Советуют эксперты в кино, архитектуре и искусстве
С 9 по 15 сентября в Москве пройдет третий фестиваль фильмов об искусстве The Art Newspaper Russia. В программу вошли новые документальные и игровые фильмы об искусстве — победители и участники Каннского кинофестиваля, Берлинского международного кинофестиваля, Sundance и TriBeCa. Рассказываем, на какие из этих документалок обязательно стоит сходить.
Имя Питера Линдберга знакомо всякому, кто интересуется модой и фэшн-фотографией. С Линдберга началась эра супермоделей, а его работы изменили модную фотографию на годы вперед.
Режиссер Жан-Мишель Вечит задается вопросом о том, как Линдберг пришел к своему неповторимому стилю, и рассказывает о работе и жизни художника с начала 1970-х годов и до эпохальной съемки для январского номера Vogue 1990 года с Наоми Кэмпбелл, Линдой Евангелистой, Кристи Тарлингтон, Синди Кроуфорд и Татьяной Патиц.
Изучая его биографию, режиссер дает слово женщинам, которые были с Линдбергом рядом на протяжении его 40-летней карьеры — и не только супермоделям (в кадре регулярно появляется Наоми Кэмпбелл), но редакторам и двум его женам.
Мировая премьера фильма прошла в феврале 2019 года на Берлинском кинофестивале.
фэшн-фотограф
Питер Линдберг — большая величина в модной индустрии, и всем, кому интересно, что в ней происходило раньше и что происходит сейчас, стоит посмотреть этот фильм.
Линдберг взял на первый взгляд очень простую эстетику и сделал ее идеальной. Сейчас его картинка стала каноном, который многие пытаются повторить, и у многих не выходит. Но, помимо дорогостоящего оборудования, умения ставить свет и искусно работать с камерой, он невероятный режиссер, который раскрывает портретируемого.
Он за естественность, натуральность, никогда не требует позировать — он делал так, когда все в индустрии еще работали по-другому. Сейчас, когда на первый план вышла инклюзивность, оказалось, что его методы идеально подходят для истории, когда важнее персонаж, а не модель, когда вся индустрия идет за делом, а не за лицом. Не надо иметь модельную внешность, чтобы выглядеть «фэшн» на его картинке.
Паола Регу — самая известная португальская художница, создательница причудливых и страшных картин с замысловатыми сюжетами. Хотя всю сознательную жизнь она живет и работает в Лондоне, Португалия стала главным источником вдохновения в ее творчестве —от народных сказок до актуальных политических проблем. Так, в 1990 году Паола написала серию работ, чтобы повлиять на исход референдума по декриминализации абортов в Португалии.
Фильм снял ее сын, режиссер и продюсер Ник Уиллинг, известный в первую очередь своими работами в жанре фэнтези. У Уиллинга был доступ к семейному архиву, поэтому в фильм вошло много видео и фото разных лет, которые никогда не публиковались ранее, а Паола впервые откровенно рассказывает о своей жизни в стране времен диктатуры, отношениях с мужем, преодолении депрессии и мизогинии в искусстве.
В Москве фильм представит сам Ник Уиллинг вместе с продюсером Мишель Камарда.
главный редактор The Art Newspaper Russia
Паола Регу — действительно одна из важнейших фигур в современном британском искусстве. Недавно несколько ее картин можно было видеть на выставке «Лондонская школа» в ГМИИ имени Пушкина среди других знаменитых британских живописцев, по-новому осмысливших традиции реалистического искусства. Мне кажется, Паола Регу интересна как с точки зрения верности своей линии в искусстве, так и тем, что ей пришлось входить в чужую культурную среду, в которой она в итоге смогла достичь огромного успеха. Фильм ценен тем, что мы от первого лица можем узнать историю этой выдающейся женщины.
Еще один фильм Ника Уиллинга в программе кинофестиваля — о британском абстракционисте Шоне Скалли, одном из самых богатых художников в мире. Уиллинг провел со Скалли год и совершил вместе с художником кругосветное путешествие: неутомимый (или, как в названии фильма, неудержимый) Шон Скалли за этот год открывал 15 выставок по всему миру.
Уиллинг исследует не только творчество, но и феномен коммерческого успеха Скалли, выросшего в бедности на улицах Дублина и Лондона, а теперь называющего себя «Дональдом Трампом в мире искусства». В свои 73 года художник наматывает на частном самолете больше километров, чем Бейонсе и Джей Зи во время гастрольного тура.
директор Мультимедиа Арт Музея
Почему я люблю Шона Скалли? Потому же, что и Ван Гога. В детстве я часто ходила на Ван Гога в Пушкинский музей. В тот момент я не анализировала его мазок и композицию, но была абсолютно захвачена вихрем энергии. И приблизительно так же меня захватили энергии в работах Скалли. Он непростой художник, он не сразу открывается, это зависит от твоего состояния; я много лет смотрела его работы, но он мне не открывался, а потом увидела на Art Basel и влюбилась.
Шон Скалли — это, во-первых, про умение и возможность встретиться с собой, он тончайший философ, очень глубокий человек. Во-вторых, в его работах можно прочесть всю историю искусства, при том что он ничего не повторяет. Он еще и потрясающий скульптор, работает тремя мощными регистрами, неважно, говорим мы о его живописи или скульптуре: мазок, цвет, архитектоника построения.
Очень интересно, каким получился фильм. Мы все за чем-то прячемся, за какими-то ролевыми масками, тогда как художнику надо каждый раз открывать самого себя и решиться на то, что твой внутренний мир будет как распоротый живот. Это про Шона Скалли. Он такой большой, и кажется, что ему все легко. Один раз влюбившись, ты уже не выходишь из этого мира.
Христо и Жанна-Клод — культовая пара художников-концептуалистов, прославившихся своими масштабными работами. Они оборачивали тканью Рейхстаг и Пон-Нёф в Париже и открывали одновременно 3 100 зонтиков над Калифорнией и японским островом Хонсю.
В фильме «Прогулка по воде» Христо, которому уже за 80, работает над первым после смерти Жанны-Клод проектом, который они придумали вместе еще много лет назад — это временный плавучий променад длиной три километра на озере Изео в Италии.
архитектор
Христо и Жанна-Клод — наверное, самый известный пример power couple, и такие пары очень вдохновляют, особенно когда их связывают еще и романтические отношения. Дуэт — это поддержка и обогащение идей, поэтому за ними всегда интересно наблюдать.
Теперь Христо делает проект без Жанны-Клод, но в фильме ощущается ее присутствие, он посвящает свое творчество ей и продолжает работать в том же ключе, что и раньше, часто говорит «мы» и разделяет с ней авторство — ведь этот проект они придумали вместе.
Особенно этот фильм будет полезен художникам и архитекторам, потому что Христо работает в архитектурном, даже урбанистическом масштабе, и можно увидеть, с какими сложностями в реализации проекта он сталкивается — и это его не останавливает.
Режиссер Хари Сама снял полуавтобиографический фильм о взрослении двух друзей в Мехико в 1986 году, где зарождаются контркультура и авангардное искусство.
Два юноши из хороших семей, Карлос (Хабиане Понсе де Леон) и Гера (Хосе Антонию Толедано), скучают в пригороде, тайком ускользают из дому по ночам и пытаются продавать одноклассникам коллекцию отцовских порножурналов. В конце концов благодаря старшей сестре Геры друзья оказываются в гуще подпольной клубной жизни, где ищут себя среди авангардного искусства, наркотиков и секса.
Съемочная команда проделала большую работу, чтобы точно воссоздать атмосферу панк-сцены того времени, о которой сам режиссер знает не понаслышке, — и это уже оценили зрители кинофестивалей Sundance, Tribeca и Seattle Film Festival. К достойному визуальному ряду прилагается отличный саундтрек.
художник
Богемно-панковская жизнь того времени в фильме воссоздана очень смачно, прочувствованно. Я окунулся в ностальгию. Действие фильма происходит в 1986-м, а в 1988-м я жил в Западном Берлине, в Кройцберге, тогда панковском районе. Западный Берлин был уникальным городом: ограниченный стеной, он представлял собой сухопутный остров и был зоной свободы и на фоне социалистической части города, и по сравнению с капиталистическими странами. Именно поэтому оголтело настроенные люди со всего мира стекались туда, чтобы тусоваться, заниматься музыкой, искусством и вести безудержный образ жизни.
Хоть фильм и называется «Это не Берлин», он, конечно, про «их» Берлин — и стиль одежды, и музыка, и общая атмосфера очень похожи на то, что было тогда в Кройцберге.
Это фильм об обретении молодым существом субкультурной ниши. Мне кажется, нашему зрителю фильм будет интересен, потому что по менталитету жители Мехико напоминают москвичей. И смотрится это как что-то родное, а не непонятное и диковинное.
Первый документальный фильм об эмодзи — символах, которые, если верить некоторым прогнозам, в будущем заменят современные мировые языки.
Авторы фильма Марта Шейн и Ян Чейни задались идеей всесторонне исследовать феномен эмодзи. Они побеседовали с лингвистами, дизайнерами, представителями консорциума Unicode (именно он решает, какие эмодзи появятся у вас в телефоне) и даже с эмодзи-активистами. В фильм вошли истории людей, которые борются за появление эмодзи с каплей крови (символизирует менструацию), эмодзи в хиджабе и эмодзи мате — напитка, который для аргентинцев вовсе не чай.
куратор и директор по коммуникациям аукционного дома Phillips
С помощью эмодзи проще передать интонации и эмоции, они настолько органично вошли в нашу жизнь, что даже не задумываешься, как они появляются, зачем кто-то очень хочет сделать значок «мате» и что в списке есть только красное вино, а белого нет!
Логично, что каждый человек хочет находить в своем телефоне символ, с которым он или она себя ассоциирует. Появляются эмодзи с разными цветами кожи, однополыми семьями. Из фильма можно узнать, что каждый желающий может подать заявку на создание своего собственного недостающего эмодзи.
В большей степени это картина для молодой аудитории. Для нее эмодзи — это язык, который она использует наравне со своим родным языком.
Новая документальная работа одного из самых влиятельных швейцарских кинорежиссеров Кристофа Шауба. В фильме он изучает архитектуру сакральных пространств, под которыми подразумевает большее, чем церковные здания. Вместе с ним в это философское исследование отправляются архитекторы Петер Цумтор, Петер Меркли и Альвару Сиза Виейра, художники Джеймс Таррел и Кристина Иглесиас, а также барабанщик-виртуоз Джоджо Майер. Фильм рассказывает о «духовной жизни» в архитектуре, изобразительном искусстве и природе, расширяя границы нашего восприятия.
архитектор
Это очень красивый фильм о пространстве веры, но большой вопрос: верит ли архитектор, который работает на церковь, или использует ее образы в силу религии? Когда архитектор Мис ван дер Роэ сказал: «Бог в деталях», — какого бога он имел в виду? Для архитекторов пространство и есть бог. Почему сюжет этого фильма разворачивается вокруг образа храма? В отличие от многих институций, церковь гарантирует вечность и правильную эксплуатацию созданного пространства — и этим она привлекательна для архитектора. Церковь, как и музей, будет использовать пространство по назначению без существенных изменений.
Фильм предназначен в первую очередь для ценителей архитектуры и дизайна, но я считаю, его стоит посмотреть всем, кто собирается строить, неважно что — производство, частный дом, квартиру, сарайчик во дворе, словом, что-то реализовать в области пространственных практик. Посмотрев его, они смогут по-другому взглянуть на работу архитектора-художника. В этом фильме ставятся правильные вопросы и даются ответы, которые невозможно получить, пока ты сам не стал архитектором, а это очень постепенный и долгий путь.
Отец сюрреализма в кино, режиссер Луис Бунюэль, в начале своей карьеры снимал вместе Сальвадором Дали «Андалузского пса» и «Золотой век», а несколько десятилетий спустя получил мировое признание с «Дневной красавицей» и «Скромным обаянием буржуазии». Режиссер Сальвадор Симо сделал о нем анимационный фильм, действие которого разворачивается в период между двумя этими знаковыми событиями.
1933 год, до мировой славы еще далеко, и Бунюэль, поссорившись со спонсорами и с Дали, отправляется в самый бедный регион Испании Лас Урдос снимать документальный фильм «Земля без хлеба». Деньги на съемки ему дает друг, выигравший их в лотерею.
Сальвадор Симо при подготовке к работе изучил множество документальных источников, но решил сделать анимационный фильм, чтобы рассказать в первую очередь историю о дружбе и о Бунюэле-человеке, а потом уже о режиссере, отстаивающем свой творческий метод. Кадры из «Земли без хлеба», которая сразу после выхода в Испании был запрещена, вошли в анимационный фильм.
кинокритик
Есть шутка: Бунюэль настолько богоподобен, что придумал для человечества новый разрез глаз. Ведь самая знаменитая сцена в его фильмографии — это разрезание глаза в «Андалузском псе», ярчайший образец физического воздействия, которое иллюзия кино может оказать на зрителя, моментально и беспощадно. А документальный фильм «Земля без хлеба» — пример служения испанского сюрреалиста задачам сугубо реалистическим и гражданским. Авангардная режиссура здесь вспахивает сухую и неплодородную почву, извлекая на поверхность правду о нищей жизни крестьян. Законы документалистики при этом еще не сформулированы, историей не произнесена знаменитая фраза о том, что «в игровом кино режиссер — Бог, в документальном Бог — режиссер», поэтому Бунюэль пассионарно вмешивается в ход событий фильма. Ему, как, наверное, и положено сострадающему творцу, хочется дирижировать реальностью. И получившийся фильм задает тон манипулятивной (хоть и в благородных целях!) документалистике как таковой. А мультфильм, который покажут на фестивале, позволяет вернуться к началу истории — и лучше узнать одну из черепах, на которых стоит мир кино.