Греческая природа, парусный спорт и дресс-код, без которого в море будет нелегко
Уже около года паруса, волны и ветер не выходят у меня из головы. Наслушавшись рассказов друзей, я мечтала попробовать и убедиться, что это мое. Но идти сразу на регату и мешаться под ногами не хотелось. Поэтому начать я решила с обучающего курса (могу порекомендовать @sailingcourse, и запомните еще одну хорошую компанию @windmyway — это Airbnb в области парусного спорта, отличный российский стартап, с которым можно отправиться на яхте в любой конец света), что вдохновляет не меньше, а главное — поможет освоить непростую науку укрощения ветра.
Морская гладь, разбивающиеся о мыс лодки волны, бесконечный горизонт и бескрайние просторы, белоснежная палуба и блики солнца на металлических деталях яхты, красивые узлы, наполняющиеся ветром паруса — и я в новых солнцезащитных очках. Мечта!
В Афинах дождь, 17 градусов, пахнет цветами и весной. Полупустой город, местные жители разъехались на праздники. Пасхальные каникулы длятся 10 дней, сегодня — последний шанс сделать закупки и решить бытовые вопросы.
Из аэропорта ехали целую вечность, по дороге купив SIM-карты и кофе. Одно это дело могло занять весь день, но мы легко отделались двумя часами. В салоне связи, впрочем как и везде в Греции, работают не торопясь, без особого рвения. На подъезде к марине облака стали рассеиваться, дождь прекратился. Вся надежда на завтрашний светлый праздник и традиционно хорошую для Пасхи погоду.
Мы летели одним рейсом с капитаном и его женой, вместе мы принимали лодку. Хозяин все показывал и рассказывал про каждую деталь — от механизма навигации до фонарика и линейки в капитанском столе. Запомнить все не удалось, но зато появилось понимание, что я на лодке и это не сон. Теперь я
знаю, что для новичков размер имеет значение, и чем больше судно, тем оно устойчивее (меньше качает и не так много брызг летит на палубу). Яхту в 15 тонн практически невозможно перевернуть из-за многотонного киля, компенсирующего крен от высокой мачты и парусов, даже если те наполняет очень сильный ветер. Поэтому крен — это норма для парусной яхты. Пока все мои знания ограничиваются словами «отшвартоваться», «поднять паруса» и «наслаждаться видом». Жду не дождусь утреннего инструктажа и первых приступов к лодке! Но как говорится, утро вечера мудренее. Все мысли прочь, и в добрый сон.
Утро на лодке напоминает какой-то странный концерт. Скрип мачты, поворот гига и хрип насоса перебиваются ритмичными звуками открывающихся и закрывающихся дверей и шагов. Кто-то собирается на пробежку, кто-то поставил кофе, а кто-то ходит по палубе прямо над головой. Московская привычка нежиться в постели и проверять почту сложно сочетается с режимом жизни на лодке. 8:30 — завтрак, 9:00 — инструктаж, в 10:00 выходим в море.
Маршрут курса начинается в Афинах и проложен между островами Эгина, Порос, Идра и Спецес, что к юго-западу и в относительной близости от греческой столицы. Расстояние между островами позволяет комфортно передвигаться между ними в быстрые сроки, в отличие от островов, расположенных к юго-востоку от Афин, например Миконоса, Санторини, Адамантаса, и требующих многочасовых переходов. То есть больше времени остается на отработку управления парусами, швартовку, а вечером — на изучение исторического наследия Греции. Из-за близости к столице каждый остров принимает огромное количество туристов, но это днем. Путешествующие на яхте, пришвартовашись вечером в марине, уже застанут только местных жителей и море свободных ресторанов, баров, пустые достопримечательности, которые лучше изучать, когда солнце растворяется в Эгейском море.
Понедельник. Мой любимый день начался, как заведено, празднично. Утренние церемонии: теплая вода с лимоном, приветствие греческого солнца на палубе лодки, завтрак с великолепным видом из марины острова Айгина. Это, кстати, настоящее фисташковое царство. На каждом шагу лавки с фисташковым маслом, кремом, медом, соусом песто, батончиками и всем, что только можно вообразить. Так что долго думать, что увезти с собой в качестве сувенира, не пришлось.
Отправляясь в путешествие на лодке, нельзя забывать о технике безопасности. Она на яхте превыше всего, поэтому команду всегда инструктируют, где находится спасательный плот, как вызвать спасательные службы, где находятся огнетушители и спасательные жилеты. Без этого в море не выходят. Но даже у опытного экипажа случаются ЧП. Наше путешествие не обошлось без приключений, но мне повезло, и я отделалась легким ушибом.
При аренде лодки важно узнать у хозяина обо всех особенностях модели судна. Наша лодка оказалась с призом. Обычно гиг крепится к мачте двумя деталями — болтом внутри гига и топенантом, то есть веревкой, страхующей гиг по задней шкаторине. При спортивном сейлинге топенант снимают для ускорения работы с гигом, остается единственное закрепленное место — болт на мачте. Неожиданно для всего экипажа в конструкции гига на данной модели лодки болта не было, и когда мы отвязали топенант, гиг рухнул ровно в том месте, где стояла я. Так праздничный понедельник прошел с банкой пива у головы, шиной на руке и в поисках рентгена на ближайших островах. В Греции много государственных поликлиник, и если есть оборудование, то вам окажут помощь совершенно бесплатно. И все же, отправляясь в путешествие, которое связано со спортом, позаботьтесь о страховке.
Мне повезло: ни сотрясения, ни перелома, но легкий испуг останется как память о том, что парусный спорт — это настоящий экстрим и надо быть готовым ко всему. Настрой мой это не сбило, и я продолжила работать в команде. Меньше руками, больше головой.
Порос встречает бирюзовой водой и фантастическим домиком, как из какого-нибудь мультфильма Миядзаки. Своим уютом остров больше напоминает берега озера Комо, чем греческий городок. Многие приезжают на Порос гулять и любоваться видами. Сверху на горе стоит белая башня XIX века с часами и открытым старинным механизмом. Ничего особенного, но когда солнце тонет в розовом горизонте под звон колокола, кажется, эти часы останавливают время.
Кстати, о времени. Тайминг всегда зависит от людей в команде, и как бы строг ни был капитан, готовьтесь быть пунктуальным, но гибким! В парусном спорте важно уметь действовать по обстоятельствам, главное — знать, что делать. По пути к каждой новой точке на карте мы учимся ставить паруса, управлять лодкой, выполняем повороты и пытаемся разобраться в
принципе ее действия. В процессе каждый осваивает новую позицию, кто-то «на стакселе», кто-то «на гроте», мне после травмы достался руль, и я хочу сказать — это мое!
Путь к следующей марине лежал через серию необитаемых островков и любопытную достопримечательность — так называемый остров лягушки. Капитан хорошо знал местность и завел нас в бирюзовую бухту безупречно.
В Идре, или Гидре, есть что-то мистическое, особенно золотое свечение на закате, когда заходишь в бухту. Крошечный город на огромном острове больше похож на идеальное пристанище одного из чудовищ древнегреческой мифологии. До прибытия на Идру я делила все острова Греции на кошачьи и собачьи — Идра и здесь оказалась ни на что не похожа. Утром, когда моряки возвращаются с уловом, кафе выставляют столики, с разных склонов вереницей спускаются ослики, нагруженные свежими овощами и фруктами. На острове нет машин, и все грузоперевозки совершают, звеня бубенчиками, эти милые животные.
Каждый выход в море насыщен практикой: мы учимся вязать узлы, бухтовать концы, настраивать паруса, выстраивать курс и, конечно же, вести лодку по «колдунчикам». Когда в первый день кто-то радостно достал кассету с Пугачевой, я не знала, радоваться или плакать, оказалось все намного практичнее. Пленку размотали, нарезали и закрепили на тросах — колдунчики помогают определять направление ветра. Лайфхак от настоящих яхтсменов.
Останавливаться на Спецесе стоит ради идеальных рассветов, когда карма яхты смотрит на восток и солнце появляется из моря ровно между островами. Остается поставить будильник и включать музыку Александра Деспла. На острове пахнет кожей и кофе. У марины встречает Гранд-отель, небольшие особняки выстроились вдоль берега, узкие улочки наполнены всевозможными бутиками и лавочками. Мимо нескольких пройти не удалось. Например, концепт-стора с диковинными штуками из Папуа Новой Гвинеи, Намибии, Индии и Австралии. Плетеные сумки, платки, платья с вышивками и роскошные украшения туземцев — вытащить меня оттуда смогло только желание проводить солнце. Другое место — очень красивый бутик ювелирного бренда, который привлек своим минимализмом и волшебным светом. Дизайнер работает с драгоценными сплавами и камнями, во многом переосмысляя наследие Древней Греции.
Прогуливаясь по берегу, я заметила колоритную вывеску бара. Заглянув внутрь, увидела хозяина, который размеренно готовил запасы, что-то прибирал за стойкой, спокойно и доброжелательно поприветствовал меня и продолжил заниматься своими делами. Последний раз Ricard упоминали в этих стенах лет семь назад, и был это, конечно, француз. Хозяин выслушал мои объяснения в любви к этому напитку и стал перебирать дальние полки, подниматься на ступеньки, передвигать бутылки второго ряда. «Если это обрадует грузинку, то я не поленюсь отыскать бутылку!» — сказал он, доставая заветную анисовую настойку на свет. Спустя полбокала и две песни Simon and Garfunkel ко мне присоединились друзья с лодки, а бар наполнился шумными разговорами на разных языках. Это было идеальное место — место, куда хочется вернуться.
Заходя в каждую новую марину, мы часто встречали уже знакомые лодки путешествующих тем же маршрутом. Но мало кто знает небольшую деревушку возле вулкана Метана. Мелкая бухта, рядом всего два судна. На берегу парочка уютных, но пустых трактиров, а до другого конца деревни 20 минут пешком вдоль берега. Обожаю такие места. Каждый двор имеет свое лимонное дерево и густо засажен цветами. Фонари на набережной мигают, а местных жителей не видно. Парочка французов забрела сюда в поиске кинематографичного места для ужина. Идеально, чтобы перевести дух, побыть наедине с собой и отдохнуть.
Утром на двух машинах нас доставили к подножию вулкана, откуда по скалистым уступам несколько километров вверх к кратору. У природы особенные места силы, в них есть что-то вечное, мощное. Здесь не продают билеты, магнитики с лавой и не водят экскурсии с гидом.
Место абсолютно дикое и не тронутое цивилизацией, а единственный сувенир — это воспоминания и гербарий. На склоне растут тысячи маков и ромашек, но чем ближе к вулкану, тем мельче и неизвестнее становятся растения. Эта коллекция отправится домой, в Москву, в томике П.П.
Впереди нас ждал еще целый день в море и обратный путь к Афинам. Острова вдоль Пелопоннеса кучно разбросаны, и каждый хранит древнюю историю и свой особенный дух. Недалеко оттуда на северо-востоке полуострова располагается древний город Эпидаврос — священная лечебница античного мира. Театр Эпидавра — это античный театр III–IV века до н. э., который сохранился лучше других. Считалось, что представления, развлекающие посетителей святилища, ускоряли процесс лечения. Путь к древнему центру лежит через километры апельсиновых полей по живописным склонам. Такая быстрая смена картинки, ландшафта и впечатлений обеспечит заряд эндорфинов надолго!
Возвращение в Афины на закате стало праздничным финалом путешествия. Сидя на корме лодки, я пыталась уловить все оттенки быстро меняющегося солнца, которое плавно уходило в море, погружая в тень грузовые суда на горизонте. Тем временем Афины зажигали свои огни, и мы вошли в яркий и веселый город под музыку и фанфары.
Сложно думать о практичной стороне, если ты никогда не выходил в море и тем более не жил на лодке. Мне же усложняли задачу многочисленные картинки из рекламных кампаний, модных съемок и красивых фильмов, где все в белых нарядах и красивых очках.
Остудить пыл и помочь в кратчайшие сроки собраться помогли более опытные друзья, что позволило мне не замерзнуть, не промокнуть, не поскользнуться и избежать других неприятностей, которые могут случиться при несоблюдении дресс-кода на яхте. Итак, список самого необходимого, если вы плывете на яхте в теплое время года:
— ультратонкая водолазка с SPF-защитой (белого цвета);
— куртка с капюшоном и клапанами от воды (белого цвета);
— леггинсы для йоги (как база);
— шорты (непродуваемые и водостойкие);
— обувь для яхты (я выбрала с высокой щиколоткой, для тепла);
— очки на шнурке (у более опытных членов экипажа со спецстеклом);
— кепка с козырьком / панамка на веревке;
— яхтенные перчатки.
Все это можно приобрести в специализированных магазинах в Москве или в интернете, главное — определиться с размером и кроем.
— удлиненная рубашка Loewe;
— палантин Damir Doma;
— белый худи Uniqlo;
— сумка-авоська для шопинга в городе;
— кроссовки для прогулок adidas;
— шаровары Everlast;
— трикотажное платье для ужина Zara;
— и, конечно, клубный пиджак Tegin.
Трикотаж, вафельный хлопок и шелк легко свернуть, они не мнутся при перелете — большой бонус на яхте, ведь гладить одежду там не получится. В моем случае незаменимым стал шелковый платок Hermès, который спасал меня и как повязка на голову, и как легкий шарф, идеально вписывался в морской пейзаж и просто создавал настроение.
В качестве багажа на яхте удобнее использовать мягкую сумку, но для небольшого чемоданчика место тоже найдется, зависит от размера лодки.
Погода в море может быстро меняться: даже в самые жаркие дни при движении лодки ветер продувает до костей, и необходимо иметь при себе ветровку. После захода солнца на палубе сильно холодает, и вам может понадобится более теплая куртка. При этом, если вы собираетесь не только загорать, будьте готовы к неслабым физическим нагрузкам. В любом случае, при соблюдении дресс-кода все эти мелочи быстро уходят на второй план, и вы можете целиком сконцентрироваться на процессе и получать удовольствие от парусного спорта.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7