь, но стремление выйти за рамки окружающей реальности связывало их. Именно об этом и рассказывает новая выставка Postrigay Gallery. Художник Дмитрий Краснопевцев, чьи работы стали частью экспозиции, отмечал: «Существует красота настолько хрупкая, неопределимая, эфемерная, что обязательно должна быть заключена в жесткую раму в прямом и переносном смысле — раму формы, иначе она ускользнет и испарится, как драгоценные духи из незакрытого флакона». Сегодня все эти произведения напоминают, что даже в условиях неопределенности важно держать фокус на том, что близко сердцу.
КОГДА
до 23 февраля
ГДЕ
Москва, галерея ГУМ-RED-LINE
Название персональной выставки Александра Беридзе отсылает к важнейшему постулату нового искусства и базовой способности научного познания, а также объясняет, что именно видит scientific-сообщество в абстрактных картинах художника. Творчество автора привлекает внимание психологов, философов, нейробиологов, менталистов: ученые заявляют, что полотна воплощают мыслительный процесс человека, хаотичный, до настоящего времени не изученный и крайне индивидуальный. Беридзе удается зафиксировать пограничные состояния сознания благодаря «регламентированному хаосу», воплотить эклектику ментально-эмоциональных переживаний и создать визуальную модель мысли. Работы перед нами новые, ранее не выставлявшиеся — они созданы в парижской студии и московской мастерской художника за последние два года.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7